Более четырёх месяцев назад ушёл из жизни Ронни Джеймс Дио (1942-2010) – вокалист Dio, Rainbow, Black Sabbath, Heaven and Hell, Elf.
Его голос не уступал по мощи лучшим оперным тенорам и баритонам. Дуги Уайт в своём отзыве о Дио признавался, что музыка с альбома "Rainbow Rising", когда он услышал его впервые, заставляла всё его тело трепетать – и это относилось к вокалу Дио даже в большей степени, чем к гитаре самого Ричи Блэкмора. Этот голос невозможно перепутать ни с кем – даже с его усердными подражателями. Дио, согласно многочисленным отзывам музыкантов, откликнувшихся на трагическое известие (большинство из них было собрано сайтом "Rainbowfanclan.com"), был великолепен в общении. По словам Роджера Гловера, Дио был "настоящим джентльменом рока", и всё, к "чему он прикасался", неизменно становилось "выше". Вспоминаются строки из концертных версий песни "Catch the Rainbow": "Catch the rainbow, see the light. Make it shine for you and I". Стремление ввысь было одним из сквозных мотивов лирики Дио, впоследствии унаследовавшей от "Rainbow" мистицизм и тематику в стиле "фэнтези".
Конечно, проходные композиции встречаются в творчестве любого музыканта, но в стилистическом отношении музыка Дио всегда была безукоризненна. Единственной уступкой не слишком разборчивым поклонникам стали очень консервативные сет-листы (мало кто из музыкантов рискует избегать старого материала): основа концертного репертуара Дио была заложена ещё на рубеже 1980-х и 1990-х гг. – это, прежде всего, первые сольные альбомы Дио, признанные большинством критиков классическими ("Holy Diver" (1983), "The Last in Line" (1984), а также "стандарты" "Rainbow" и "Black Sabbath": "Man on the Silver Mountain", "Long Live Rock’n’Roll", "Heaven and Hell" (её Дио считал своей лучшей композицией), "Mob Rules", и другие. Сам Дио в одном из интервью признавал, что было бы неплохо вживую исполнить альбом "Magica" (2000) целиком, но боялся, что это вызовет непонимание поклонников. Тем не менее, по многочисленным отзывам критиков, Дио был одним из немногих вокалистов классического рока, полностью сохранивших голос с годами.
Вхождение Ронни в музыкальный пантеон произошло довольно поздно. Переломным моментом его жизни стал 1975-й год, когда музыканту было 33 года (и это очень символично): именно тогда на основе группы "Elf" Ричи Блэкмор создал группу "Rainbow" и выпустил альбом "Ritchie Blackmore’s Rainbow" (1975), получивший преимущественно положительные отзывы критиков. В его ранних альбомах 1960-х гг. (таких как "Dio at Domino’s" (1963) – альбом группы "Ronnie Dio & The Prophets") невозможно узнать будущего "металлического" гуру: они тяготели к традиционной эстраде: такова баллада "I Left My Heart in San Francisco". Постепенно музыка Дио становилась более разнообразной и техничной. Его группа "Elf", записавшая в первой половине 1970-х гг. три студийных альбома, сочетала бит, рок-н-ролл, ритм-энд-блюз и элементы раннего хард-рока. В 1974-м году Ронни (вместе с Роджером Гловером) создал знаменитую композицию "Sitting in a Dream", вышедшую на сольном альбоме Гловера (мульт-роковой опере "Butterfly Ball"). Это удивительная песня почти совсем не похожа на то, что Дио делал во второй половине своей жизни.
Был ли Дио хард-роковым или всё же "металлическим" композитором и певцом? Однозначно, и тем, и тем. Можно сказать, что "Rainbow" был апофеозом хард-рока – с его сложностью и возвышенностью. Концертные выступления "Rainbow" с Дио, доступные слушателям на многочисленных концертных альбомах, продолжали и развивали "классическую струю" в "пурпурной" стилистике. И дело даже не в цитатах из симфонической музыки, хотя их на "Deutschland Tournee" (1976 (записан), 2006 (издан) было довольно много, а в принципиальной установке на композиционно-мелодическую сложность и виртуозное владение инструментами, уход от типичной для рока "рондальной" структуры: некоторые песни звучали более двадцати минут, и достигалось это не путём "механического расширения", а путём тончайшего продумывания формы.
Большинство поклонников "Rainbow" признают, что Дио был лучшим вокалистом группы, художником, которому было свойственно совершенно особое мировосприятие. Вышедший в 1980-м году альбом "Heaven and Hell" довольно многое взял у "Радуги", но это был уже хард-н-хэви. Это определение применимо ко всему позднему творчеству "Black Sabbath" с Ронни, а также и к сольным альбомам Дио, и к звучанию группы "Heaven and Hell", хотя "металлическая" составляющая с годами только возрастала. С каждым годом музыка становилась жёстче и тяжелее (за исключением концептуального хард-н-артового (или прогрессив-металлического) "Magica" (2000).
В эпоху культурного релятивизма и нескончаемых информационных потоков, уход Дио получил отклик, в основном, только в роковой/металлической среде. В отличие от Роберта Планта и Оззи Осборна, при жизни Дио не вошёл в мейнстримовый канон. Теперь ситуация начинает исправляться. Оззи Осборну удалось достичь статуса одной из самых раскрученных фигур классического рока, по большей части, за счёт использования специфических пиар-методов (создание противоречивого сценического образа, участие в реалити-шоу, рэповые перепевы "Black Sabbath" на трибьют-альбоме "Nativity in Black II" (2000). Ронни Джеймс Дио никогда не шёл на компромисс. Его имя навсегда останется эталоном стиля, верности хорошему вкусу. Ведь почти ни один из гигантов хард-роковой/металлической культуры не избежал соблазнов массовости. Можно считать исключением Роба Хэлфорда, "Металлику" и, безусловно, Дио. Трагическая новость лишь повысила массовый интерес к Ронни. Его фигура становится ещё более культовой, чем при жизни. Если раньше (после ввода имени "Ronnie") при поиске в "Google" система выдавала на первом месте "Ronnie Coleman", а уже на втором – "Ronnie James Dio", то теперь имя певца (в разных поисковых вариациях) "опустило" известного бодибилдера сразу на несколько позиций.
Дио был верен себе, но при этом оставался разнообразным. Он был верен хэви-металу (последняя записанная им композиция называлась "Metal Will Never Die"), но при этом никогда не сковывал себя узкими жанровыми рамками. В его проектах нельзя услышать какофонии – мелодизм являлся для него главным принципом.
Популярность и влияние Дио будут только увеличиваться со временем – это неизбежный процесс.
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)