Новые песни пишет тот, у кого старые плохи. А Земфира Рамазанова славится мастерством превращения хороших старых песен в неплохие новые путём радикальной смены аранжировок. Три года назад она уже совершила масштабное переосмысление своего песенного наследия в рамках тура "Дежа Вю", во время которого полным ходом шла работа над новым альбомом "Спасибо". Сейчас, после полутора лет молчания певицы, история повторяется.
В начале лета официальный сайт певицы сообщил о том, что новые песни уже написаны, а старые можно будет услышать в готовящемся мини-туре. Благо и повод есть: переиздание первых трёх альбомов, которые уже несколько лет не найти в музыкальных магазинах. Переиздаются они, кстати, с неизменённым дизайном и без бонусов, так что для давних ценителей интерес представляют небольшой. Вскоре появилось подробное расписание и билеты, торговля которыми шла через специально созданный Интернет-магазин. Больше о концертах ничего известно не было, кроме того, что программа будет "камерная, рассчитанная на камерные залы".
Понять, что значит эта формула, можно было уже на фестивале "Новая Волна". Здесь Земфира исполнила четыре песни в минималистичных аранжировках, сама играя на синтезаторе. С ней на сцене появились лишь басист Алексей Беляев из прошлого состава и гитарист группы Океан Ельзi Пётр Чернявский.
Первый концерт долгожданного мини-тура состоялся в питерском клубе "Зал Ожидания". Через сорок минут после заявленного начала на сцене появились Земфира и Беляев, и сразу грянула "Аривидерчи", в прежние годы традиционно завершавшая концерты. Даже исполненная под драм-машину песня не очень изменилась, разве что стала ритмичнее и поэтому плавно перешла в гораздо менее узнаваемую "Румбу" с купированным текстом, но обогатившуюся медитативным проигрышем. Следом предстает большая часть концертной классики Земфиры – приближенные к демо-версии "Ромашки", "Город", "Маечки" с новым вокализом. Продемонстрированные ещё в Юрмале обновленные "Ощущения" и "Небомореоблака" тоже сыграны вдвоём, без гитары Чернявского, которой, признаться, здесь ощутимо не хватает. Больше всего эти аскетичные прочтения песен напоминают Тома Йорка (Thom Yorke) периода "Eraser" да некоторые номера "Вендетты". Отдельно стоит отметить искрометное исполнение песни "Скандал": излишнюю сухость сопровождения здесь целиком скрашивают яростная вокальная подача и бешеный бит. Вся эта электроника подражает биению сердца – центрального образа, использовавшегося в оформлении тура. Да и вообще удивительно, что заезженные песни десятилетней давности в новом звучании приобретают и новые смыслы - основная причина тому кроется в многоплановости и вариативности лирики. Именно это свойство позволяет Земфире пропевать каждую строчку так, что в актуальности её сомнений не возникает. Завершила экспериментальный электронный блок беспроигрышная ностальгическая серия – "Непошлое" и "Сигареты". Последние переходят в закольцованный сэмпл из песни "Go Tell It on the Mountain" Джона Уисли Уорка (John W. Work) в исполнении The Golden Gospel Singers.
Пока звучит песня, звукорежиссер Николай Козырев, руливший до этого программингом, садится за ударную установку, а Земфира берёт в руки электрогитару со словами "Смертельный номер". Исполняется гитарный триптих – "Припевочка-Искала-Кто". Сменив инструмент, певица меняет и вокальные интонации, напористо чеканя окончания и выкрикивая, выталкивая из себя слова. Энергичности в этих номерах хоть отбавляй, но вот мелодической составляющей, если честно, не хватает. Земфира возвращается к одному из своих синтезаторов, а на экране появляется проекция недавней съемки, сделанной Ренатой Литвиновой – именно она в этот момент стоит за пультом. Так, под звуки дождя песня "Мечтой", тоже звучащая совсем как на демо-записи, завершает основную часть программы.
Но ждать музыкантов на бис долго не приходится. Первым бонусом звучит кавер на песню группы Кино - "Попробуй спеть вместе со мной". Через примочку создаётся нижний подголосок, тембрально напоминающий голос самого Виктора Цоя. Земфира, по сути, исполняет дуэт с кумиром юности. С учетом сильно изменившегося в последнее время имиджа певицы, сходство двух музыкантов очевидно. Даже к аранжировке подошли бережно, и сама Земфира сыграла оригинальное гитарное соло. Правда, после этого пожаловалась на уставшую руку – не гитарист ведь она совсем. В этот момент особенно ярко проявилась напряженность артистки, не влиявшая на звучание, но всё-таки чувствовавшаяся.
Третья смена инструмента за вечер – звучит "Австралия" с месяц назад вышедшей официально пластинки "Z-sides". Песня впервые исполняется публично под акустическую гитару. И следом, в том же оформлении. следует "Главное".
Точкой в уже затянувшемся финале стала клавишная "Бесконечность" - как намек на продолжение встреч. Перед этим Земфира попросила прощения у поклонников и пообещала в ближайшее время набраться мощи. Может быть, поэтому и не было второго биса, несмотря на настойчивое скандирование зала на протяжении целых сорока минут. После роскоши последнего концерта в Олимпийском, длившегося три с половиной часа, неполные два действительно кажутся недостаточными. Но, учитывая, что это первое выступление за полтора года, тем более анонсируемое как проба сил и "междусобойчик"... Земфира всё ещё умеет "казаться, между прочим, лучше всех" и "прогонять ностальгию", несмотря ни на что.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)