Попросите кого-нибудь из знакомых визуализировать понятие "рок" и почти наверняка на его рисунке окажется предмет, без которого сложно представить рок-музыку – и это будет электрогитара. Инструмент, с которым кто-то обращается как с женщиной, а кто-то как с пулеметом, сегодня является не только неотъемлемым атрибутом настоящего рокера, но и вполне самостоятельным фетишем: редкому собрату из семейства струнных так везло по части модификаций, измывательств и тяжелых побоев, как изобретению Лес Пола (Les Paul).
Правда, если вернуться из сияющей абстракции назад в суровую реальность, то легко можно убедиться, что гитара давно потеряла значение священного символа рока – шесть струн истязают вовсю и эстрадные лабухи, и подвальные электронщики, да и порой в ином оркестре нет-нет, да мелькнут знакомые обводы. К тому же, в самом роке уж нет былого единения – порой кажется, что и рока-то как такового уже в помине нет: остались лишь только нескончаемые жанры-кубиклы, куда мучительно пытаются влезть молодые музыканты, теряя по пути все ненароком нажитую самобытность.
Против такого порядка резко высказываются устроители фестиваля "Разные на гитарах", чей лайн-ап смутит любого меломана-пуриста, но обрадует всех, кто больше не в силах терпеть нелепые загончики узкопрофильных музыкальных направлений. Судите сами – в одной обойме оказались виднейшие представители гаражного рока, ветераны "новой волны", любители грязного звука и безбашенного драйва и вдумчивые, чуткие экспериментаторы, абсолютные новички и те, кто прошел немалый путь. Да, пресловутая гитара в этом случае лишь условность, своего рода протянутая рука между вождями разных племен, примирительный жест, напоминающий, что у любой, даже самой разной музыки всегда найдется что-то общее – арсенал ли, устремления и корни. Музыкантов-то, ясное дело, в подобной упертости сложно заподозрить, но вот среди их поклонников попадаются и совершенно бескомпромиссные фанаты единожды взятого направления. Им и будет нелишним открыть глаза и увидеть многообразие музыкальной вселенной всего лишь за один вечер.
За красоту безмолвных монументальных ландшафтов ответят москвичи Verba, сторонники искаженного гитарного звучания и гулких, инструментальных пассажей. Verba – едва ли не единственные музыканты на столичной сцене, кому пошла в пользу их исключительная эрудированность: музыка Verba одновременно отсылает к пост-року, психоделии и кинематографической электронике, но вместе с тем, коллективу удалось выработать свой узнаваемый стиль.
В последний момент в списке выступающих произошла замена, но это, надо заметить и к лучшему: на смену непомерно активизировавшемуся за последние года-полтора Василию Шумову и его Центру, пришли не менее славные и куда более интересные с музыкальной точки зрения старожилы Альянс, ведь удачных мелодий в их творчестве всегда было больше, чем тяжеловесных словесных конструкций.
Рок-дискотекой заведует квартет Stone Cold Boys и на них можно положиться: прыгучие ритмы и задорные риффы вышибают любую суету из головы, а их стоунер-роковое происхождение в этом сезоне только кстати – когда Москва превращается в затянутую пеленой дыма прерию, песни про ковбоя из ада приобретают дополнительное измерение.
Новый проект представит и заслуженный деятель андеграунда Вова Терех, на чьем счету бесчисленное множество предприятий и ни единой промашки. В этот раз Терех будет играть в загадочном минималистическом коллективе Trаvы, по словам лидера группы это будет психоделическое прочтение трехаккордной дворовой музыки, сыгранная быстро, мощно и напористо.
Место премьеры уготовано молодой брянской команде Buzzzliner. Несмотря на никудышные тексты и причудливые эмо-названия песен, Buzzzliner играют музыку, что надо – полновесный рок с шаманскими вставками, драйвовый, тяжелый и странно неуклюжий одновременно.
Разные на гитарах: Альянс, Verba, Trаvы, Stone Cold Boys, Buzzzliner
Москва, клуб IKRA
22 августа 19.00
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)