ФЕСТИВАЛЬ  Osheaga 2010, день 2: вечная молодость

Хотя в хедлайнерах второго дня Osheaga числились Weezer, специального корреспондента Звуков Сергея Степанова интересовало другое – найдет ли управу на инди-рокеров Снуп Догг и есть ли на свете группа круче, чем Sonic Youth.

Должен признаться, что идти на второй день очередной “Ошихаги” я поначалу не собирался вовсе – все мои фестивальные приоритеты, словно сговорившись, сгрудились в лайн-апе субботы, тогда как воскресенье организаторы сразу отдали на откуп артистам вроде Weezer, Metric и Deadmau5. Прошло то время, когда я мог безболезненно пожертвовать выходным днем ради одного лишь праздного любопытства, на которое напрашивались ранние сеты Сеу Жоржи (Seu Jorge) – того самого, что играл в “Городе Бога” и переводил песни Боуи на португальский в “Водной жизни”, – или The Black Keys.

Причиной, заставившей меня изменить первоначальное решение, стали заявившиеся на фестиваль одними из последних Sonic Youth, четыре года назад закрывавшие первый день первой “Ошихаги”. О том, насколько повысился с тех пор статус фестиваля, красноречиво сообщал слот, выделенный ветеранам в 2010 году, - второй с конца, на третьей по значимости сцене. Справедливость, впрочем, восторжествовала – ценой потери Deadmau5, рухнувшего в обморок во время пятничного концерта в Вашингтоне и получившего врачебную директиву отказаться от гастролей как минимум на месяц. Лайн-ап в этой связи претерпел ряд рокировок, одной из которых стало как раз возвращение Sonic Youth на уже знакомую им главную сцену.

Ах да, самым последним на фестиваль заявился Снуп Догг (Snoop Dogg), с издевательской легкостью собравший во время своего сета толпу, больше которой была только аудитория субботних хедлайнеров Arcade Fire. Снупа живьем я слышал лишь однажды, и всего минут пятнадцать, зато было это на “концерте века” Live 8 в лондонском Гайд-парке, и всю рок-н-ролльную рать рэпер тогда если не убрал, то как минимум озадачил – круче, чем он, 200-тысячную аудиторию растряс разве что Робби Уильямс (Robbie Williams).

Приблизительно то же самое случилось и в монреальском парке Жан-Драпо. Не располагая ни внушительным багажом хитов, ни сильным аккомпанирующим составом – ничем, кроме хитрой лисьей морды, стопудовой уверенности в себе и именного микрофона, Снуп взял публику нахрапом – и не отпускал на протяжении часа. “P.I.M.P.”, “Drop It Like It's Hot”, “La Di Da Di”, “Gin and Juice” и прочая обязательная программа, стремительный кавер “Jump Around” House of Pain, задушевные беседы со слушателями (в основном, про телок и марихуану) – и если встречали Снупа как героя, то провожали уже как короля.

“Мне тут говорят, что у меня осталось две минуты на последнюю песню, - сообщил в какой-то момент артист. – Ну, что тут сказать? Fuck! That! Shit!” Надо ли уточнять, что рефрен “Fuck! That! Shit!” тут же радостно подхватили 20 тысяч человек (включая, кажется, нескольких поклонников выступавших следом Sonic Youth), а со сцены Снуп уходил еще минут десять, напоследок посвятив еще один хоровой номер себе любимому.

Восстановленные в правах Sonic Youth стали первыми и последними, чей воскресный сет я выслушал целиком – и, право же, оно того стоило. Сделав довольно мощный акцент на материал прошлогоднего альбома i<>“The Eternal”, группа ни разу не дала усомниться в своей правоте: “Sacred Trickster”, “Poison Arrow”, “Anti-Orgasm” и особенно “Antenna” звучали так, словно Sonic Youth их играют десятилетиями. Быстро распугав всю случайную публику (первая, растиражированная версия лайн-апа обещала в этот час Metric), ветераны набирали ход и силу с каждой новой песней, достигнув пика на винтажной связке из “The Sprawl” и “Cross the Breeze”.

Из воздвигаемых Sonic Youth стен звука можно, как и прежде, строить крепости, Ким Гордон (Kim Gordon), Терстон Мур (Thurston Moore) и Ли Раналдо (Lee Ranaldo) с какого-то момента явно отказываются стареть, а их шоу не только круты сами по себе, но и ужасно полезны для самообразования. Все вроде бы в курсе, на кого – от Nirvana до Tequilajazzz – они повлияли, но, слушая хайлайты “Daydream Nation”, слышишь во всех подробностях, как именно они это сделали. И хотя смотреть во время концерта Sonic Youth особо не на что (Раналдо, играющий на электрогитаре смычком, - не в счет), по части собственно музыки они дадут фору 9 из 10 современных инди-идолов.

К каковым, насколько я понимаю, относятся и пресловутые Metric, внезапно завладевшие моим вниманием благодаря саундтреку к третьим “Сумеркам” (представьте себе, представьте себе). Оказалось, впрочем, что даже Metric песни из “Сумерек” играть западло – вместо этого подвижная солистка Эмили Хейнс (Emily Haines) призналась в любви к соотечественнику Нилу Янгу (Neil Young) и даже попыталась спеть “Hey Hey, My My”. Парк Жан-Драпо ходил ходуном, каждая вторая песня исполнялась хором – в общем, местная блогосфера уже вовсю прочит Metric в хедлайнеры Osheaga одного из будущих созывов. Я же, признаться, с их выступления сбежал.

Pawa Up First и Ra Ra Riot, которых я слышал урывками, задержаться у их сцен не убедили, а от как бы главных героев дня – ансамбля Weezer – меня потянуло в сон через две с половиной песни, так что фестиваль я завершал в окрестностях Scene Vert, в компании Devo. Играть в молодых у стариков получалось неплохо: музыканты были бодры, веселы, дважды переоделись и сыграли не только “Whip It”, но и хулиганскую перелицовку “Satisfaction”. Ну и что бы я там ни думал по поводу качественного дисбаланса между двумя фестивальными днями, этот самый satisfaction получили по их итогам более или менее все. К слову, и рекорд посещаемости Osheaga был обновлен – в четвертый раз кряду.

09.08.2010, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: