ФЕСТИВАЛЬ  EXIT-2010: день третий. Бабий бунт.

Финал фестиваля EXIT-2010: Royksopp, провал Мисси Эллиотт, триумф восточноевропейских женщин, успех Tesla Boy и вувузела.

Третий день сербского фестиваля EXIT прошел под знаком музыки модной и не столько стадионой, сколько клубной. На главной сцене ожидали появление крестной мамаши R&B Мисси Эллиотт (Missy Elliott), вокруг сцены Explosive ходили странные существа с ирокезами, страждущие по The Exploited, а любители ночных дискотек отсыпались в преддверии ночного сета Дэвида Гетта (David Guetta). Веселье обещало быть безостановочным.

Первыми на сцену вышли македонцы Bernays Propaganda - пожалуй, одна из лучших современных восточноевропейских команд. Крепкий гитарный рок, сильный и запоминающийся вокал Кристины Горовски (Kristina Gorovska) - отличные слагаемые успеха. Группа пока еще не столь известна в России, но вот в Европе Bernays Propaganda неизменно собирают полные залы, и частые гости на фестивалях. Кристина отлично работает с публикой, а их мощные рок-песни отлично завели публику, подготовив ее к дальнейшей программе, которая пестрела весьма и весьма серьезными именами.

Правда, в журналистском стане с утра бродили нехорошие слухи о том, что могут отменить свое выступление англичане The Klaxons. Молва донесла, что несколько предыдущих европейских концертов они аннулировали - у клавишника Джеймса Райтона (James Righton) разболелось горло, а он, помимо клавишных партий, отвечает в группе и за бэк-вокал, пропевая все "верха". Но сербское солнце оказало благоприятное воздействие на здоровье Джеймса, и группа на сцену вышла.

Правда, Райтон несколько щадил горло, минимизируя свое вокальное участие в общей музыкальной канве. В основном все песни пел басист Джейми Рейнольдс (Jamie Reynolds). Он вообще решил подурачиться как следует: привязал к грифу баса голубенький шарик, проиграл с ним пол-концерта и чуть не сорвал исполнение "Gravity's Rainbow" - на ней мини-аэростат отцепился и взмыл вверх, под софиты. Джейми остановился, прекратил играть и уставился вверх, провожая взглядом улетающий шарик. Юноша плачет, шарик улетел.

После этого мини-инцидента группа набрала обороты, жахнув "Twin Flames", в которой гитарист Саймон Тейлор-Дэвис (Simon Taylor-Davis) бесновался так, что чуть не свалил микрофонные стойки. Ну а на заключительной "Atlantis To Interzone" сомнений не осталось: из молодых инди-групп The Klaxons обладают наибольшим концертным потенциалом. Ждем ребят в России с нетерпением!

От рок-мотивов переходим к клубным историям. Главную сцену медленно обволакивает искусственный дым, и за клавишными стойками возникают два черных силуэта в масках. Пришло время Royksopp. Норвежцы тоже не подкачали: Торбьорн Брундтланд (Torbjørn Brundtland) и Свен Берге (Svein Berge) уже на "Remind Me" приводят публику в неистовство и огромная толпа начинает замысловатый танец под руководством Берге, который, отрываясь от лэптопа, начинает дирижировать публикой.

Вышедшая на авнсцену в птичьей маске вокалистка, усиленная поддержкой "живых" гитары и баса, внесла дополнительное оживление в шоу-программу: "The Girl And The Robot" превратилась в целый спектакль в духе "Метрополиса" ФРица Ланга, а кавер на Кейт Буш (Kate Bush) "Wuthering Heights" стал прекрасным подарком всей фестивальной публике.

Дальше организаторы фестиваля снова дали дорогу молодым - на сцене появилась великолепная хорватская команда Lollobrigida. И пусть это имя пока мало что говорит массовому слушателю, поверьте, эта группа стоит того, чтобы услышать ее хотя бы один раз.

Если по-честному, то у Lollobrigida положение на EXIT было, конечно, привилегированное: они - одни из ведущих артистов лейбла Exit Music. Лейбл этот пропагандирует бесплатное цифровое распространение музыки, так что новую пластинку Lollobrigida все желающие могут скачать с официального сайта лейбла. Но пусть это затененное кумовство вас не смущает - группа действительно интересная.

Представьте себе двух тетенек (на девушек они уже по возрасту не совсем тянут), обряженных в эклектичные наряды ядовитых цветов, которые выдают сумасшедший по энергетике диско-фанк. За двадцать минут они сумели сделать то, чего не удавалось на фестивале никому - вся толпа, буквально вся, даже автор этих строк, начал прыгать и приплясывать. А тетеньки продолжают веселиться, устроив на сцене мини-стриптиз - платья и туфли сброшены, дамы лихо отплясывают в купальниках, демонстрируя неплохую физическую форму.

Дальше - больше: по договоренности с секьюрити на сцену выпускают десяток человек из публики. Особенно выделяется пьяная в хлам девица, внешне как две капли воды похожая на Бритни Спирс Britney Spears) в ее лучшие годы. Правда, девушка с трудом стоит на ногах (примерно как та же Бритни в худшие годы), скорее покачиваясь, чем танцуя. Но надо отдать неизвестной героине должное - она честно оттопталась на авансцене, ни разу даже не завалившись на музыкантов. Всем бы такую выдержку!

И вот, разгорячившись после хорватских плясок, толпа скандирует: "Мисси! Мисси!" - пришло время Злобной Черной Мамаши, встречаем Мисси Эллиотт. На сцену вытаскивают ди-джейский пульт и набор кубиков с буквами. Кубики ставят один на другой, по вертикали складывается слово "Missy" - и вуаля! - цирк приехал, нехитрый фокус - кубики раскрываются и Жануария хип-хопа явила толпе свой одутловатый лик.

А дальше началось откровенное надувательство - то, за что многие меломаны ненавидят хип-хоп индустрию: в последнее время показного в ней все больше, а музыки - все меньше. Мисси под однообразный бит ходит по сцене, размахивает руками и периодически орет в публику: "Йоу! Йоу!". Видимо, это должно качать, но как-то не качает.

Тогда гражданка Эллиотт решает поиграть на светлых чувствах общественности, объявив, что будет исполнена композиция памяти Бигги Смоллза (Biggy Smalls) и - о ужас! - Майла Джексона (Michael Jackson). Композиция музыкально ничем не отличается от предыдущих: под все тот же бит Мисси вместе с ди-джеем и бэк-вокалистами распевает три слова: "We miss you". Более ничего содержательного она не выдает, публика начинает неодобрительно гудеть, кто-то даже свистит. Для усиления выражения неодобрения кто-то дудит в вувузелу: только что немцы заняли третье место на чемпионате мира по футболу, так что вувузела появилась в толпе не просто так.

И тут Мисси делает то, чего от нее никто не ожидал: она уходит со сцены, на прощание выдав очередное "Йоу!". Оставшийся в одиночестве ди-джей еще пытается как-то скомбинировать разные биты, но публика гудит все сильней 9чему немало способствуют вувузелы) - и ди-джей тоже удаляется за кулисы. Толпа начинает расползаться по малым площадкам.

Там тоже есть, на что посмотреть: дикие The Exploited по-прежнему в своем репертуаре. С такой скоростью выдавать слово fuck не может, пожалуй, никто, мастерство не пропьешь-не прокуришь. Придержав подвявшие уши, пробираюсь к сцене Fusion, где играют наши давние знакомые - Kultur Shock. Вот тут уж - дискотека так дискотека: прыгают парами и соло, визжат, кричат, фотографируются на фоне колоритного интернационального бэнда. Одним словом, веселье в разгаре.

А на Elektrana играют единственные представители России - родные Tesla Boy. Из-за плотности толпы успеваю только к финалу, но радует то, что россиян слушают внимательно, зрителей много, все реагируют одобрительно. Значит, все не зря, потенциал ребят оценили. С гордостью за соотечественников в душе, решаю оторваться - тем более, что на Dance Arena готовится к выходу Дэвид Гетта (David Guetta).

Дэвид выдает мощный танцевальный сет, основанный на своем последнем альбоме "One Love" - тут и громкая "Sexy Bitch", и яркая "When Love Takes Over" - отличный способ забыться и прийти в себя после откровенно провального сета Мисси. А тут уже и светать потихоньку начинает: как только Дэвид зачехляет пластинки (уже почти пять утра), я тоже отползаю с танцпола: силы мне пригодятся для финального дня.

Продолжение следует...

14.07.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: