В начале июля в Дании проходит Copenhagen Jazz Festival. Учитывая, что он частично пересекается по датам с рок-фестивалем Roskilde, можно с уверенностью сказать, что в эти дни островное государство становится самой музыкальной страной в мире.
В программе джазового феста – около 1000 концертов на многочисленных площадках по всему городу – до некоторых надо ехать на электричках, но большинство – в центре. Сама программа разделена на несколько тем: "Giant Jazz" с хедлайнерами: среди них, к примеру, Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и Марта Уэйнрайт (Martha Wainwright), - современный "21st Century Jazz", "Latin Side of Jazz", "Improvisors' Summit Meeting" и так далее. А также, скажем, "Jazz for kids" и "Jazz Remixed". Словом, одному человеку получить полное представление совершенно невозможно.
Хотя такой задачи и не было. К тому же не во все клубы можно попасть с аккредитацией от главных организаторов. Концертов потом так много, потому что делает их множество промоутеров. К примеру, в старейший "La Fontaine" попасть не удается. Зато двери открыты в андеграундный "Lades Kalder", где играет дроун-ансамбль Shiggajon – множество струнных, ударных, духовых. Сплошная спонтанность, минимализм и грув. Народу совсем немного. Зато это доказывает, что на этом фестивале нет места элитарности. Надо заметить, что как и на любом фестивале-долгожителе, здесь играют не только профильную музыку. Выступали на Copenhagen Jazz Festival и пост-рокеры Efterklang и Элвис Костелло (Elvis Costello). Совершенно свободный формат.
Был тут, к примеру, трибьют Джони Митчелл (Joni Mitchell) – по сути, это был проект нескольких музыкантов. Певицы сменяли друг друга, брались за виолончель, садились за пианино, мужчины переходили от барабанов к ксилофону. Все это проходило на пристани, в "Kulturhuset Islands Brygge" – забавно, что площадку отгородили забором, а за ним сидели безбилетники, которые, в принципе, могли пройти по берегу, но вели себя культурно. Внутри люди ели, пили, но совсем не шумели, а внимательно слушали, как фолковые и блюзовые треки Митчелл переделывают под забавные составы, состоящие, скажем, только из струнных, пиано и баса, но без гитары.
Контрасты фестиваля чувствуешь, когда через 15 минут после Shiggajon мы оказались в модном "Copenhagen Jazz House". Джошуа Редман (Joshua Redman) играл здесь два вечера подряд. За полчаса до начала все пространство заставлено стульями. Редман работает на этот раз без спецэффектов и синтезаторов – с ним в компании два контрабасиста и барабанщика с соблюдением расового паритета. Никто не мешает другому раскрывать свои таланты, напротив – они радуются каждой удачной ноте (а с такими инструментами это ой как сложно). К тому же музыканты не постоянно присутствуют на сцене – то один уходит, то двое. Самый крутой – драммер Грегори Хатчинсон (Gregory Hutchinson). Когда он начинает выбивать из установки дурь, да так, что барабаны разъезжаются, Редман отходит к зачехленному пиану и вытирает пот – в клубе дико жарко, так и льет. Он играет и свое, и чужое, - типа "Time of the Barracudas" Джила Эванса (Gil Evans). Не гонится за одной лишь энергетикой, часто выводя очень мелодичные, даже сентиментальные мелодии а ля Сонни Роллинз (Sonny Rollins).
Что касается самых-самых главных звезд, то нам удается попасть на двух из них. Один представляет латиноамериканскую музыку, другой обращается к богатому на подарки прошлому.
Каэтано Велосо (Caetano Veloso) играет с весьма молодыми музыкантами, часть которых можно было услышать на его свежих альбомах. Выступает он в Королевском театре. Солд-аут, вокруг много соотечественником героя и тех, кто говорит на испанском и португальском. Сначала концерт кажется очень расслабленным, в духе пластинки 2009 года "Zii e zie" – сплошь босса-нова, но вскоре Велосо напоминает, что он вообще-то начинал с того, что смешивал рок с бразильской музыкой. Поет в основном весьма романтичные вещи – на последних минутах акустической "Desde Que O Samba é Samba" женская часть дивно заменяет ему хор – потрясающее зрелище. Впрочем, звучит и песня протеста "A basa de Guantanamo". А также трек, сочиненный в то время, когда родное правительство выгнало его из страны и он направился в Британию, "Maria Bethania, please send me a letter".
Музыканты расположились ближе к заднику, так что даже с первого ряда кажутся немного далекими, но часто Велосо, которому ныне 68 лет, подбегает к рампе и начинает плясать, словно Пиноккио. Гитарист тем временем наворачивает хитрые соло, а басист умудряется еще и поиграть на Rhodes. Заканчивается все овациями, плясками в проходах и на стульях под бесконечную "Manjar de Reis".
Маркус Миллер (Marcus Miller) переигрывает альбом Майлза Дэвиса (Miles Davis) 1986 года "Tutu". По сути, это их дуэт, потому что Миллер сыграл там почти все партии (при участии приглашенных музыкантов) и сочинил большую часть тем.
Разогревает его Эсперанза Спалдинг (Esperanza Spalding). Ей 25, уже десять лет она в шоу-бизнесе, ныне еще и сама учит музыке. Она играет на контрабасе и бас-гитаре и поет, предваряя каждую песню короткими спичами – похоже на облегченную версию Уэйтса в такие моменты. "Эй, вы тут празднуете ED-day? Вам нужно поговорить об этом с вашим премьер-министром! Мы отмечаем его ежедневно, ведь это день Эрика Дольфи (Eric Dolphy)!". Фанк, блюз, фьюжн, хитрые аранжировки и обаяние – все это, да еще умопомрачительная улыбка, привлекает на сет Эсперанцы всех, кто оказался неподалеку.
Суть эксперимента Миллера заключается в том, что он позвал молодых исполнителей, чтобы они, так сказать, вдохнули новую жизнь в запись четвертьвековой давности. Возраст особенно чувствуется на контрасте басиста и юного барабанщика – в момент их переклички старший словно подбадривает младшего, а тот пытается прорваться сквозь стену смущения. Начинают они с трека "Tomaas", а заканчивают заглавной. Звучит все вполне аутентично – даже синтезаторные тембры взяты из 80-х. Миллер не перетягивает одеяло на себя, хотя несколько раз его фирменные слэповые соло становятся центральными фрагментами композиций (в одной он даже берется за саксофон). Однако более всего запоминаются «соревнования» саксофониста Алекса Хана (Alex Han) и трубача Шона Джонса (Sean Jones). Совсем не похожий на трибьют концерт.
Понятно, что не каждый может себе позволить отдыхать в Дании десять дней, да еще ходить на кассовые концерты. Впрочем, даже если не ехать в эти дни в Копенгаген на фестиваль, на музыку тут все равно будешь постоянно натыкаешься. Заходишь в музей – а там фри-джаз. Стоишь на мосту – снизу выплывает катер со свингующим оркестром. Идешь по площади – видишь: сидят старички Stevedore Stompers и выдают милые песенки под банджо. Забредаешь во двор в поисках кафе – а там мужской бэнд с названием Girls in Airports делает smooth-jazz, настолько тихий, что слышно бандеон с соседней улицы – там ребята сидят на сцене так близко к дороге, что позади постоянно ездят автобусы. Селишься в гостиницу – а рядом, оказывается, в обед на пристани фьюжн играют ежедневно. Несмотря на обилие платных концертов, здесь проходило немало бесплатных выступлений – и в клубах, и на открытом воздухе. Наверное, это самый большой и ненавязчивый семинар по джазу, как минимум в Европе.
Jack GREENE (1930)
Dave COUSINS (1945)
Jann WENNER (1946)
Kenny LOGGINS (1948)
Cyril DAVIES (1964)
BØRNS (1992)