ФЕСТИВАЛЬ  EXIT-2010: день первый, разминка

Сербский EXIT для Звуков - дом родной, мы на нем постоянные гости. В этом году фестиваль отмечает десятилетний юбилей, ну и программа не подкачала - настоящий праздник для меломана. Десять сцен, любые направления современной музыки - от реггей до тяжелого рока, выбирай любую из площадок и слушай.

Сербский EXIT для Звуков - дом родной, мы на нем постоянные гости. В этом году фестиваль отмечает десятилетний юбилей, ну и программа не подкачала - настоящий праздник для меломана. Десять сцен, любые направления современной музыки - от реггей до тяжелого рока, выбирай любую из площадок и слушай.

Фестиваль этот, десять лет назад начинавшийся как протестное режиму Милошевича мероприятие, за десятилетие вырос в одно из крупнейших музыкальных событий Восточной Европы. Неизменно EXIT проводится в древней крепости Петроварадин, и лучшего места для фестиваля, кажется, не придумать - места много, гигантские стен и крепостные рвы создают естественные площадки для размещения десяти сцен, на каждой из которых звучит своя музыка и выступают более 600 музыкантов из всех уголков земного шара.

Начали юбилейный фестиваль бодро: в бой пошла легкая кавалерия в лице местных коллективов, весьма и весьма небезынтересных. Открывают концерт на главной сцене уроженцы города Нови Сад, где, собственно, и проходит фестиваль,- милейшие Ringispil. Поют они о вещах близких и понятных - как им здорово живется в городе родном. Подобный патриотизм поощряем - перед сценой материализуются первые несколько сотен слушателей, и группа воодушевляется еще больше. Музыка у них - практически Madness, обилие клавишных, привязчивый саксофон и немного расхлябанный вокал. Так, наверное, мог бы звучать Несчастный случай, если бы чуть тщательнее работал над звуком.

А в это время на сцене Explosive выступает еще одна сербская команда. Concrete Sun тоже склонны к клонированию. На этот раз объектом их творческих изысканий становится Pantera: довольно крепкий стоунер-рок, с хорошим мощным вокалом - отличное начало для весьма и весьма насыщенного первого дня фестиваля.

Особого интереса заслуживает сцена Fusion, предоставленная самым разнообразным музыкальным экспериментаторам. На ней кудесничает трио Petrol, отличная молодая группа с мощным электронным саундом. Особенно старается клавишница, играющая одновременно и басовую партию, и основную мелодическую линию. Добавьте сюда прямой четвертной ритм, задаваемый барабанщиком, и резкую фанковую гитару а-ля Джон Фрусчанте (John Frusciante). Не удивительно, что именно возле сцены Fusion появляются первые танцующие.

А на главную площадку выходят первые звезды - Bad Brains, легендарная американская хардкор-команда. Под "Build A Nation" они мгновенно "раскачивают" аудиторию, и зрительская волна, сметая все на своем пути, устремляется к главной сцене. Вокалист Эйч Ар (H.R.), щеголяющий крашеной бородкой и обряженный в белую "арафатку", лукаво ухмыляется в камеру, и ему мгновенно прощается все, даже то, что практически ни в одной песне он не попадает в ноты. Сдал Эйч Ар за последнее время весьма сильно, но он по-прежнему остается мощнейшим шоуменом, и там, где фальшь становится откровенно криминальной, он вдруг переходит на речитатив или просто начинает, дурачась, скакать по сцене, активно задирая басиста Даррила Дженифера (Darryl Jenifer). Под конец своего сета Bad Brains устраивают вальяжную реггей-импровизацию, в которой мощно солирует барабанщик Эрл Хадсон (Earl Hudson ) и на этой возвышенной ноте группа удаляется со сцены.

Но народу не дают расслабиться. С погрузившейся в темноту главной площадки раздаются знакомые звуки "Daft Punk Is Playing at My House", и вспыхнувшие огни выхватывают из темноты четыре барабанные установки, клавишницу Нэнси Вэнг (Nancy Whang) и слегка погрузневшую фигуру Джеймса Мерфи (James Murphy). Пришло время LCD Soudnsystem.

После утяжеленного звука Bad Brains хочется чего-то дискотечного, и Мерфи не подкачал: он строит сет исключительно на ритмичных, практически плясовых вещах, как, например, "Drunk Girls" или "Tribulations". Сам Мерфи периодически встает за барабаны (четвертая установка припасена именно для него) и играет, и поет так, как будто в последний раз. Что, кстати, не исключено: в последнее время Мерфи все чаще и чаще сообщает журналистам о желании прикрыть лавочку LCD Soundsystem, так что, вполне возможно, мы присутствовали на репетиции прощальных концертов.

О хэдлайнере дня - Мике (Mika) я уже сказал отдельно. Коротко резюмируя, отмечу - парень не разочаровал а, напротив, удивил: высококачественная, драйвовая, бесспорно хитовая поп-музыка.

Но, кроме главной сцены, вовсю работают и остальные: вокруг "металлической" сцены Explosive - адское столпотворение, там жгут напалмом Suicidal Tendencies. Подобраться поближе не удается: того и гляди затопчут, потому наблюдаю в отдалении. Пережившая очередной творческий кризис, команда под уководством Майка Муира (Mike Muir) находится в отличной концертной форме, выдают весь необходимый драйв. Только вот слушать в сто пятнадцатый раз "One Too Many Times" и "How Will I Laugh Tomorrow" уж, извините, несколько поднадоело. Но - за неимением ничего другого, приходится довольствоваться старым материалом. Правда, Майк заверил, что новый альбом вот-вот появится. Хотелось бы: ничего нового группа не записывала уже десять лет...

В поисках нового и интересного перемещаемся к сцене Fusion, где играет отличная американская команда Yeasayer. Музыканты удивительным образом сочетают интеллектуализм и попсовость: с одной стороны, тексты песен весьма двусмысленны, с другой - аранжировки то намеренно вычурны, то нарочито упрощены. Впрочем, оно и неудивительно: лидер этого примечательного коллектива Крис Китинг (Chris Keating) ухитряется одновременно и на фестивалях отжигать, и в американских ВУЗах преподавать экономику и бухгалтерский учет. При таком разброде и шатании в головах неудивительно, что и музыка у Yeasayer донельзя эклектична.

Одна из самых сложных сцен фестиваля - Elektrana. Дело в том, что расположена она ровно на перекрестке тропинок, ведущих ко всем остальным сценам. Поэтому на ней в основном играют местные сербские ди-джеи, особо не утруждающие себя творческими задачами: ставь себе миксы на популярные песни, чтобы создать атмосферку праздника у проходящих мимо, и вся недолга. Так что для того, чтобы привлечь внимание к Elektrana, нужно играть действительно что-то оригинальное и нестандартное.

Каково же было мое удивление, когда я увидел толпы народа, сворачивающие с пути к своим любимым сценам и направляющимся к этой, не слишком популярной, площадке! А на ней, между тем, выступало сербское трио Toy Corner - две девушки-вокалистки, одетые в яркие платьица, и юный ди-джей. И вот эта троица выдала неожидано мощный, но при этом еще и веселый танцевальный грув. Да такой, что под него пустились в пляс и стар и млад: у сцены прыгал козлом старичок лет 70-ти, про которого сами музыканты сказали: "Наш самый верный поклонник". Когда я наставил на него объектив фотоаппарата, дедушка еще более резво подскочил ко мне и попросил не фотографировать: "Жена увидит," - сообщил он. Я отнесся с пониманием к просьбе старшего товарища и снимать старика-разбойника не стал.

А зрительские толпы подолжали свое движение: кто-то танцевал под новый сет DJ Shadow у главной сцены, кто-то - рванул на Dance Arena на безумный рейв англичан Erol Alkan, а кто-то побрел домой или в гостиницу, набираться сил перед следующим этапом музыкального Вавилона.
Впереди еще три дня, еще больше музыки и новых неожиданностей. Я - в предвкушении...

09.07.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: