День третий
Про футбол никто не забывает! Англия против Германии — матч века, одно из принципиальнейших противостояний. Организаторам фестиваля пришлось арендовать два отдельных поля, примыкающих к фестивальной поляне, и оснастить их гиганскими HD-экранами с трансляцией BBC. Уже с утра значительная часть фестивальной публики окрасилась в красно-белые цвета английской сборной: майки, флаги, раскрашенные лица. Иллюзий никто особенно не питал: всем было ясно, что команда Фабио Капелло (так похожего внешне на Лу Рида, игравшего с Gorillaz) на этом чемпионате мира неконкурентоспособна, но ведь настоящий болельщик верит в чудо до конца! Утренние концерты проходят при небольшой посещаемости: большинство аудитории разминается пивом и пробует голосовые связки. Духовой оркестр местного райцентра (Yeoville Town Band), тем временем, радует немногочисленных посетителей "Пирамиды" внезапным исполнением квиновской "Who Wants To Live Forever" — да и действительно, кому надо идти до финала в этой вашей Южной Африке?
Нора Джонс (Norah Jones) тщетно пытается завладеть вниманием зрителей — большинство из них нервно посматривает в сторону выхода, а самые умные уходят за долго до конца выступления. На футбольных полянах начинается трансляция, а опустевшие сцены выглядят довольно экзотично: должно быть, такой низкой посещаемости концертов в Гластонбери не было уже лет двадцать. Из концертов, трагически совпавших с футболом, выделяется сет Слэша (Slash) на "Пирамиде". Это уникальный случай приглашения на Гласто исполнителя тяжелой музыки — интересный уже самим этим фактом. Но Слэш совсем неплох: он слегка обрюзг, но по-прежнему способен выдавать рок-н-факин-ролл в полный рост. Певец Майлз Кеннеди (Miles Kennedy) вполне адекватен роли фронтмена, и при этом не забывает, кто на сцене главный. Слэш в фирменном цилиндре и черных очках играет песни с сольных альбомов, но все ждут Guns'N'Roses, и дожидаются: "Sweet Child O'Mine" и "Paradise City", завершающие концерт, просто чертовски хороши. Уходя со сцены, Слэш напутствует зрителей: "Give some love to Ray Davies!"
Рэй Дэвис, основатель и вокалист The Kinks, появляется вслед за Слэшем на "Пирамиде", и толпа перед сценой увеличивается за счет тех, кто покинул футбольную трансляцию при счете 2-0 в пользу Германии: они решили, что всё ясно — и, в общем, не прогадали. 66-летний Дэвис не пытается выглядеть молодым хулиганом: даже самые агрессивные песни Kinks он исполняет мягко и с философской рефлексией. Kinks должны были быть хедлайнерами Гластонбери в 1970-м — что ж, лучше поздно, чем никогда. "You Really Got Me" в сопровождении церковного хора звучит абсолютно сюрреалистически. Со слезами на глазах Рэй Дэвис посвящает Days Питу Куэйфу (Pete Quaife) — басисту Kinks, умершему за четыре дня до этого концерта. Но впереди еще обойма золотых хитов Kinks: "Sunny Afternoon", "Lola", "Victoria", "Waterloo Sunset"... Заканчивается концерт "All Day And All Of The Night", которую уже звучала пару дней назад в версии Stranglers. Авторский вариант звучит менее рок-н-ролльно, но более трогательно. Толпа поет каждое слово.
А на сцене имени Джона Пила (John Peel Stage) тем временем играет канадский электронный квартет Holy Fuck — еще одни жертвы футбола. Охранников у сцены едва ли не больше, чем зрителей — и охранники поминутно отвлекаются на свои мобильники, по которым их более везучие коллеги транслируют изменения в счете. При счете 4-1 в пользу Германии жесты охранников не менее красноречивы, чем название группы. Группа, между тем, довольно любопытна: они ухитряются играть электронику без сэмплов и ноутбуков, и используют всякие диковинные приспособления для извлечения звука. Хит "Lovely Allen" —высшая точка концерта, явно заслуживавшего более широкой аудитории.
В торговых рядах на фестивальной поляне появляются плакаты с трехэтажными лозунгами в адрес Фабио Капелло и его мазил. Однако жизнь продолжается, фестивальная публика снимает футбольные майки и готовится к концерту Faithless. Как всегда, любимцы Гластонбери не обманывают ожиданий: "Insomnia" звучит как гимн, объединяющий всех слушателей, песня с нового сингла "Not Going Home" показывает, что есть еще у Faithless порох где надо, а заканчивается концерт на единственно возможном "We Come 1". Перед ней Макси (Maxy Jazz) говорит: "Многие утверждают, что Гластонбери — лучший фестиваль в мире. И я знаю, почему это так: это всё из-за вас. Вы — самая лучшая аудитория, мы вас любим, и я хочу, чтобы на слове "one" каждый из вас поднял указательный палец в небо". Так и происходит, и поляна приходит в почти экстатическое состояние.
На скромной Avalon Stage происходит еще один сюрприз фестиваля — Keane играют акустический сет, и желающие услышать его заполняют не только шатер со сценой, но и все подступы к нему. Разумеется, не обходится без кавера на "With Or Without You": отсутствие U2 на фестивале стало, возможно, большим событием, чем если бы они сыграли. Но и собственные песни Keane в акустической обработке звучат свежо и позитивно.
Подходит время последних концертов. Other Stage закрывают Orbital, устроившие невероятный рейв, на West Holts играют Rodrigo y Gabriela, в две акустические гитары выдающие каверы на Metallica и новые песни с альбома "11:11", но главным событием вечера, безусловно, становится концерт Стиви Уандера (Stevie Wonder) на "Пирамиде". Для Уандера это дебют на Гластонбери, но кажется, что невозможно и придумать лучшего закрытия фестиваля: в самом деле, песни Стиви давно и прочно знакомы публике, и его музыка нравится почти всем. И действительно, поляна с воодушевлением распевает "Signed, Sealed, Delivered I'm Yours", "Dont You Worry 'Bout A Thing" и "Superstition". Не обошлось и без кавер-версий битловской "We Can Work It Out" и "Human Nature" Майкла Джексона (Michael Jackson). Перед "Living For The City" Стиви обратился к поляне с антивоенным призывом, добавив: "Если бы я только мог видеть, я бы им задницу надрал".
Ну а закончился фестиваль, конечно же, совместным распеванием "Happy Birthday" — даже Майкл Ивис взял микрофон и присоединился к Стиви и всем зрителям. Действительно, с днем рожденья, Гласто. И пусть следующие сорок лет будут такими же незабываемыми. До встречи на пятом десятке.
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)