Это невероятно, но именно правоверному хасиду, еврею с окладистой кудрявой бородой удалось оживить в 21-м тысячелетии такой консервативный жанр, как регги. Этим летом Матисьяху (Matisyahu) везет в Москву свои зажигательные музыкально-религиозные откровения с ударением на слабую долю. Корреспонденту «Звуков» музыкант расскажал о своих ближайших планах и о том, что думают о России его дети.
Звуки: В Москве вы будете выступать в свой день рождения. Как оно вообще, выступать в такой день? У вас уже был подобный опыт? Планируете что-нибудь особенное? Ваша жена приедет вместе с вами?
Матисьяху: Играть в день рождения — это прекрасно. Я буду один. Но мы, исповедующие иудаизм, придерживаемся не солнечного, а лунного календаря, а потому день рождения у меня уже был, примерно полторы недели назад в пятый день месяца тамуз. В тот день я ощутил необычайный прилив духовной силы и работал в студии. Мне кажется, студия — лучшее место, где ты можешь находиться в свой день рождения.
Звуки: Что чувствуете перед приездом в Россию? Вы уже были у нас?
Матисьяху: Никогда не был. Очень хочу приехать. Я не знаю точно, откуда происходят все мои предки, но знаю, что многие из них родились в России, некоторые — в Одессе. Будучи вовлеченным в движение хасидов и проведя 10 лет среди Любавичер хасидим (последователи одной из ветвей хасидизма, основанной в XVIII веке — прим. Звуков), я чувствую духовную связь с Россией, поскольку в этой стране ребе развивали наше учение. Когда сегодня утром я сказал своим детям, что еду в Россию, старший из них (ему четыре) сказал: «Это опасно, тятя, там плохие люди». Они с малых лет знают истории о том, как преследовали евреев в России, ссылали хасидим в Сибирь. Я попытался объяснить им, что времена изменились, и теперь я буду зажигать вместе с россиянами.
Звуки: В один день с вами в Москве выступят Cannibal Corpse. Вам когда-нибудь делить сцену с экстравагантными соседями по лайнапу, на фестивалях, например?
Матисьяху: Нет, ничего такого не припомню.
Звуки: Ваш последний альбом вышел почти год назад. Чем вы сейчас занимаетесь в основном? Гастролируете или работаете над новым материалом? Что-нибудь новое на концерте исполнять будете?
Матисьяху: Все лето я гастролирую, по большей части в США. В июле буду ездить с группой Sublime. Я работал в студии с продюсером по имени Kojak, он занимается коммерческим хип-хопом и танцевальной музыкой. В августе я буду записывать концерт в Стаббсе, штат Техас, вместе с Dub Trio, и мы выпустим его как «Live at Stubbs vol.2» в конце этого года или в начале следующего.
Звуки: Откуда вы черпаете вдохновение для новой музыки? Она, по вашим ощущениям, меняется с годами?
Матисьяху: Меня всегда вдохновляла музыка сама по себе, это главное. Когда я сажусь писать музыку, я стараюсь отрешиться от мыслей и позволить словам и музыке течь свободным потоком. До того, как приступить к этому процессу, я пытаюсь сформулировать идею, чтобы описать ее в инстинктивной поэтической форме. В последние 10 лет многие идеи я черпал из хасидут, Каббалы и иудаизма, так как они повествуют о бытии, а эта тема универсальна. Я работал с очень разными музыкантами и продюсерами, и моя музыка формировалась под влиянием моих вкусов, тоже очень разных. А что касается лирики, то большое влияние на нее оказывает учение моего ментора Эфраима Розенштейна, русского.
Звуки: «One Day» — отличная песня. Ремикс от Infected Mushrooms был вашей задумкой?
Матисьяху: «One Day» продюсировал Бруно Марс (Bruno Mars) и его продюсерская команда. Потом мы записали гостевую партию Эйкона (Akon). А еще есть версия с африканским артистом Nameless, мы сделали ее для Чемпионата Мира. Infected я встретил на фестивале в США несколько лет назад, и с тех пор мы ждали удобного случая, чтобы поработать вместе, и я предложил им сделать танцевальный микс этой песни.
Звуки: Вы когда-нибудь хотели включить в палитру своего стиля клезмер?
Матисьяху: Клезмер? Нет. Он совсем не подходит к той музыке, которую я делаю. Когда кто-то узнает, что еврей записывает реггей, они думают «о, это наверное смесь клезмера с реггей». Но я такими вещами не занимаюсь. Мой звук более угловатый — он нью-йоркский, и ничего общего с восточно-европейской музыкой не имеет. Еврейский аспект моего стиля проявляется в текстах, в них я иногда использую иврит.
Звуки: Какую музыку вы слушаете сегодня?
Матисьяху: Даб, электронику, дабстеп, инди-рок — всего понемногу.
Звуки: Когда вы пишете песню, у вас уже есть готовая идея или она приходит сама, по мере написания?
Матисьяху: И то, и другое. Обычно есть некий базис для песни, а все остальное идет из потока сознания.
Звуки: Как связаны для вас, артиста и верующего человека, музыка и духовность?
Матисьяху: Я чувствую, что музыка по сути своей является духовным оружием массового поражения. Нет другого такого средства общения с людьми, которое может в считанные секунды доставлять твое послание в такой форме, инстинктивной форме. Я всегда воспринимал музыку как нечто телепатическое. задолго до того, как стал религиозным. Религия и музыка дополняют друг друга.
Matisyahu
Москва, Зеленый театр
30 июля 20:00
Санкт-Петербург, «Зал ожидания»
1 июля, 20.00
Дата рождения:
30 июня 1979
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)