Sonar с годами практически не меняется. В этом году на ночном три сцены вместо четырех, а на дневном повышен в статусе "Ред Булл". Раньше они скромно ютились в маленьком зальчике на верхнем этаже музея, теперь же целиком заняли арену Sonar Dome и приглашают уже не победителей RBMA от каждой страны, а вполне себе звезд. Темой этого года заявлены британцы, но в реальности заключается это в том, что в зале "Sonar Cinema" показывают фильм "Synth Britannia". Британских же групп на аренах не больше, чем обычно, а то и меньше. Реальной темой года видится новый "кривой хип-хоп" и его ветки, уходящие к дабстепу и UK-garage, такой музыки тут примерно четверть от общего объема. В целом же тенденция идёт к тому что на ночном становится меньше диджеев и больше лайвов, дневной же становится обителью контрастов. Или нойз в подвале, или какой-нибудь шоуменистый хип-хоп коллективчик на открытой арене Sonar Village.
Лучшая электроника всегда в начале. В этом году фестиваль открывает испанский айдиэмщик Imtech с полуторачасовым DJ-сетом. Парень играет строго "все лучшие IDM-хиты последних десяти лет": Secede, Lusine, Herrman & Kleine, Squarepusher и так далее, и тому подобное. Лучшего начала представить себе невозможно. Народу неожиданно собирается огромная толпа – обычно первый день у всех уходил на то, чтобы постоять многочасовой очереди и выкупить заказанные в интернете билеты, но на этот раз Sonar наконец сподобился присылать электронные билеты по почте и вся интернациональная толпа радостно приходит к двенадцати. Отдельные треки возлежащий на травке народ встречает радостными воплями, а сам Хоаким явно доволен происходящим, я же отмечаю его как первое открытие "Сонара 2010".
Следующим номером в нашей программе еще один испанец по прозвищу Fur Voice. Играет на синтезаторе фортепианным тембром под довольно экспериментальные ритмические конструкции и подпевает электронике странными высокими вокализами. Публики в зале мало (кому охота забираться в подвал, когда на улице светит солнце), но Меховой Голос пытается строить из себя звезду, всячески выделываясь и кривляясь. Перформанс быстро надоедает. Возвращаемся дослушать Imtech, после чего успеваем минут 15 зацепить Noiapre в "Ред Булле". Бородатый испанец в бейсболке рубит ту самую смесь хип-хопа, UK garage и дабстепа. Динамично и не тупо. Народ пляшет.
Послеобеденную программу открывает Professor Green, смешной британец, чей клип уже во всю гремит на попсовых телеканалах. Профессор оказывается белым парнем, окруженным толпой черных музыкантов неясного назначения – по делу там басист и может быть ди-джей, всё остальное скорее подпевка и подтанцовка. "Hey barcelonaaaa! Have you got the viiiiibe????" - парень настроен жечь. Музыка у него сделана по заветам смешных хип-хоперов девяностых, где-то неподалёку Vanilla Ice и MC Hammer. Подход к композиции у него в высшей степени постмодернистский, попроще говоря чувак не парится и читает свои юморные текстовки под слегка подработанные чужие "минусы". В дело идут и сэмплы Нормана Кука (Norman Cook), и старые соул-хиты, и даже русская классика. Живьем слушается на ура, тем более парень и в самом деле не лишен харизмы. Главный хит "I Need You Tonight" разумеется исполняется последним, но ощущение "артиста одного хита" Грин не оставляет, что приятно.
Зеленого сменяет Пит Тонг (Pete Tong). На радиолегенду посмотреть интересно, но даже в четыре часа дня Пит радийному формату предпочитает клубный, правда играет не современное, а этакую подборку club classics разных лет – тут вам и ранний balearic beat, и стародавний хаус-хит A Guy Called Gerald “Voodoo Ray”.
Спешим в подвал Sonar Hall – там при скоплении народа закрывают двери, но в пять вечера нам этот вариант не грозит, тем более что артисты там играют не самые известные. BCN216 + Tristan Perich – отменный образчик современной классики, электронщик-экспериментатор плюс ансамбль из десяти скрипачей. BCN216 играют здесь почти на каждом фестивале, но как правило их концерты проходят где-то на выселках отдельным эвентом, а на этот раз их все-таки включили в общее фестивальное пространство. Скрипачи расположились полукругом, перед каждым – пюпитр с нотами и динамик, в который транслируется электроника Перича. Сам Тристан публике пока не показывается, его символизируют две загадочные коробки, которыми он управляет из укрытия где-то сбоку от сцены. Музыка напоминает Matmos времен альбома "Supreme Balloon", которым подыгрывает оркестр Стива Райха (Steve Reich). Электроника тоненьким "PC-Speaker"-тембром выводит множество коротких переплетающихся партий, состоящих из трех-пяти нот, а скрипачи поддерживают эту линию минималистичными стаккато. Абсолютно удивительная штука, оторваться невозможно, жалко что длится всего 25 минут.
К семи – в "Ред Булл", там сегодня играет едва ли не главный хедлайнер первого дня. На следующий день у Caribou концерт в Москве, а пока они в статусе суперзвезд играют на "Сонаре". Такого количества народу под этим маленьким тентом я не видел, кажется, лет пять, с тех пор как тут играла Miss Kittin, записывая по ходу дела свой микс "Live At Sonar". Пробиться к сцене, однако, удаётся, и зрелище того стоит. С того момента, как Caribou играли в России, они обзавелись еще одним участником – гитаристом и по совместительству бэк-вокалистом, которому иногда даже доверяют петь ведущие партии. Парни начинают с песен с альбома "Swim", но уже третьим треком ко всеобщему восторгу играют "Melody Day". Зал в экстазе. Дальше – привычный уже уход в инструментальные психоделические запилы, выход из которых тоже на удивление эффектен – "Odessa". Часть народа тянется к выходу, видимо услышали что хотели. Музыканты же продолжают в таком духе еще с полчаса – старое, новое, инструментальное, спокойное, надрывное, каждый себе найдет что-то по вкусу. Отменный лайв, отменный звук.
В закрытой арене "Sonar Complex", где традиционно обитает самое экспериментальное, что есть на фестивале, сегодня играют еще одни звезды – отцы краут-рока Cluster. Дитер Мёбиус (Dieter Moebius) и Ханс-Йоаким Роделиус (Hans-Joachim Roedelius) – почтенные стариканы, один практически человек-гора, другой наоборот субтильный и сухощавый. Стоят лицом друг к другу, перед ними стол, плотно заставленный железками. Слева – Microkorg и какие-то еще клавиши (Ханс-Йоаким Роделиус отвечает за тоновую составляющую), справа – сэмплер, CD-вертушка, эффект-боксы и какое-то еще железо неясного назначения. С этих девайсов Дитер Мёбиус запускает ритмические петли – часто специально рассинхронизированные. Отцы играют даже не краут, а экспериментальную электронику – то в эмбиент съедут, то выдадут нечто многослойное и полиритмическое. Опять же, невозможно оторваться - слушаю с открытым ртом. В какой-то момент Роделиус кладёт на стол телефон, и тот издаёт противный и резкий тон. Это явный экспромт – Мёбиус удивленно смотрит на коллегу и подбадривающее улыбается. Вот так экспериментальная электроника и играется. Отменные старики.
Последний значительный концерт четверга – Broadcast, они играют в подвальном "Холле" и на них нужно прийти пораньше, тут уж точно зал набьется битком, и двери закроют. Британцы появляются на сцене точно по расписанию и немедленно начинают пугать народ предельно экспериментальными темами. Такое чувство, будто лайв Cluster и не заканчивался. Мальчик шаманит с электроникой (перед ним Korg MS20 и куча неопознанных коробок), а также иногда хватается за бас и гитару, девочка спрятавшись в правом углу сцены, издаёт нечленораздельные звуки, пропустив голос через злобный ревербератор с тремоло. Минут через 15 народ, явно ожидавший хитов, тянется к выходу, а привычно нагловатые англичане подсвистывают и что-то кричат. "Чего пришли? Валите отсюда!" - певица Триш Кинан (Trish Keenan) подобного отношения не терпит.
И вот, когда все уже разуверились услышать от Broadcast песни, они начинаются. До совсем старых хитов англичане так и не доходят (периода, когда они играли трип-хоп, Броадкаст явно стесняются), но и материал третьего-четвертого альбома звучит весьма неплохо. Особенно хорош хит "Black Horse". Заканчивается шоу проникновенной психоделической балладой, в которой Триш играет на неком экзотическом подобии мандолины. Что ж, первый день прошел достойно, посмотрим что будет дальше.
1949 – Родились близнецы Гибб. Под руководством старшего брата Барри они основали легендарную поп-группу Bee Gees »»
2002 – Скончался Джо Страммер, лидер-вокалист британской панк-формации The Clash »»
Alvin ROBINSON (1937)
Robin GIBB (1949)
Maurice GIBB (1949)
Frank GAMBALE (1958)
John PATITUCCI (1959)
Marcel "Schmier" SCHIRMER (1966)
Andy WALLACE (1970)