Сказать, что всякое шоу Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra (с Tra-la-la-бендом или без, с хором или в его отсутствие) во многом сродни религиозному переживанию – все равно что прийти к выводу о величии британского артиста Дэниела Дэй-Льюиса (Daniel Day-Lewis). Можно упрямо не ходить на концерты SMZ или принципиально избегать фильмов с Дэй-Льюисом, но если знакомство с их творческими методами все же состоялось, неизбежное озарение (“великий артист”, “религиозный опыт”) снисходит на всех.
Дэй-Льюис тут упомянут не (только лишь) нейм-дроппинга ради: Thee Silver Mt. Zion живьем – это первостатейный method acting с привлечением к нему зрителей как статистов; в ролях, которые на протяжении двух часов играют музыканты группы, без остатка растворяются и они, и все, кто при этом присутствует. И совершенно неважно, что в паузах между песнями Ефрем Менук (Efrim Menuck) угрюмо шутит и отвечает на вопросы из зала – когда играет музыка, от нее не оторваться.
Двумя аншлаговыми шоу под сводами Ukrainian Federation завершалось турне в поддержку выпущенного в феврале шестого альбома SMZ “Kollaps Tradixionales” – не такого мощного, как бывало, но, в общем и целом, дай бог каждому. “Хорошо вновь оказаться дома, - признался, допев первую песню (“Metal Bird” с новой пластинки), Менук. – А, например, последние три недели мы провели в Америке. Хорошая страна, Америка – много еды, бензина, шоссейных автодорог”. После чего спросил, всем ли тепло, и предложил задавать ему вопросы.
Патентованный сарказм Ефрема был, как водится, кстати. Ukrainian Federation приумножил заработанную в марте репутацию лучшей в городе турецкой бани: проведя в преимущественно сидячем зале минуту-другую, выжимать можно было не то что одежду - нижнее белье. Что до вопросов, то самым остроумным был “Почему у вас такие короткие песни?” (“Обещаем исправиться”, - весело оскалился Менук), а самым популярным – кто бы сомневался – про обещанный реюнион Godspeed You Black Emperor. На такие Ефрем отвечал хладнокровно и одинаково: “I don’t know what the fuck you’re talking about”.
Ну а лучше всего на любые вопросы отвечали, как водится, песни – и впрямь возмутительно короткие (основная программа из пяти вещей с трудом уложилась в полтора часа) и сыгранные так, словно завтра не наступит. Ничто, в общем, не выдавало в Ефреме молодого отца (Эзра Менук появился на свет прошлым летом, стараниями скрипачки SMZ Джессики Мосс), а в Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra – группу, состав которой полегчал за два года на двух музыкантов (отныне это барабанщик, контрабасист, две скрипачки и Менук с гитарой). Отыграв феноменальную “God Bless Our Dead Marines” со своего главного альбома “Horses in the Sky” и программную “1,000,000 Died to Make This Sound” с пластинки “13 Blues for Thirteen Moons” двухлетней давности (посвященную на сей раз покойному Вику Чеснатту, с которым SMZ дружили и записывались), группа заработала заслуженные овации и вновь потрясла лично меня (хотя все прозвучавшие в этот вечер песни я уже слышал живьем как минимум однажды). После чего вернулась на сцену, поставила точку крайне лаконичной по ее меркам (минут десять) песней “Microphones in the Trees” – и окончательно порвала в лоскуты.
Примечательно, что месяцем ранее в зале побольше (Metropolis) пел исландец Йонси Биргиссон (Jonsi Birgisson), чья группа Sigur Ros в свое время шагала в ногу, ну или на расстоянии запятой от Godspeed You Black Emperor – было принято считать, что два равновеликих ансамбля представляли скандинавскую и канадскую школы построка соответственно. От школ этих, равно как и от собственно термина, остались рожки да ножки, но в неплохой форме находится, как выяснилось, и Йонси, пожаловавший в Монреаль с собственной прекрасной половиной, бойфрендом Алексом Сомерсом (Alex Somers), новой группой и убойным видеорядом.
Визуальное шоу Йонси – последовательно прошедшее через огонь (горящую кинопленку), воду (проливной дождь) и медные трубы живописно нарисованного Апокалипсиса – то, чем можно и нужно гордиться (даже если отдельные его эпизоды напоминали негативы, украденные у Дмитрия Резчикова, автора легендарного видео “Звери” Tequilajazzz). В целом реабилитировался и сам артист, чья недавняя пластинка – одно из главных разочарований этого года. Уже под третьим номером прозвучала совсем новая песня “Icicle Sleeves” в лучших традициях Sigur Ros, а совершенно не запомнившаяся в студийной версии “Grow Till Tall” стала идеальным финалом хорошего (но не более) шоу.
Надо ли добавлять, что концерт Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra обошелся без видеоряда.
Дата образования:
1 марта 1999
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)