Зная народную любовь ко всему, связанному с Depeche Mode, на концерте Recoil ожидался аншлаг. Даже дорогой билет тут никого не пугал – "депешисты" люди не юные, да и на концерты ходят отнюдь не каждый уикенд. Однако очередь, которая скопилась перед клубом "Discotheque" в районе восьми вечера, превосходила все ожидания. От ангара, где располагался клуб ("Discotheque" - переоборудованное помещение, где проходил прошлогодний "Avant") хвост змеился аж до проходной. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что несмотря на заявленный "open doors" в 7 вечера, внутрь попросту еще никого не пускали. Однако вскоре двери наконец открылись, и толпа начала продвигаться довольно шустро.
Некогда "АРМА-05" была не слишком обустроенным, но уютным ангаром с андерграундным интеллигентским флёром, но в нынешней реинкарнации клуб и в самом деле напоминает пафосную провинциальную дискотеку. На всех свободных поверхностях написано слово "Ибица", посредине танцпола стоят "клетки" для танцующих тёток, нереально дорогой бар, мигающий синий неон на потолке,- ну и, разумеется, звук "Funktion One". Саундтреком для прибывающей публики был негромко звучавший сет от Алексея Экстра. Экстра, ветеран всевозможных "Depeche Mode parties", играл музыку, очень неплохо подходившую под логику момента: De/Vision, Camouflage и Covenant, слегка разбавленные Pordishead.
Пару раз в зале звучало объявление "DM Fan community приветствует вас и приносит извинения за задержку, произошедшую по техническим причинам. Концерт начнется в 21.15". Хотя начало и было заявлено на 20.30, раньше девяти никто, похоже, и не чаял увидеть Алана – помилуйте, мы же в Москве, тут двухчасовые "паузы" перед концертами - вполне в порядке вещей. А тут честно сообщают, когда и что. В результате музыканты появились на сцене даже раньше обещанного, в 21.10. Сначала под визг публики (зал "Дискотеки" набился почти под завязку) на сцену вышли Пол Кендалл (Paul Kendall) и кто-то из техников, а спустя пару минут под звуки монументального intro пастве явился Алан Уайлдер (Alan Wilder).
Что бы там Алан ни говорил о том, что публичные выступления – не его конек, сразу виден инстинкт поп-звезды. Пока Уайлдер героической походкой следует через всю сцену в свой синтезаторный уголок, зал разрывается оглушительным ревом. Самому Уайлдеру всё это явно в кайф – он отлично выглядит и, похоже, действительно соскучился по публике.
Главная визуальная часть шоу – огромный экран с видеопроекциями, занимающий всю ширину сцены. Алан и Пол скромно приютились справа. Перед ними три "Макинтоша" и Korg MS-20, на котором Уайлдер то и дело подыгрывает живьем. Первым треком звучит "Prey", сильно переделанный, но отлично узнаваемый. Конечно, в формате laptop-show звучит это несколько странно (записанный вокал, оркестр...), но собрать живой состав Алан никогда не обещал. Я, признаться, ждал услышать чуть ли не трек-в-трек переигранный альбом "Selected", однако материал оказался сильно переработан – скорее, он напоминает вторую половинку сборника, "Remixed".
Уайлдер не стал изобретать велосипед и загнал концертную программу в Ableton Live. В результате, техника сама диктует формат – лайв играется не как "набор песен", а в формате единого микса, где треки сильно переработаны и связаны между собой в единое mashup-полотно. И вот тут Алан в очередной раз удивил. Почему-то при таком выборе техники, концерт неизменно превращается в клубный "тупнячик" – от трека как правило берется первый квадрат, повторяется 128 раз, потом его сменяет первый квадрат из второго трека, ну и так далее. Swayzak, Bangkok Impact, даже Chemical Brothers на ранней стадии этим грешили. Алану же удалось собрать из этой разрозненной нарезки целостный и абсолютно не тупой микс. По звучанию это часто напоминало даже не традиционный песенный Recoil, а группу The Future Sound of London образца альбома "Dead Cities": мрачная фактурная "кинематографическая музыка", наложенная на тяжеловесный трип-хоповый ритм. Вокала немного, да и там, где он все-таки есть, он обработан и убран на задний план.
Звук в зале, разумеется, не поражал. Не знаю, откуда берется столько восторгов вокруг акустики Funktion One. Может, минимал-техно она и в самом деле воспроизводит неплохо, но в любой сколько-нибудь осмысленной музыке с широким частотным спектром (а Алан по этой части мастер) немедленно умирает, превращаясь в противные пищалки. Проблема номер два оказалась в публике. Нет, разумеется количество гопников в зале по сравнению с танцпартером на любом российском концерте Depeche Mode тут было меньше в разы. Но для того, чтобы испортить жизнь окружающим, хватает всего нескольких невоспитанных людей. Сначала в метре от нас случилась основательная потасовка, а потом в дело включилась главная антигероиня шоу.
Фанаты, норовящие дурными голосами переорать музыку - вообще довольно типичный депешмодовский бич, но такого я не видел ни разу. Совершенно неадекватная на вид толстая тётка орала практически весь концерт. Истошное "Уыуыуыуыыыыы" звучало в течение часа, как какой-то адский луп. Не помогали ни просьбы соседей, ни даже попытки её заткнуть со стороны охранников. Тётка орала, орала и орала. Так весь концерт и прошел в диалоге: "Бжжжж" - гудел синтезаторным басом Алан. "УЫУЫУЫУЫ!!!!" - орала тётка. "Drifting… drifting… drifting…", пела из ноутбука сдавленная фильтрами Сайобан Линч (Siobhan Lynch). "ЫЫЫЫ! УЫЫЫ! УЫУЫУЫУЫЫЫЫ" - орала тётка.
Алан, тем временем, играл довольно много интересных вещей, и даже длинный сэмпл из Tangerine Dream в треке "Hallelujah" не забыл. Но самое интересное началось где-то в середине, когда версии стали всё дальше удаляться от оригиналов. Сначала в "Shunt" Уайлдер вмонтировал агрессивный бит одного из старых треков Pan Soniс, а потом неожиданно выехал на основательно перелопаченный "Never Let Me Down Again (Aggro Mix)", приведя публику в неописуемый восторг. Вот чего я совершенно точно не ждал, так это отсылок к депешмодовскому прошлому. Однако ж никогда не говори "никогда". Дальше - больше, в одном из жестких треков неожиданно появился вокал из "Warm Leatherette", а потом Уайлдер внезапно ушел в брейкс, подложив под одну из своих композиций луп из трека Sasha "Fundamental".
Я почти ни слова не сказал о видео, но тут, увы, сказать особенно и нечего. Видео хватало настолько, чтобы занять чем-то глаза в отсутствии живой группы, но не более. Мрачные пейзажи, рваная нарезка из черно-белых кадров, довольно много красивых женщин в плохом освещении – недурственно, но немного ни о чем. Все-таки Игорь Дворский (автор нашумевшего "фанатского видео", для Recoil, ставший в итоге одним из режиссеров видеопроекций к этому туру) это совсем не Антон Корбайн (Anton Corbijn).
Ближе к концу Алан разогнался практически до техно, сыграв один из старых ремиксов на "Faith Healer", что было пожалуй уж чересчур танцевально для такого концерта. Но стоило мне подумать о том, что всё лучшее он наверное уже сыграл, как на экране показались титры и вскоре англичане раскланялись. После пяти минут оваций Уайлдер и Кендалл вышли поклониться залу, после чего демонстративно закрыли ноутбуки. Биса не будет. Хотя с точки зрения живой игры действо было, прямо скажем, не слишком интересным, впечатления от концерта в целом остались очень хорошие. Общий закон электронных концертов таков: не можешь сыграть всё "руками", так хотя бы удиви самой музыкой, новым прочтением материала. И тут Уайлдер отработал на все сто.
1901 – Родилась Марлен Дитрих - немецкая и американская актриса и певица, икона стиля. Смелая женщина, пославшая нафиг Йозефа Геббельса »»
Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ (1931)
Scotty MOORE (1931)
Michael PINDER (1941)
Mick JONES (1944)
David KNOPFLER (1952)
YOUTH (1960)