Новый альбом Александра Ф Скляра "Песни моряков, Часть 2" - продолжение дилогии, начатой новым составом, собранным взамен ставшего историей Ва-Банка. Сейчас это – совсем другой проект, с принципиально новыми идеями, новыми людьми, переживаниями и подходом к музыке. А альбом– сборник песен, объединенных общей морской тематикой. Прочтения Скляром чужих песен из далеко прошлого. Звуки.Ru обсуждают с бывалым мореходом его странствия в далеких землях – как реальных, так и воображаемых…
Звуки.Ru: - Саша, насколько комфортно тебе работается с новым составом? Можно ли сказать, что с этими музыкантами ты достиг каких-то принципиально новых результатов, нежели с последним составом "Ва-Банка"?
Александр Ф. Скляр: Мне очень комфортно. Мои ребята – действительно качественные инструменталисты универсального свойства, способны выполнить любую поставленную перед ними творческую задачу, и для меня это очень важно. Нужно играть тяжелую музыку? - гитарист берет электрическую гитару и играет ее. Более мягкую? - он с такой же легкостью переключается на акустическую. Бас-гитарист владеет еще и контрабасом. Кроме того, сейчас к группе присоединились клавишник, композитор и аранжировщик Саша Белоносов и барабанщик Николай Балакирев - профессиональные музыканты старой гвардии. Получилось, что мы соединили многолетний опыт существования в музыке и молодой, но по-своему опытный профессиональный уровень. Да и мне не нужно разрываться между программами и проектами, мои нынешние музыканты могут воспроизвести любое необходимое звучание. И работая над второй частью "Песен моряков.”, я в очередной раз убедился в этом.
Звуки.Ru: - Как ты отбирал песни для этого альбома?
Александр: Во-первых, я искал только по-настоящему яркие вещи, поэтому на альбоме нет ни одного "проходного" номера. Многие песни с него уже стали легендами "высокого шансона". Искал их в своей фонотеке, в своих воспоминаниях, в архивах, в интернете, собрал все песни за две недели.
Звуки.Ru: - Продолжение морской тематики явно не случайно. Что это - дань неким идеалам детства и юности - среди "любимых книг по жизни" ты когда-то называл "Остров сокровищ", в "Боцмане и Бродяге" были Боцманом, или имеется какая-то иная причина?
Александр: Морская тема по ходу всего моего жизнетворчества всегда была мне близка, и посвящение ей первой части "Песен моряков" само по себе является логичным. Что же касается продолжения - когда прошло некоторое время, я понял, что эта тема мною раскрыта не до конца, что существует огромное количество песен о море других авторов и исполнителей, мне необычайно интересных. Среди них есть и те, которые я уже исполнял до выхода альбома, и те, которые были открыты мной только сейчас. Получается, что две части "Песен моряков" дополняют друг друга: в первой раскрыты мои мысли и образы на тему, во второй - мысли и образы других творческих людей.
Звуки.Ru: - Но этот альбом - итоговый, и теперь тему моря, очевидно, можно закрывать?
Александр: Пожалуй, что можно. На первой части я не сразу осознал масштабы истории, за которую взялся. Но как только альбом был готов, я понял, что сделано и сказано, может быть, чуть больше половины - и тогда история еще была не окончена.
Звуки.Ru: - Море – бурная, непредсказуемая, рок-н-ролльная стихия. Похоже, для тебя это стало чем -то сродни "горному циклу" для Высоцкого..
Александр: Возможно, но величие гор и морская стихия – вещи немного разные. Шторм и штиль, наверное, больше подходят под рок-н-рольную эстетику. Однако любая ситуация в морских песнях - рок-н-ролльна. Меня всегда поражало и увлекало все, что связано с морем или с околоморской инфраструктурой. В том же "Кейптануском порту" ситуация: четырнадцать французских моряков сошли на берег, пришли в кабак - слово за слово, дикая драка, и на корабль они не вернулись. То есть конфликт, моментальное противостояние, возникающее из ниоткуда и развязка. Типично рок-н-ролльная история.
Звуки.Ru: - Среди своих рок-героев ты неизменно называешь Игги Попа (Iggy Pop), Лемми Киллмистера (Lemmy Killmister) и Кейта Ричардса (Keith Richards). Но , согласись, непросто ждать от таких музыкантов двухчастного цикла песен о море,- впрочем, как и о Земле, Солнце, Луне. Разве что Игги, записавший франкоязычный джазовый альбом "Preliminaires", навеянный творчеством Мишеля Уэльбека, склонен к созданию концептуальных циклов...
Александр: Ты знаешь, после того альбома The Weirdness (альбома, на котором с Игги спустя 37 лет работала его первая группа The Stooges - прим.авт.) я был уверен, что он запишет что-то пронзительное и лирическое. Очень тихое и такое, которого от него не ждет никто. Ну, ведь так и случилось!
Звуки.Ru: - Насколько мне известно, этот альбом вы с группой записывали в студии "живьем". В чем плюсы и, возможно, минусы подобного метода? Собираетесь ли работать по такой схеме и дальше?
Александр: Главное, чего мы сумели добиться таким способом, - это совместного коллективного звучания, совместной коллективной пульсации. И я подчеркиваю, что этот опыт мог быть осуществлен только с музыкантами такого высокого класса, как те, которые сейчас работают со мной. Нужно сказать, что альбом записывался на студии, где работает Александр Белоносов. Главным по записи был он. И он приложил очень большие творческие и интеллектуальные усилия, чтобы так все скоммутировать, чтобы мы могли реально писаться одновременно. Это чувствуется на записи, потому что так сыграть "по трекам" невозможно. И в дальнейшем я собираюсь работать только таким способом - никакой потрековой записи.
Звуки.Ru: - Ходят слухи о том, что на радио "Максимум" готовится продолжение цикла "Учитесь плавать" и что ты вновь будете что-то делать для ТВ, а может что-то еще. Это так?
Александр: Продолжение программы "Учитесь плавать" уже стартовало на радио "Максимум", и теперь я передал эстафету ведущего Чаче Иванову, а его соведущим будет мой сын, Петр Скляр. Вот такая преемственность поколений. Что касается тв-деятельности, продолжается мой цикл программ "РОКовые ночи" на телеканале Культура. В этом году я участвовал в серии программ "Достояние республики", в рамках которых исполнял легендарные песни разных лет – "Вальс расставания" из к/ф "Женщины" 1965 года, "Весну на Заречной улице", "Утомленное солнце"… Также я принял участие в проекте Первого канала "Жестокие игры", а также был соведущим Михаила Ширвиндта в его передаче "Хочу все знать", где готовил репортажи на тему развития и возникновения различных музыкальных явлений и атрибутов. Что будет дальше – время покажет!
По окончании интервью Александр записал для пользователей Звуков небольшой видеорассказ об альбоме "Песни моряков, Часть 2":
Новый альбом Александра Ф Скляра "Песни моряков, Часть 2" - уже в продаже.
Дата рождения:
7 марта 1958
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)