Возвращение Вежливого Отказа можно считать состоявшимся: проведя два года в репетициях, группа записала новый номерной альбом и концертирует с программой, которая создается буквально на глазах зрителей. На карте "умного" авангарда вновь материализовалась глыба, с которой необходимо считаться.
Когда замотанный московскими пробками Роман Суслов материализуется у меня в гостях, он первым просит большую чашку кофе. Пока джезва стоит на плите, разгорается спор: стоит ли заниматься таким перспективным направлением, как органическая фермерская еда, и стоит ли принимать участие в создании саундтрека к фильму при участии Саинхо Намчылак. Я сходу предлагаю Суслову делать колбасу из журналистов: бесплатное сырье и ощутимая поддержка экологии. На протяжении последующего разговора мне предстоит узнать еще многое - в частности, зачем для написания марша необходима лошадь и в какой момент бывает нужно выкинуть барабан...
Звуки.Ru: - Роман, я верно понимаю, что "Вежливый отказ" можно считать успешно вернувшимся к активной жизни?
Роман Суслов: - Активная - не активная, но жизнь пошла какая-то. На самом деле, два концерта в год - это сложно назвать активной жизнью. Какие-то случайные вписывания в поисках нового контекста, скажем так. Поиграть с академиками, может быть, в других составах. А что касается нового материала - ну, пора бы уж ему появиться. Я ведь не давал обет молчания - скорее, наоборот. Мы его и писали, и дальше пишем.
Звуки.Ru: - Что было самым сложным за тот период, который прошел с момента принятия принципиального решения, что группа собирается снова?
Роман: - Да ничего особенно сложного. Был раскачивающийся период, когда ничего не происходило, была послемхатовская волна каких-то концертиков по инерции, и кроме этого - почти ничего. Потом произошла нормальная взвешенная передышка. Я по-прежнему проживал у себя на ферме, вдалеке от цивилизации, и как-то мне пришло в голову начать писать новую программу, собирать новый материал. Кое-что было заготовлено, кое-что просто валялось неоформленное, незаконченное. Скорее, на уровне идей, чем детальные разработки. А тут в декабре 2008 года вдруг как-то все срослось, и Карманову я стал подсовывать материал, чтобы доносить его до остальных участников. Так мы сделали программу, показали ее в полуготовом виде в "ДОМе" и записали,- хотя, как мне кажется, рановато. Я предпочитаю писать, когда эти вещи будут уже совсем обкатанные и сильно набьют оскомину самим себе. В этом есть и негативный момент – устаешь их играть и они не так "энтузиазно" звучат, но, с другой стороны, они более отточенные, и законченная форма появляется скорее.
01 Марш / March by vezhlivy_otkaz
Звуки.Ru: - У меня создалось впечатление, что в последнее время сложилась мода на "сырой" материал. В студии никто особо не сидит, не "вылизывает", – и вот это практически ютьюбовское качество издается "по горячим следам".
Роман: - Мне сложно судить об этом, потому что я не слежу и не вижу, что происходит. Я знаю обратную историю: те же БИ-2 вообще все сочиняют в студии, и у них материал сырой постольку, поскольку они его в принципе не доделывают - он сделан спонтанно. А мы не так - мы по старинке писали, играли, не понравилось – по-другому поиграли.
Звуки.Ru: - У вас прямо от концерта к концерту видно, как песни обрастают какими-то новыми элементами, на глазах появляются тексты к музыке, новые аранжировки, куплеты...
Роман: - Все дело в том, что поначалу у нас просто было какое-то недержание - нужно было с кем-то поделиться, чего-то нового не было, хотелось как-то выбиться... Поэтому, конечно, во многих вещах, которые были тогда придуманы, текст обязан был быть, но его, к сожалению, на тот момент не было, и я многие вещи прямо к моменту записи "добивал". Некоторые из них появились совсем в последний момент.
Звуки.Ru: - Меня поразило, что так и не нашелся или не искался автор текстов.
Роман: - Я попытался по старым своим связям кого-то раскачать, и даже к Грише Дашевскому обращался,- давно еще, в восьмом году, когда только начались какие-то попытки. Я ему все рыбы честно прописал. Но когда я стал писать рыбы, они уже получились более-менее оформленными как текст. Фонетически они были достаточно правильно выстроены, поэтому часть рыб вошло на альбом прямо как рыбы, я их даже не стал менять, ту же "Мурку", например. Хотя есть и две вещи семеновские. Я честно поднялся, поехал к Семенову домой, встретился, посидели. Текстов-то он много написал на всю эту программу, но ничего мною не было взято, кроме двух вещей, более или менее удачных. Ну, по крайней мере, они - самые цельные и не такие тяжелые. Потому что остальное - такое формульное, такая психотехника, инженерия.
Звуки.Ru: - Я в прошлом году, услышав вашу новую программу, спросила одного своего знакомого поэта, не хочет ли он попробовать написать для вас текст. Он сказал: "боюсь, ответственность большая". Хотя многие вещи и так здорово звучат, без слов.
Роман: - У меня худо с мыслями, у меня мысль только музыкальная возникает. Я туп, нет в голове ничего. Я словами не оперирую. Вот. Жестом...
Звуки.Ru: - Но ведь большую часть в итоге написал сам?
Роман: - С трудом. Дальше не пошло, две вещи остались без текста. Полторы.
Звуки.Ru: - Ну может, потом нарастет, со временем?
Роман: - Может, но в общем-то, все это - компромисс.
Звуки.Ru: - Компромисс или нет, но слушателям - счастье. Да и не только слушателям. Никто из музыкантов, которые сейчас играют в составе "Отказа", нигде больше себя так ярко не проявляет.
Вот понимаешь, есть группы-брэнды, в которых на тебе поставили клеймо: ты в ней играешь, и по игре в этом составе познаешься. А есть группы, которые дают человеку возможность раскрыться, как ни в одном другом проекте. То есть я очень уважаю Сережу Рыженко и группу Футболз, но только в "Отказе" он звучит мастером. Причем, смешно, когда я вижу Рыженко, когда он наяривает на корпоративе клуба "Петрович" под бумбокс, а на следующий день он играет концерт с "Отказом" - и я вижу совсем другого персонажа.
Роман: - Вообще-то мы ему тоже стали давать послабления. Недавно играли на празднике Walmart - он там как рыба в воде, это был Сережин бенефис. Он может все: вести концерт, поздравлять именинника, развлекать публику.... Человек-праздник. Никому другому это искусство недоступно. Это утренник был, это было супер - мы играли в 11 утра! Усе хорошо! Они, по-моему, даже толком не представляли, кого
приглашают. Потом их главный у нас "запросил информацию" - пластинок потребовал.
Звуки.Ru: - Может, он бы вам и издаться помог, поучаствовал в благородном деле?
Роман: - Я думаю, ему будет ближе моя фермерская еда.
Звуки.Ru: - Кстати о фермерской еде – а что колхоз? По-прежнему основное дело?
Роман: - Так нету уже колхоза. Я же свалил с из семьи, свалил с фермы, меня там нет больше. Я, правда, строю себе новую ферму и новую семью, но она несколько другая будет – это уже не завод, а ограниченное сельское хозяйство: там всего 50-60 гектар земли, совсем по-скромному. Пансионат "Гуси-лебеди".
Звуки.Ru: - А историю про кино обсуждать бессмысленно, потому что это все пока вилами по воде?
Роман: - Там контракт, подписи, деньги, американские, все хорошо. Ну, не знаю. Во-первых, это ответственность бешеная - я никогда не вписывался в подобные проекты и так стесняюсь, откровенно говоря. Я не представляю себе, что это должно быть. Саундтрек - вещь эпическая, масштабная. Не знаю, справлюсь ли я в принципе, по силам ли это мне - в общем-то, камерному музыканту. Куда мне это пафосное мероприятие?
Звуки.Ru: - Но коллеги-то отлично справляются - и Павел Карманов, и Шумилов пишут для кино и телевидения.
Роман: - Карманов - другое дело. Его этому учили.
Звуки.Ru: - А Вы себя так и не начали с годами чувствовать профессиональным композитором?
Роман: - Не-а. Я - самоделкин. У меня просто приличная интуиция, не более того. Может быть, врожденный вкус, непонятно откуда взявшийся в моей семье.
Звуки.Ru: - А почему непонятно откуда?
Роман: - Папа играл на мандолине.
Звуки.Ru: - Ну ведь играл же?
Роман: - Года три, да. Со мной ходил в музыкальную школу на уроки.
Звуки.Ru: - О музыкантах: ротация состава продолжается, или он уже зафиксирован? Вы упоминали сайд-проекты с каким-то иным составом.
Роман: - А, я имею в виду разную модификацию составов, чтобы иногда выкидывать такие базовые инструменты, как барабаны. Это, в общем, дисциплинирует всех остальных: приходится играть жестче, четче и, в общем-то, музыка становится более доходчивой. Меняется сама музыкальная фактура. И мне, например, это сейчас очень близко.
Звуки.Ru: - Это разовый эксперимент, или все-таки изменения в составе?
Роман: - Нет, это разовый эксперимент при полном согласии барабанщика. Никак не в обиду, не в пику ему это делается. Зачастую мне нужен такой простор, дыхание и возможность для фантазии и в паузах, а Миша - он такой жесткий, роковый человек, ему надо все заполнить – если есть палки, надо ими тарабанить. Иногда хочется их отнять, что я, в общем, и делаю.
Звуки.Ru: - Сейчас выйдет альбом, и уже известно, какая история будет в нем рассказана. Я должна сказать, что "Герани" вообще не воспринимаю как произведение группы "Вежливый Отказ", а новый альбом мне кажется органичным продолжением предыдущих работ до середины 90-х. И вместе с тем, по этому альбому ощущается, что в творчестве "Отказа" сейчас наступила полоса спокойствия.
Роман: - Да, это верно.
Звуки.Ru: - Здесь все довольно четко, что вы делаете, тоже ясно. Это, наверное, тот период, когда в группах, которые не принимали для себя каких-то радикальных решений, музыканты прекращают друг с другом разговаривать. Вы еще друг с другом разговариваете?
Роман: - Да, вполне. Нас спасает то, что мы в основном общаемся только на репетициях. У нас нет этой пресловутой внемузыкальной дружбы, хотя мы очень хорошо друг к другу относимся и часто обращаемся с какими-то дружескими помощами друг к другу. Но так. чтобы мы совершали совместные мероприятия - такого нет. Вместе время мы, в общем, не проводим. Бывает, однако крайне редко. Так что в полной мере это дружбой не назовешь. Такой, действительно, заговор посвященных.
Звуки.Ru: - А этот элемент авантюры, горения, который у групп с лаконичными историями всегда поднимается на знамя - это вообще нужная вещь? Если сейчас вдруг возникнет какой-то супер-мега-проект?
Роман: - Во-первых, вряд ли он возникнет. Я настроен очень скептически. Думаю, что мы достаточно тверды и спокойны, как Вы заметили. Мало что меняется. Единственное, – по качеству и по смыслу многое...
Звуки.Ru: - Принципиальные ощущения – что изменилось в первую очередь?
Роман: - Спокойствие. Больше нету таких обостренных амбиций, когда нужно обязательно что-нибудь доказывать,- этой юношеской незрелости. Мы перестали были выскочками.
Раньше мы хотели быть непохожими на всех, непохожими ни на что, и в конце концов это выработало определенный стиль - мы действительно ни на что не похожи. Если вдруг возникает намек на что-то, на какую-то параллель, то он искореняется напрочь. Но сейчас это вошло в практику, стало языком. И музыкальный язык тоже более-менее сформировался. Поэтому можно сейчас на этом достигнутом уровне спокойствия и на уже сформированных внутренних постулатах спокойно действовать дальше. Кроме того, за такое количество лет выработался четкий язык общения, понимания друг друга. Потому что раньше приходилось обиняками стараться, не обижая кого-то, что-то доказывать кому-то из исполнителей. Сейчас этого не приходится делать – все и так понятно, практически слово в слово. Вот то, что сейчас нас отличает от того, что было раньше.
Это нормальное, зрелое отношение. Мне в каком-то смысле очень приятно это осознавать, это очень комфортное состояние. Мы ничем не скованы, не зажаты ни рамками, ни сроками, ни деньгами,- ничем.
01 Murka-Koza by vezhlivy_otkaz
Звуки.Ru: - Тогда почему альбом выпускаете недопеченный?
Роман: - На самом деле, это такой чисто дружеский жест. Мой приятель Слава Недеогло, который нам деньги на это дал – типа "надо". Так и сказал: "надо мне". Ну, раз тебе надо - давай запишем. На самом деле, у меня нет никакой программы по этому поводу. Я не планирую какие-то шаги, которые позволят дальше расширить концертную деятельность или куда-то еще продвинуться. То есть по этому поводу у меня голова вообще не болит, никоим образом. Как Бог даст – будет так, хорошо, не будет так – хрен с ним.
Звуки.Ru: - А ближний круг коллег и друзей сильно изменился за это время? По-прежнему вас издает "Геометрия", по-прежнему концерты организовывают друзья?
Роман: - Это все происходит как бы вне меня. Слава как стал заниматься связями с общественностью - так до сих пор и занимается. Он пишет какие-то статьи в жж, общается со всеми друзьями группы, я их не знаю. У меня очень ограниченное число лиц в телефонном справочнике, которому я могу позвонить: привет, помоги так-то и так-то. И он поможет – вот и все. Я, во-первых, многие свои связи, с одной стороны, растерял из-за того, что уехал в изоляцию-резервацию, а с другой стороны - просто не испытывал потребности общаться со своим бывшим московским кругом. А с музыкантами я связь не потерял, и она всегда была такая вот радостная. Вот мой круг общения - его музыканты и составили.
Звуки.Ru: - Очевидно, что сейчас начнется новый всплеск активности, а к нему подтянутся и новые люди...
Роман: - Не знаю, не знаю. Не уверен. Волна некая приподнялась, благодаря усилиям известных лиц. Но я не знаю, что будет происходить, не уверен. И планировать не хочется.
Мне хочется играть больше, поездить по стране,- страна у нас большая, я ее люблю. Но насколько это возможно, я не знаю. У меня процентов на девяносто есть уверенность, что это маловероятно.
Звуки.Ru: - Еще как вероятно. Да вас с руками оторвут, особенно на западных фестивалях, если этим предметно заниматься! Огромное количество групп сейчас фактически начинает заново карьеру, приходя на русскую сцену с западных фестивалей, с европейских сцен. Конечно, это псевдоэкспорт. Но тем не менее, я все чаще вижу сейчас русские группы на всяких фестивалях. И должна сказать, что исполнительский уровень объективно вырос, люди научились вести себя на сцене...
Роман: - Играть...
Звуки.Ru: - Играть, общаться более-менее начали. Не дебильное "хэнкью" в конце каждой песни, а что-то связное. Но при этом все равно есть ощущение какой-то неловкости за этих ребят. И, в общем говоря, я, наверное, две-три группы знаю, за которых у меня такой неловкости никогда не возникало. Это - вы и ваш уровень.
Роман: - Люди нужны. Раньше можно было это делать на собственном энтузиазме, но мы этого благополучно не сделали. Визы долгие, все было хорошо, и казалось, что будет хорошо всегда. А этого не произошло. А никаких плацдармов мы себе так и не заимели. Ну, прокатились пару раз на энтузиазме каких-то частных лиц, в Штатах мы побывали в 2000-м году, в Германии мы были, но за всем этим стоят усилия определенных лиц, которые были в нас заинтересованы.
Надо этим заниматься, надо ездить, базарить, предлагать. Леня в Нью-Йорке уже все пороги пооббивал. Cпустя 10 лет этой работы (уныло-однообразной и унизительной, на мой взгляд), конечно, его заметили и что-то пошло. Не знаю, как, но как-то пошло. А заниматься просто переездами из города в город за похлебку и за расходы на транспорт - тоже не хочется.
Звуки.Ru: - Леня Сойбельман ведь в итоге сделал это своим стилем жизни...
Роман: - Ну, вот он и сидит бухает себе в Берлине, по переходам играет, преподает детям музыку. Нее! Мы сейчас взрослые люди, слава Богу, у нас нет этой потребности. Но просто попутешествовать было в кайф, я бы поездил. Ранее, например, я не мог оторваться от своего хозяйства более чем на две недели. Это был предел. Даже меньше. На неделю или на десять дней. Более этого, за это время произошла куча всяких неприятностей, и было очевидно, что бросать хозяйство надолго нельзя, несмотря на то, что были обеспечены тылы, были какие-то, люди, которые меня замещали и так далее. Но тем не менее, это было серьезное дело, требующее моей серьезной привязки. Сейчас ситуация изменилась - я более-менее подвижен, сейчас я могу в принципе куда-нибудь двинуться.
Звуки.Ru: - То есть сейчас во многом стало легче?
Роман: - Да. Сейчас энтузиазма, конечно, меньше. Энтузиазм все же нужен. Когда все такие потухшие и аскетически унылые – это не очень. Я сам себя такого не очень люблю.
Звуки.Ru: - Роман, а как строился альбом? Какая вещь работает "центром циклона"?
Роман: - Центральная вещь - "Бурятская Морская", она всем нравится. Она уже давно написана, на этапе концерта во МХАТе, когда я как раз упал с лошади и остался без ног - без рук. Но эта тема была только в основе сделана и брошена навсегда. Я, в общем, к ней и не прикасался, и только в 2008-м году она обрела ту форму, которая сейчас есть. К ней была написана вокально-инструментальная часть, которой я и горжусь. Она действительно хорошая.
Все остальные вещи стали подгребаться в эту же стилистику, и сразу появилось вещей пять или шесть - буквально за какую-то там неделю. Они уже имели конкретную форму, были расписаны все инструменты. Бывает, что вещи рождаются сразу, целиком: со всеми аранжировками, со всем. Некоторые даже, как "Мурка", со словами.
А параллельно была написана "армейская" программа, которую я все хочу доделать, а мне не удается. То Карманов ленится, то я. Он все время требует от меня формализации, чтобы я хотя бы тактовые черты оставил. Мне и это лень, скучно. Я хочу, чтобы глаза горели. Вообще Карманов - такой увлекающийся товарищ.
Звуки.Ru: - А делегировать это полностью ему?
Роман: - Не, не будет. С первой частью программы - он горел, ему все эти вещи были крайне интересны и радостны, и он с большим интересом работал,- это было видно. А вот с "Армейской" почему-то не тыкается: я ему сую эту палку, а он ее не принимает.
Звуки.Ru: - Может, он пацифист?
Роман: - Там от Армии не так много: опять же, лирика очень субъективная, хитро трансформированная. А так как некоторые вещи из них сформировались в итоге, "Мы победим" - тоже оттуда; "Тикирека" - из той же программы.
02 My Pobedim! by vezhlivy_otkaz
Звуки.Ru: - А "Мы победим" - в ЦДХ-шной версии, или уже от нее отошла?
Роман: - Такая же. Я, вообще-то, хотел ее иначе сделать: более камерной и без барабанов, но пока не удается. Просто руки не доходят. Я хотел "потанцевать" там с Рыженко - там требуется "локоть к локтю". Как фильмы наши тридцатых годов: это классика такая должна быть, как "Небесный тихоход".
Программа должна быть хорошая - она небольшая, всего на полчаса музыки, но, может быть, еще туда чего-нибудь добью. Я ее написал, сидя на лошади, поэтому она очень органичная, лучше всяких "Кавалеристов". В седле, в ночное, пишется легко. Я там погонял хлыстом своих кобыл несчастных, поливал их матом и пел про себя эту лирику – видимо, успокаивался. Действительно, мне делать было нечего, я сидел на лошади с часов пяти-шести утра - часов по 12, и пас табун. И пел. И писал.
И она поэтому все в голове и вся в языке, а на инструменте ее нет - инструмента у меня не было на пастьбе, потому что нельзя было спешиваться, ведь это тут же вызывало реакцию кобыл. Поля, лошади...
Звуки.Ru: - Вам надо органическую пищу сразу с саундтреком продавать. В одной упаковке.
Роман: - Я подумаю! Почему я воспринимаю альбом как несформированный - туда до сих пор по инерции дописываются другие вещи. Они звучат на концертах, но нигде не записаны. Они повиснут в итоге такие, отвалившиеся. Придется их в сборник какой-нибудь пихать, хотя они явно с этого альбма, в той же манере, того же настроения.
Звуки.Ru: - А если сделать двусторонний диск – две маленькие EP?
Роман: - Пока нету столько материала, надо добивать.
Звуки.Ru: - Вообще, это интересно: CD, а тем более - винил, как формат, жесткий носитель, ушли в прошлое, а все равно все привязываются к хронометражу EP и LP. И это абсолютно необъяснимая фигня, с моей точки зрения.
Роман: - Но есть и живая интерпретация этого. Не будешь же ты выступать с пятнадцатиминутным номером.
Звуки.Ru: - Но ведь можно сделать концерт из двух отделений: одно целиком пятнадцатиминутное, второе - размера LP. Владимир Мартынов такие концерты дает.
Роман: - К этому все и идет. Вот сейчас я пишу одну вещь, и она - порядка десяти минут, а дописана будет до двадцати. Впрочем, весь этот альбом - одна длинная песня.
Звуки.Ru: - А если исходить из чистой семантики и представить, что Вы всю жизнь пишете одну и ту же песню, то эта песня - о чем?
Роман: - Ну... Все это - такие акынские заезды, я люблю писать о том, что я вижу.
Звуки.Ru: - То есть вот это все - о том, что Вы видите?! Ну, в общем-то, у меня в подъезде жил сосед, который гонялся за кабаном. Кабана только он видел при этом. Так что для меня это - привычное дело.
Роман: - У меня есть в деревне забавный персонаж, с которым я сейчас строю дом: он алкаш такой, уже закоренелый. Молодой сравнительно парень - лет сорока, и такой "типа интеллигент". Из города они с семьей приехали, жили там 25 на Алтае. Папа помер, мама еще жива, и вот он с мамой живет и бухает. Он очень вежливый, всегда разговаривает на "Вы", спасибо-пожалуйста, забавный такой персонаж. Обычно в деревне с новым народом держат дистанцию, но в последнее время там от водки много дохнут, поэтому его берут в собутыльники. Почему-то у меня с ним всегда получаются странные беседы: недавно мы стоим на речке в разлив, моста под водой уже не видно. Он ведет разговор с другим алконавтом о чем-то своем. И тут вдруг ко мне поворачивается и говорит: "Да-да. Белочка – маленький пушистый зверек". Это - к слову о том, кто видит кабана. Я вот Вам дарю конфету по этому поводу.
Вы можете скачать альбом "Вежливого отказа", назначив за него цену по своему усмотрению:
Вежливый отказ
Презентация нового альбома "Гуси-Лебеди"
Клуб IKRA
9 апреля, начало в 21:00.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)