Сюзанн Вега (Suzanne Vega) умеет создавать домашнюю атмосферу: как и в ее песнях, рядом с ней вы не чувствуется себя лишним, как будто сидите не в душной гримерке "Б1", а у нее в гостях. Она спокойно реагирует на вопросы о песне "Tom's Diner" и не боится делиться сугубо личными, сокровенными воспоминаниями. Накануне концерта в Москве Звуки расспросили Сюзанн о красоте и преступлениях, больших и малых хитах, а также работе со Sparklehorse и Danger Mouse.
Звуки: Вы написали и спели песню "The Man Who Played God" для альбома Danger Mouse и Sparklehorse "Dark Night of the Soul". Кто был инициатором вашего участия в проекте? Danger Mouse? Марк Линкус (Mark Linkous)?
Сюзанн Вега: Danger Mouse. Я знаю его с 2004 года. Тогда я только что открыла для себя Google News Alert, подумала "о, это может быть интересно" и ввела свое имя. И вдруг увидела "себя" на hiphop.com. Там было интервью с Danger Mouse, в котором он говорил, что ремикширует трек 50 Cent с одной из моих песен...
Звуки: Что это была за песня?
Сюзанн: Это была "Tom's Diner".
Звуки: Ну конечно!
Сюзанн: И вот, он сказал, что микшировал 50 Cent с "Tom's Diner", и меня это заинтриговало, поэтому я нашла его почту и послала ему имейл. "А можешь прислать копию микса? Хочу послушать". Прошло около двух часов, и он отписал: "Это точно ты?". Я ответила: "Да. А это точно ты?". Он ответил: "Точно". Так у нас сразу же завязалась переписка, и с тех пор мы поддерживаем связь. Он показывает мне треки, над которыми работает, я посылаю ему свои демо. Я надеялась, что когда-нибудь нам удастся поработать вместе, и наконец он прислал мне трек Марка Линкуса и спросил: "Ты сможешь записать вокал для него?". Признаться честно, это был сюрприз. Я ожидала услышать что-то вроде Gorillaz или Gnarls Barkley, что-то ритмическое. А ритмики там не было в помине. Это такая спокойная, отрешенная, немножко хипповская вещь. Я вынашивала ее в себе несколько дней, и потом стали появляться кое-какие идеи. Мы записывались, пересылали друг другу наброски, и так постепенно песня обрела законченный вид. Линкус написал музыку, а я - текст песни.
Звуки: По поводу ремиксов и каверов на "Tom's Diner"...
Сюзанн: О да, этот процесс кажется бесконечным. Каждые две недели появляется новая версия, новый ремикс, новая лирика, новое что угодно.
Звуки: А Вас когда-нибудь терзал "синдром одного хита"?
Сюзанн: Ну вообще-то у меня два хита! (дружный смех)
Звуки: Надо сказать, что "Luka" в России большим хитом не стал, зато им стала "Caramel". Ее постоянно крутили по радио в 90-е.
Сюзанн: Бывают большие хиты, как например "Luka" и "Tom's Diner", а бывают хиты поменьше, песни, которые люди в разных уголках мира тоже хотят услышать. "Marlene on the Wall" поднималась на первое место в британском чарте (Сюзанн слегка преувеличивает - до первой строчки "Marlene on the Wall" в Британии не поднималась - прим. Звуков), но в США осталась незамеченной. Где-то больше популярна "Caramel", где-то "Gypsy", где-то "The Queen and the Soldier". На каждом альбоме будут одна или две песни, которые выстрелят и запомнятся слушателям. Так и должно быть. И честно говоря, я не очень беспокоюсь на тот счет, будет песня большой или маленькой. Я просто пою те песни, которые люди хотят услышать, и иногда прибавляю к ним более странные вещи, услышать которые никто не ожидает. Сегодня такие "странности" тоже будут.
Звуки: Потенциальные хиты почему-то все время ставят на 1-ое и 7-ое месте в треклисте.
Сюзанн: CD-мышление.
Звуки: Потому что даже теперь, когда люди скачивают альбом из сети, они слушают 1-ю песню, а потом перепрыгивают на 7-ую. Слушатель перестал воспринимать альбом как формат.
Сюзанн: Да, однажды я спросила дочь про альбом исполнителя, который ей нравится, и она посмотрела на меня так: "Ты о чем?" Она берет те треки, которые ей нравится, и составляет из них плейлист. Два-три года назад мы с мужем сели слушать альбом Боба Дилана (Bob Dylan). Сели в гостиной, поставили диск и прослушали его от начала и до конца. Моя дочь решила, что мы спятили. "Почему вы слушаете только этого парня? Целых 45 минут! Зачем вы тратите столько времени на одного человека?" Пришлось объяснять ей, что альбом - это своего рода заявление, которое нужно прослушать целиком. Она мыслит плейлистами. Компакт-диск для нее - это что-то устаревшее, не имеющее ничего общего с реальностью.
Звуки: Возвращаясь к кавер-версиям. Некоторые из них сделаны довольно топорно, они не передают того настроения, которое изначально заложено в песне. Как Вы относитесь к таким перелицовкам?
Сюзанн: Думаю, что каверы имеют право быть и хорошими, и плохими. Я никогда не отказываю тем музыкантам, которые просят разрешение сделать кавер на "Tom's Diner". Даже если это хардкор-рэп, полный непечатных выражений и рассказывающий о насилии. Потому что это честное отображение чьей-то жизни, чьей-то реальности. Я запретила использовать "Tom's Diner" только один раз: когда меня попросил об этом какой-то порно-журнал. Я все понимаю, но зачем моей песней озвучивать такое? И я сказала: "Нет, найдите себе какую-нибудь другую песню" - и, кажется, у них не возникло проблем с тем, чтобы подыскать замену. Но остальным я даю полное право интерпретировать "Tom's Diner", как они захотят.
"Luka" - иной случай, она посвящена проблеме насилия над детьми, поэтому люди очень чутко воспринимают эту песню и эту тему. Как и должно быть. Поэтому в случае "Luka" неуместны какие-либо шутки или пародии. Хотя люди все равно будут шутить - такова их природа. В конце концов, за всеми не уследишь.
Звуки: Вы как-то рассказывали о концерте Лу Рида (Lou Reed) тридцатилетней давности, который произвел на вас огромное впечатление и сформировал Вас как исполнительницу. С тех пор были ли на Вашей памяти концерты, которые могли сравнится с тем, ридовским?
Сюзанн: Пожалуй, да... (задумывается) Другие концерты Лу Рида: несколько лет спустя я была на его выступлении в "Ритце", и это было действительно сильно. Я видела Питера Гэбриела (Peter Gabriel) в "Мэдисон Сквер Гарден" в 1986-ом, и это было потрясающе. Тогда он прыгнул в толпу, и зрители начали передавать его "из рук в руки". В то время это было чем-то особенным. Это сейчас все кому не лень занимаются краудсерфингом. А тогда это было что-то вроде ноты доверия. Жест, который ломал барьеры между аудиторией и исполнителем, и он требовал определенной храбрости... Я была на концерте Стэна Риджвэя (Stan Ridgway, американский сингер-сонграйтер, лидер нью-вейв-группы Wall of Voodoo - прим. Звуков). Он нравился мне и до концерта, но в тот вечер он отправил меня в нокаут. Он был невероятно креативным, полным энергии. У Риджвея есть песня "Calling Out to Carol", и когда он пел ее, он прикладывал микрофон к уху как телефонную трубку. У него было великолепное шоу, одно из лучших, которое я когда-либо видела. И, конечно, Дэвид Боуи (David Bowie). Изумительный. Во время того концерта еще шел жуткий ливень, я помню.
Звуки: Какой из Ваших концертов был самым странным, необычным?
Сюзанн: Таких было немало (смех) У нас был концерт в Генуе, на юге Италии, в день, когда в стране проходил саммит "большой восьмерки" (9 июля 2009 года - прим. Звуков). По всей Италии прокатилась волна демонстраций. И несмотря на то, что мы были за много миль от того места, где проходил саммит, когда выяснилось, что кого-то убили, демонстранты ворвались на сцену - на ней была я и мой басист Майк - эти люди вышли на сцену, развернули баннеры, начали что-то орать в микрофон... Словом, анархия. И вот так они протестовали со сцены около двух часов. В зале были две тысячи человек, и, разумеется, они негодовали. Потом пришла полиция, и мы стали продумывать план побега, но вышел промоутер, со слезами на глазах, и попросил: "Не уходите, пожалуйста, иначе здесь будет погром". Мы решили подождать, но не могли же мы сидеть там сутки. И вдруг мы посмотрели на сцену, а там никого - демонстранты ушли так, что никто не заметил. Мы вернулись на сцену, в час ночи, и отыграли еще час. На следующее утро ни одно СМИ не сообщило о вчерашнем безумии. Как будто его вообще не было.
Звуки: Как Вы пишете песни? С чего все начинается?
Сюзанн: Все начинается с внутреннего голоса, который нашептывает какую-нибудь мелодию, как в "Tom's Diner" или "I'll Never Be Your Maggie May". Иногда это лирика, иногда идея, иногда образ. По-разному. Какое-то время уходит на то, чтобы записать мысли. Иначе они просто уйдут. Нужно быть восприимчивым к тем вещам, которые приходят к тебе.
Звуки: А с чего началась "The Queen and the Soldier"?
Сюзанн: Стыдно признаться, но ситуация была банальной: "две королевы в одном замке". В то время я встречалась с одним человеком, и в какой-то момент я заподозрила, что он изменяет мне с другой. Так родился образ - "две королевы в одном замке", красная и белая, враждуют между собой. Глупость, конечно (смеется). Я вынашивала эту идею несколько месяцев, и вдруг мне пришло в голову убрать одну из королев, передвинуть битву за пределы замка. И затем я очень живо представила себе остальное, как будто это был фильм. Солдат стучится в дверь замка, и происходит все остальное. Странная ситуация, ведь песня получилась совсем не о двух женщинах, хотя с этого она началась. Даже для меня это загадка. Я не могу сказать вам, что именно я имела в виду, какое послание несет текст. Так и происходит с хорошими песнями, они как растения: ты можешь поливать их, но растут они сами по себе.
Звуки: У Вас довольно синематографичные песни.
Сюзанн: Я люблю фильмы. В колледже у меня был театральный курс, потом несколько курсов по кино. Мне нравится создавать новые образы в песнях. Это лучше, чем просто писать "я сижу и чувствую себя вот так" или "мой бойфренд мне изменяет" (смеется). Да, это была бы самая скучная песня на свете!
Звуки: Ваш последний альбом получился концептуальным. Каждая песня на нем как сцена из фильма. В этом смысле его можно сравнить c пластинкой "Breakfast in America" Supertramp...
Сюзанн: О, "Breakfast in America" - отличный альбом.
Звуки: ... и он совсем не похож на предыдущий, "Songs in Red and Gray", который был почти интимным.
Сюзанн: Мне показалось, что он был слишком личным, слишком печальным. Меня стали донимать вопросами о бывшем муже, дочери, и так далее... Мне захотелось снова выйти в реальный мир, написать о Нью-Йорке, создать мозаику из маленьких кусочков, которые, будучи сложенными вместе, дадут новый контекст. Вот как я это себе представляла, и, пожалуй, мне удалось достичь поставленной цели. По крайней мере, меня перестали засыпать вопросами, от которых меня уже тошнило (смеется).
Некоторые люди чрезвычайно грубы, особенно в Штатах. (понижает голос) "Расскажите о вас с Митчем". Так, минутку, во-первых, его зовут Митчелл (Mitchell Froom, бывший муж и продюсер двух альбомов Сюзанн - прим. Звуков), даже его мать называет его Митчелл, так что нечего тут панибратствовать... Все это было так глупо, и я сказала "Довольно". Все, что вам нужно знать, на альбоме. Это странный способ покончить с прошлым: ты выносишь свои переживания на публику, а это значит, что они аукнутся тебе новой болью.
Звуки: Как проходила запись "Beauty & Crime"?
Сюзанн: "Красота и преступление" - это то, чего я хотела достичь и в музыке тоже, не только в текстах. Мягкое оркестровое звучание, как в саундтреках к фильмам 70-х. И в то же время, безумное ремикшированное полотно. Danger Mouse был бы идеальным продюсером. Или Фил Рамоун (Phil Ramone, композитор и продюсер, работавший с многими музыкантами, обладатель 15 "Грэмми" - прим. Звуков). Но он посмотрел на наш бюджет и сказал: "Могу поработать с вами неделю" (смех). Я ответила: "Спасибо большое, но из этого ничего не выйдет". В результате продюсером стал Джимми Хогарт (Jimmy Hogarth). Мне понравился трек "Breathe Me", который он сделал для Sia, в нем очень красивые струнные и такие резкие ударные. Это то, чего я хотела. Мягкость - beauty, ремикширование - crime.
Сьюзанн Вега родилась 11 июля 1959 года в городе Санта-Моника (штат Калифорния). К пению она приобщилась довольно рано, когда ей было пять-шесть лет. Музыкантами, чьи песни наиболее сильно повлияли...
Дата рождения:
11 июля 1959
Подробности из жизни:
Сьюзанн Вега родилась 11 июля 1959 года в городе Санта-Моника (штат Калифорния). К пению она приобщилась довольно рано, когда ей было пять-шесть лет. Музыкантами, чьи песни наиболее сильно повлияли на становление музыкального вкуса Сьюзанн Веги были Джоан Баэз, Джуди Коллинз, Пол Саймон, Леонард Коэн и конечно же Джони Митчелл. Биография Боба Дилана была ее настольной книгой. ╚Я не переставала восхищаться Диланом, потому что он сумел изменить свою жизнь, - говорит Вега,- И я собиралась проделать тоже самое╩. Первый рок-концерт Вега посетила в 19 лет. Это был концерт Лу Рида. После него она стала исполнять классику фолка по церквям и местным клубам. Песни Лу Рида дали ей свободу сочинять песни с позиции собственного опыта, а также наставили на путь, который позже назвали лирическим минимализмом. Это когда автор вместо того, чтобы рассказывать в песне целую историю, предлагает додумать, продолжить логическую цепочку слушателю. После окончания колледжа в 1982 году, Вега знакомится со…
1860 – Французский изобретатель Эдуар Леон Скотт де Мартинвилль сделал первую звукозапись за изобретенном им самим же устройстве — фоноавтографе. Эта историческая запись сейчас хранится в парижском архиве, правда прослушать её, скорее всего, не удастся. Фоноавтограф предполагал только запись… »»
1970 – Пол Маккартни объявил, что больше не собирается писать песни совместно с Джоном Ленноном. Это заявление Пола положило конец существованию группы The Beatles »»
George David WEISS (1921)
Carl PERKINS (1932)
Terry KNIGHT (1943)
Richard SUPA (1944)
Gene PARSONS (1944)
Albert HAMMOND JR. (1980)
Jazmine SULLIVAN (1987)
Jackie EVANCHO (2000)