Как ни крути, возможность неограниченного обмена музыкой и видеофайлами порядком развратила людей. Оглядываясь назад, можно с уверенностью заключить, что настоящих хитов (можно ли всерьез отнести к ним, скажем, Chocolate Rain?) при новом порядке возникло не так уж и много. Свято место пусто не бывает, и на место сочинительства неумолимо заступило исполнительство, причем в самой пестрой и безобразной его форме. Сложно собрать с нуля полтора миллиона просмотров на youtube.com просто играя приятную, запоминающуюся и неординарную музыку, обязательно нужно делать это на диковинном инструменте, или же стоя на протянутом на высоте в двести метров канате, или же барахтаясь в грязи в обнимку с гиппопотамом. Полезно быть при этом либо сексапильной хипстершей, либо больным даунизмом филиппинцем, на худой конец можно и просто кого-нибудь спародировать в меру возможностей. А лучше все и сразу и гиппопотама тоже не забыть. Словом, нужно делать все, на что только хватит фантазии, а музыка... А музыка потом.
Иногда приятно ошибаться. К счастью, так и получилось с концертом британца Бенджамина Даудена, более известного поколению Web 2.0 как Dub FX – уличного музыканта-битбоксера, вооруженного солидным набором примочек-лупов, позволяющих ему в буквальном смысле напевать полнокровный хип-хоп и урбанизированную раггу – от ритма до мелодических подложек и хитрых вокальных сэмплов. На московское выступление "игреца ртом" идти особо не хотелось, и соображения, препятствующие этому вполне очевидны: мол, очередная звезда ютьюба, только-только выпустившая полноценный альбом, а вот уже вам – масштабный тур по просторам родины слонов. Скепсис, хоть и был защитной реакцией на расплодившихся видеофриков, пользующихся нездоровой популярностью, оказался совершенно не оправдан: Dub FX не только дал выдающийся концерт, но и послужил "перстом указующим": а, точнее, показывающим, где на самом деле место крикливой клики интернет-дарований, оккупировавших вашу френдленту.
В удивительно подходящем по названию (и не слишком годному по всем остальным параметрам) Dub Club "ходынка" начиналась прямо от входа – на DIY-артиста, не имеющего даже собственной страницы на википедии (что, конечно, совершенно необязательно, но о чем-то это все же говорит – хотя бы о том, что уличная составляющая в творчестве Бенджамина по-прежнему имеет особый вес), собрался полный зал. Свою роль сыграли и недорогие цены на билеты, что объясняется сенсационной дешевизной самого привоза. Два человека (сам Дауден и его помощница и подруга, MC Flower Fairy) на сцене и нехитрый райдер в духе "все свое ношу с собой". Тандем выступает с одним микрофоном на двоих, что немного ограничивает артистов в средствах. Уж очень хотелось бы услышать не только размеренную поочередную читку, но и настоящий дуэт, тем более, что Цветочная Фея постоянно подпевала бойфренду.
Внутрь мы поспели как раз вовремя – Dub FX только вышел на сцену и приступил к сеансу фирменной "уличной магии". Каждая песня рождается, по сути, по отработанной схеме, но все равно это зрелище завораживает. Для начала – полутораминутное жонглирование звуками и ловкая чечетка на педалях лупов и вот уже отрывистые вокализы туго сплетаются в канву композиции, сквозь ритмические сбивки плывет грув, а сам Бен начинает раскручивать пружинистую вереницу слов. Dub FX словно боксирует с тенью – разговаривает с обрывками собственных же фраз, нараспев раскатывает во рту слоги, чтобы затем выдать пулеметную очередь отточенных выражений. Меж тем, и к ним стоило бы прислушаться, Бен легко переходит от беспечной песни о том, как хорошо плевать в потолок, к заряженной агитке про то, что пора менять мир. К сожалению, Dub Club не располагает к разбору поэтических тонкостей: под напором звука все поверхности грохочут как в потрепанном Икарусе, а искать выгодное с акустической точки зрения место в такой давке – храбрость, граничащая с глупостью. Нам не удалось подобраться к сцене так близко, как питерским коллегам, но, во-первых вряд ли оборудование Dub FX изменилось за это время (учитывая, что даже штаны у Бена были те же самые, что и на прошлогодней записи "Step On My Trip"), во-вторых, в этом случае, как показывает московское выступление, оборудование – это далеко еще не все. С тем же инструментарием Dub FX мог бы исполнять занимательный вокальный эмбиент, (может быть, пришлось бы позаимствовав пару примочек у Павла Додонова), но выбрал Бен музыку резкую, энергичную, цельную. Не удивительно, если вспомнить, что изначально он привлекал своим пением людей на улицах Бристоля, где каждый брошенный в твою сторону взгляд необходимо удержать любой ценой. Дружные хороводы поклонников и прессы вокруг оригинальности звуковой концепции Dub FX кажутся несколько необоснованными и именно на концерте можно почувствовать, что в начале все же было слово, а что с ним происходило дальше – это уже детали.
В отведенные моменты Бен уступал микрофон Цветочной Фее, или, как он ее сам аттестовал – "gypsy queen", цыганской королеве, пакистанским чертиком из табакерки вскакивающей в литые речитативы Даудена. Несмотря на то, что выглядела Фея не так внушающее, как на киевском концерте, да и в искусстве речитатива она сильно уступает Бену, но впечатление ее партии все равно производят: чем-то ее манера тараторить и восклицать напомнила великую Ари Ап (Ari Up) из панк-группировки The Slits, ныне более увлеченную дэнсхоллом и дабстепом. Вдвоем Бен и Флауэр отрабатывают за целый хип-хоп клан, и, что самое важное, не стоит упускать из виду, что все, что происходило в этот вечер на сцене это в буквальном смысле дело их собственных рук, то есть, ртов. Dub FX и вправду претендует на громкое звание музыканта двадцать первого века: он полностью несет ответственность за каждый бит (неправильно прищелкнул языком – и трек снесет в другую сторону), но при этом позволяет себе выходить за рамки опостылевшего шоу в духе "мартышка с гранатой": неплохие по существу песни (а это ой как важно) в столичном прочтении обрастали новыми строчками и многоминутными импровизациями. Композиции Даба одинаково далеки и от фигурного балагана с казукейлеле, и от шаблонных речитативов ребят из черных кварталов. Что-то похожее можно встретить разве что в Японии, где несложно попасть на отличную самобытную и самодостаточную группу, играющую в немноголюдной аллее не требуя ни внимания, ни денег. Что-то подсказывает, что ни генная инженерия, ни капиталы РОСНАНО не позволят синтезировать нечто подобное пусть даже из наших одаренных соотечественников: бит-боксера Галуна и Noize MC. Другая история, другая культура – среди столичных уличных музыкантов сложно вспомнить кого-то действительно выдающегося. Турбогитаристы в переходах метро? Ударник с комплектом картонных коробок с Пушкинской площади? Культовые уже псевдо-ветераны Афгана с их боевыми уберзонгами про "Вперед, атака!"? Все даровитые музыканты первым же делом пытаются выбраться из пропахшего мочой московского андеграунда – сколотить состав, записать альбом, а дальше как получится. Сам же Бен в альбомах и назойливой раскрутке не нуждается. На это намекает и то, что предыдущая запись Dub FX была сведенным лайвом, и система распространения пластинок в духе нового времени (диск = сувенир), да и то, что песни британца не имеют устойчивой формы. С его легкостью на подъем (достаточно проследить маршрут его высадок в Европе) и подкупающей искренностью, Dub FX запросто может колесить по свету в свое и чужое удовольствие. Посетители концерта, среди которых можно было запросто встретить, как и клубную молодежь, так и представительных мужчин в костюмах, ликовали. На периферии Dub Club был замечен даже шестилетний ребенок, но тут уж впору припомнить памятный призыв Патти Смит: "Я не думаю, что такая музыка будет полезна для крошечных ушей". Тем не менее, нужной отдачи из зала на сцену ожидать не приходилось. Загвоздка в том, что Dub FX от перемещения с улицы в клуб или же в припаркованный у входа шикарный дом на колесах не меняется: он остается все тем же артистом, от которого сложно оторвать глаз и еще сложнее – слух. Но и толпа, перешедшая с асфальта на танцпол, не превращается в публику, а остается толпой. Ну а последствия можно легко представить.
Впрочем, ни дурная организация, ни неадекватность отдельных зрителей-зевак не отменяет удачности самого мероприятия. Под конец вечера бьющей из Dub FX энергии необходимо стало как-то материализоваться и над территорией Армы (к слову, все больше походящей на полноценный конгломерат концертных площадок с приличной программой) разразился ливень. Атмосфера разрядилась не только снаружи клуба, но и внутри – помещение покинули случайные гости, не поддавшиеся очарованию Dub FX и те, кто просто желал поглазеть на диковинку, не вдаваясь в нюансы. Стоит заметить, что в следующий раз Бенжамин наверняка будет выступать в зал как минимум вдвое большой вместимости: приумножить собранных восемьсот человек не составит труда, ведь, как известно, лучшая реклама – сарафанное радио, а в его случае оно уже доказало свою работоспособность.
Когда Даб приступил к завершению концерта (концовку Бенжамин выбрал эффектную: связка из шутливой интерпретации "Bad" Майкла Джексона и заглавной темы из "Охотников за приведениями"), пришел черед, чтобы задуматься: а кто следующий артистов поколения-youtube окажется здесь? И у кого, действительно, есть такие же шансы стать настоящим самостоятельным артистом, которому наплевать на счетчик просмотров? Быть может, Грег Паттилло в Малом зале Консерватории? Почему бы и нет.
Yoko ONO (1933)
Александр БАРЫКИН (1952)
Juice NEWTON (1952)
Randy CRAWFORD (1952)
Brian JAMES (1961)
Dr. DRE (1965)
Regina SPEKTOR (1980)
Варвара ВИЗБОР (1986)
RIHANNA (1988)