Анна СЕДОКОВА  Мне хочется, чтобы под мою музыку люди занимались любовью

"Представляете, меня гаишники сейчас остановили по дороге сюда! Я говорю: "Простите, я так на интервью опаздываю, так тороплюсь!" А они мне: "Ничего, мы просто поздороваться". Звуки встретились с Анной Седоковой.

Prado Cafe. Пятница.19-00

"Представляете, меня гаишники сейчас остановили по дороге сюда! Я говорю: "Простите, я так на интервью опаздываю, так тороплюсь!" А они мне: "Ничего, мы просто поздороваться".

Звуки.Ru: Должны сразу признаться, что наша аудитория, пожалуй, не очень хорошо Вас знает...
Анна Седокова: Ну, это понятно, у вас же нет картинок.

Звуки.Ru: У нас есть картинки. Много замечательных картинок. Но мы хотели бы познакомить наших читателей с Вашей музыкальной историей. Так что давайте начнем с самого начала. С музыкальной школы.
Анна Седокова: Ну, музыкальная школа. Закончила на отлично. Параллельно занималась в народном ансамбле Украины и академическом хоре. Все мое детство прошло в этих упражнениях. Не успела в подростковом возрасте начать курить, потому что все время пела и танцевала. Хотя и выросла в самом бандитском районе города, но занятия музыкой меня держали вдалеке от той жизни.

Звуки.Ru: А специальность какая была в музыкальной школе?
Анна Седокова: Фортепиано. Музыкальную школу не любила, честно вам признаюсь. Потому что все было монотонно, неинтересно. Все время хотелось куда-то бежать, что-то новое открывать. Но в итоге все равно закончила ее на отлично. И это был самый счастливый момент моего детства - когда я закончила музыкальную школу, вышла из нее и поняла, что никогда больше мне надо будет в нее возвращаться.

Звуки.Ru: Но оказалось, что Вы ошиблись.
Анна Седокова: Да, оказалось. Сейчас я очень жалею, что педагог мой не привил мне любви к фортепиано. Потому что всех учат играть один и тот же стандартный набор вещей, не интересных уже как правило детям. Вот если бы я была педагогом, я бы детей учила играть не только этюды Черни, но и давала бы им что-то из, например, группы БандЭрос. Ну, что там у нас есть мелодичное... Из Тимати отрезок...

Звуки.Ru: Часто наши эстрадные композиции, мягко говоря, простоваты, не дадут достаточно материала, чтобы стать интересными в переложении для ученического фортепиано.
Анна Седокова: Я бы так не сказала. Вот, например, в очень дорогой парижской гостинице пианист потрясающе играет темы из Тимбалэнда, Massive Attack. Хотя, конечно, понятно, что Тимати и Massive Attack это совершенно разные вещи. Но все равно, это так красиво и при этом так современно звучит. И в Москве я слышала, как в "Метрополе" пианист играл "Опять метель" (Константин Меладзе, к к/ф "Ирония судьбы-2" - прим. Звуков). Прекрасно играл, правда, она почему-то стала очень похожа на песню Стинга (Начинает напевать "Fragile": "On and on the rain will fall"). Так что пианист открыл мне глаза на эту песню, я подсела к нему и попросила научить меня ее играть. А в детстве все это было сухо, неинтересно. Я могу сейчас красиво открыть рояль и сыграть что-нибудь, но, конечно, мне надо еще учиться и учиться.

Звуки.Ru: Не хотите ли Вы сказать, что берете уроки игры?
Анна Седокова: Ну, пока я беру другие уроки, занимаюсь испанским языком. Но в будущем - обязательно. Мне кажется важным для моих будущих проектов научиться играть такие вещи. Но пока я банально не представляю, где взять ноты. Может быть, они и есть в магазинах, хотя сомневаюсь. Хочется что-то современное, актуальное.

Звуки.Ru: У Вас же есть знакомые музыканты, аранжировщики - закажите им.
Анна Седокова: Думаю, я лучше подсяду к какому-нибудь пианисту в ресторане.

Звуки.Ru: Но учеба в музыкальной школе, гаммы - все это дисциплинировало?
Анна Седокова: Дисциплина и я - это плохо совмещается. Для меня "дисциплина" - слово, которое относится к армии, а не к нормальной жизни. Я бы предпочла понятие, к примеру "самокоординация". Если ты занимаешься тем, что важно для тебя и что тебя способно зажечь, тем, на что ты готов потратить любые силы - ты будешь в состоянии собраться и работать максимально эффективно. Просто повторение каких-то действий, потому что "так надо" - мне кажется, это не для меня. На проекте "Ледниковый период", в котором я участвовала, была пара, которая потрясала меня - Маргарита Дробязко и Дмитрий Миллер. Они так тренировались! Они могли по 50 раз, ну ладно, может быть не 50, по 20 раз повторять свой номер - не потому что на них смотрели, их снимали, а просто репетируя. Я не могу так заниматься делом, от которого меня, грубо говоря, не прет. Ну и при этом, как вы понимаете, они вышли в финал, а я до него не дошла.

Звуки.Ru: А зачем Вы участвовали в этом проекте?
Анна Седокова: Чтобы дарить людям веселье. Никто не падал, все восьмерки выписывали, а я падала. Люди смотрели, как я падаю - и радовались. По-моему, этот проект нужен не для того, чтобы показать, как артисты красиво катаются, а для того, чтобы люди видели, как артисты бухаются на лед. Так что я за всех там отдувалась.

Звуки.Ru: Вернемся все же к истории. (Межик заинтересованно наклоняется вперед). Вот насчет ВиаГры: (Санитар Леса делает суровое лицо и шепчет: "Мы же договаривались не...")
Анна Седокова: Ничего, давайте-давайте, нормально.

Звуки.Ru: Константин Меладзе провел Вас по таким территориям, которые раньше были закрыты и неизведанны для Вас. Как-то формировал, дал Вам почувствовать большие залы...
Анна Седокова: Это вопрос? Да, так все и было. Любая девушка, которая попадает в ВиаГру, перескакивает одним махом очень длинную лестницу к успеху. Ее первый концерт может быть сразу в Кремле, и когда она выйдет на сцену - ей уже будут хлопать, уже будут подпевать.

Звуки.Ru: Но при этом группой девушек занимаются двое серьезных мужчин. Идеология, концепция, образ - все это формировалось их волей? Как Вы существовали в таких рамках?
Анна Седокова: Ну, я бы не сказала, что это была прямо железная концепция, имидж. Мне кажется, что у ВиаГры был такой успех потому что все мы (я имею в виду Веру (Брежневу), Надю (Грановскую), себя, Артура (Ковалькова), ребят-музыкантов, Костю (Меладзе) ) вступили в какую-то химическую реакцию. Это был идеальный набор ингредиентов, вместе мы и составляли "формулу любви". ВиаГра не была, как принято считать, продуманным проектом. Костя не может писать "продуманные" песни. Вернее, может, но вы сразу это чувствуете. Костя пишет все песни, основываясь на реальных чувствах и событиях. По Костиным песням можно читать его жизнь. И нашу жизнь в тот период - тоже. Помните песню "Good morning, папа"? (Напевает: "В нашей песне только паузы"). Она была написана специально для Алёны Винницкой. Ну вот не любила она "этот поп", любила рок-музыку. И Костя все время пытался до нее достучаться, раскрыть ее. Он написал эту песню, чтобы ее задеть. А мы трое, так получилось, все выросли без отцов. И мы вообще не понимали, о чем эта песня? (Напевает: "Ты первое заученное правило, проверенное опытным путем...") Потому что у нас этого опыта не было ни у кого. За все это время мы ни разу не опоздали на самолет. Во сколько бы мы ни улетали, каждый из участников вовремя был в аэропорту "Борисполь". Я не знаю, как это происходило. У нас не было никакой казарменной дисциплины, никаких штрафных санкций. В штрафы я вообще не верю, это бред. Лично я гораздо больше боюсь, что на меня косо посмотрят люди, которых я уважаю. Правда, у нас все было очень здорово. Первое время мне не хотелось говорить о ВиаГре. Я была маленькой, глупенькой девочкой, которая хотела, чтобы обращали внимание именно на нее, оценивали по каким-то собственным делам. Я и сейчас не хочу пиариться на ВиаГре, но понимаю, что ВиаГра - это моя школа. Я могу сравнивать ее, ну не знаю, с Оксфордом. Потому что это - лучшее, что есть на нашей эстраде.

Звуки.Ru: И что дала Вам эта школа? Ее уроки применимы в Вашей сольной карьере?
Анна Седокова: Костя научил меня всему, что я умею на сцене. Мне очень понравилось, как сказал Валера (Меладзе), что Костя - как микроволновка, он разогревает в каждом то, что у него спрятано внутри. Правда, некоторые считают, что после микроволновки еда не вкусная и есть ее нельзя. Но я ушла из группы не потому, что стремилась к сольной карьере. А потому что в моем животе появилась девочка. Я не хотела уходить, я любила эту группу безумно. И теперь это часть моей истории, мое прошлое, о котором у меня самые теплые воспоминания.

Звуки.Ru: Давайте тогда поговорим о современности. Вы записываете альбом. Почему в Киеве?
Анна Седокова: Возвращение мое на сцену - это история длинная и не очень простая. Во-первых, оно совпало с тяжелым периодом в моей личной жизни. Развод, маленький ребенок, какие-то поиски себя заново. Мне приносили какие-то песни, они мне не нравились, они были не про меня. У меня был контракт с крупной российской компанией, я им доверилась, спела предложенную песню, сняли видео, которое, слава богу, никто не видел в России - "Самая лучшая девочка". Ну понятно же уже, что не про меня песня "Самая лучшая девочка ждет звоночка..." Я не жду никакого звоночка, я сама звоню, если мне нужно. Я не хочу уже петь такие песни. И вот после этого случая я остановилась и решила, что пока я сама не знаю, куда мне идти, я не имею права никого вести за собой. Пусть у меня всего лишь сто поклонников, но я не имею права как Моисей их сорок лет за собой водить. В итоге я, конечно, выйду куда-то и, возможно, это будет неплохая земля без нефти и полезных ископаемых. Но тем не менее. Я решила, что до того, как что-то делать, нужно сначала найти себя и взять на себя ответственность за то, что ты делаешь. Я читала, думала, ездила по миру и вдруг (кстати, после посещения Иерусалима) встретила свою команду в Киеве. Вот так просто. Я поняла, что это - моя музыка. В Москве много музыкантов, много профессионалов, много интересных людей, но у московских компаний притупилось желание делать что-то новое. Ну, очень простой пример, я предлагаю на запись бэков позвать хор бабушек или детский хор и слышу: "Ань, ну что ты паришься?! Вон, возьмем Васю, он тут сегодня в студии прибирается, заодно и бэки нам запишет".

Звуки.Ru: Это, конечно, большая тема - предсказуемость поп-музыки. Зачем придумывать новые механизмы, если оно и так работает. А поменяешь - может, и не будет работать. Задаются довольно узкие рамки. Вам не жмет?
Анна Седокова: Нет, мне не жмет. У каждого ведь свои рамки. Ну, вернемся к той же песне "Самая лучшая девочка". Продюсер, с которым мы работали, сразу сказал: "Мы не будем экспериментировать, зачем? Зачем нам делать что-то, если и так сработает? Я тебе говорю, это будет нестись из каждого ларька!". Я, может быть, и глупа, но мне кажется, что пытаясь угодить всем, мы не угождаем никому. Во-первых, слушатель не дурак. Во-вторых, каждый хочет чувствовать себя индивидуальностью. И люди тянутся к чему-то особенному, к тому, что выделяется. В чем секрет Маksим? В том, что она под маленький синтезатор пела простые песни. На фоне вот этой грохочущей эстрады. И она отличалась. А по поводу рамок... Я бы с удовольствием пела такую музыку, как моя любимая Нора Джонс. Но я и мое поколение не воспитаны на джазе, мы воспитаны на группе "Руки вверх!". У меня не было старшего брата, который дал бы мне в 12 лет послушать Эллу Фитцджеральд. Мой брат слушал группу "Scooter" - и я вместе с ним. У нас другой менталитет.

Звуки.Ru: Ну и напоследок, о будущем. Можно же сны заказывать, как в детстве. Чего ждете, чего хотелось бы добиться?
Анна Седокова: Хочется, чтобы наконец-то появился уже этот альбом. И чтобы ни за одну песню на нем мне бы никогда не было стыдно. Хочется стать чем-то новым. Но больше всего мне хочется, чтобы под мою музыку люди занимались любовью. Мне не важны никакие премии. Но если моя музыка станет для кого-то так близка, что расставаясь или встречаясь, он будет слышать ее как свою - это будет, наверное, лучше всего.

04.03.2009, САНИТАР ЛЕСА и Димка МЕЖИК (ЗВУКИ РУ)

Анна СЕДОКОВА