Игорь ТОНКИХ  "Идеал - это аншлаг"

Проблему дефицита правильных крупных концертных площадок в российских городах в конце прошлого года начал решать известный продюсер, филофонист и музыкальный бизнесмен Игорь Тонких. Он грозится выстроить сеть заведений под названием "ГлавClub" по всей стране. Мотаясь между Ленинградом и Москвой, Танкист отвечает на вопросы Звуков.

Проблему дефицита правильных крупных концертных площадок в российских городах в конце прошлого года начал решать известный продюсер, филофонист и музыкальный бизнесмен Игорь Тонких. Биография человека, которого коллеги уважительно называют "Танкистом" (очевидно, имея в виду не только его фамилию), длинна и многообразна. В 1986 он организовал первый концерт, через два года основал компанию "Feelee", до сих пор активно продвигающую российскую и западную независимую музыку. В частности, в копилке достижений у "Feelee" - фестиваль "Учитесь плавать", который многих альтернативщиков вознес на ту высоту, выше которой они уже прыгнуть не могут. Благодаря Игорю в Россию приезжали Sonic Youth, Диаманда Галас, Rage Against The Machine, Трики, Ник Кейв, Полли Джин Харви, Лори Андерсон, Millions Of Dead Cops и еще десятки других важных групп и музыкантов.
Именно Игорь открыл миру группы Zdob Si Zdub, НАИВ, Мои Ракеты Вверх, Пелагея, Tequilajazzz, Тараканы и множество других. Также "Feelee Group" прославилась официальными релизами от таких культовых рекорд-лейблов, как 4AD, Mute, Beggar's Banquett, XL Recordings, Ninja Tune, Warp.
Одно из последних знаковых достижений Тонких - клуб "Ikra", превращенный в Мекку для меломанов, а потом оставленный им для новых свершений.
О них и пойдет речь. Игорь вновь затеял грандиозное предприятие: грозится выстроить сеть заведений под названием "ГлавClub" по всей стране. Первый клуб открылся в Петербурге - и уже успешно заявил о себе, как о серьезном игроке. Игорь смело и категорично отметает скепсис критиков, утверждающих, что время для открытия было выбрано слишком неудачное.
Мотаясь между Ленинградом и Москвой, Танкист отвечает на вопросы Звуков.

Звуки.Ru: - Игорь, какую нишу сейчас занимает в Питере "ГлавClub"?
Игорь Тонких: - Уже сегодня это главная концертная площадка города. Мы проводим 15 концертов в месяц для 15 тысяч человек. Больше тысячи человек на концерте - значит, это высшая лига российских и зарубежных групп. Другого такого клуба в городе нет.

Звуки.Ru: - Вы запустили новый бизнес в непростое время.Насколько Вы уверены сейчас в том, что клоны ГлавКлуба откроются в регионах?
Игорь: - Я не вижу для себя идеи интереснее на сегодня, поэтому абсолютно уверен. Было бы печально, если бы человеку ничего не давал 20-летний опыт работы. Да, безусловно, я владею тем, что называется ноу-хау. Увлеченность - это уже не энтузиазм. Это не проходящая тяга к работе и желание заниматься любимым делом.

Звуки.Ru: - Насколько необходим ГлавClub в Москве?
Игорь: - ГлавClub необходим в Москве мне, а не Москве. Концерты могут проходить в столице где угодно вообще-то. Я сам их провел сотню на десятке площадок. Но мы говорим не о клубе. По крайней мере, я говорю не о клубе. Мы говорим о бизнесе. Национальная сеть клубов - это большой бизнес. И это не мое правило. Только сетевой бизнес - большой бизнес. Я думаю, что московский филиал появится в течение года, как только уляжется пыль обвала рынка аренды.

Звуки.Ru: - Почему концерты в новом клубе идут уже достаточно давно, а процесс "доведения до ума" клуба до сих пор длится?
Игорь: - "Когда нет денег, то нет любви...". Мы уже на третий месяц вышли в плюс. Теперь наша задача - сделать прибыль постоянным и растущим показателем. Будем доводить барную зону, гардероб, делать VIP-балкон, автономное кафе-бар у входа, отдельный вход в большой зал и, скорее всего, делить помещение на три автономных клуба, площади позволяют.

Звуки.Ru: Помогла ли Вам критика со стороны слушателей (после первого концерта с "Ленинградом" клуб ругали за проведения мероприятия в неподготовленном зале - Р.К.)?
Игорь: - Нет. Это и дураку ясно, что жопа с гардеробом - это жопа с гардеробом. Но это хороший знак. "Ikra" тоже начала со скандала с гардеробом, а закончила званием лучшего клуба (год назад). Но ее лучшие времена, конечно, позади.

Звуки.Ru: - Были ли подводные камни, на которые наткнулась "Икра", "Б1" и другие клубы?
Игорь: - Нет единого - у каждого клуба они свои. Вообще нельзя сравнивать "Икру" с "Б1". Хотя нет, единый "камень" у них есть - менеджмент. "Б1" до сих пор "веселит" публику гонорарами, которые он платит за артистов, и, как следствие, ценами на билеты.

Звуки.Ru: В Вашем новом клубе будут играть исключительно "ликвидные" артисты - или будет сделан шаг в сторону больше риска?
Игорь: - Ликвидные артисты будут составлять основу. Иначе неликвидным станет бизнес. А кому вообще нужны 300 человек в двухтысячном клубе? Это даже самим выступающим не надо. Шансы открыть концерт большого артиста есть у любой группы. А экономика сольного концерта начинается с 500 зрителей.

Звуки.Ru: Как выглядит жизненный цикл ГлавClub?
Игорь: - Рождение. Развитие. Успех. Успех. Успех :) Клуб возводился 3 месяца, затем был открыт волевым решением, через 2 месяца вышел в плюс, дальше будет строиться до тех кондиций, пока не станет главным, в том числе, по комфорту.

Звуки.Ru: Что и на какой стадии необходимо знать организатору, который собирается сделать из клуба не только прибыльное, но и интересное предприятие?
Игорь: - Очевидно, знать интересы публики.

Звуки.Ru: То есть идея о том, что публике можно - если грамотно - продать что угодно - в Питере не работает?
Игорь: - Это не идея. Это анахронизм времен Генри Форда (хорошо, Михаила Горбачева). Мы живем в обществе перепроизводства. В мире производится столько говна! В том числе музыкального. И культреггером мне быть уже не интересно. Я уже понапривозил, понапросвещал, понаоткрывал, понапрививал, понавыпускал... Теперь мне интересно построить большой бизнес.

Звуки.Ru: Игорь, Вы уже не один клуб подняли. Расскажите - а были ли концепции у "Горбушки", "Точки" и "Икры" - и что это были за концепции?
Игорь: - "Горбушка" - это была просто лондонская "Astoria". Famous live music venue. С "Точкой" я проработал всего несколько месяцев. Там была полная жопа с менеджментом, было не до концепций. Но с таким маргинальным интерьером ничем, кроме как рок-клубом, "Точка" быть не может. В "Икре" с менеджментом было то же самое. Но там концепция была разработана и успешно реализована. Гриша Гольденцвайг формулировал его примерно так: "Клуб для людей, прочитавшим больше одной книжки, и бывших чуть дальше, чем отель в Турции". Моя заслуга в концепции "Икры" - это только сама концепция украсть Гришу из журнала "Афиша".

Звуки.Ru: А теперь Григорий, вроде бы, отошел от дел... Не хотите его опять увести?
Игорь: - Он не маленький. Найдет, чем заняться. А мне ему предложить нечего. Маленькое, стильненькое местечко меня теперь будет интересовать только на пенсии.

Звуки.Ru: И почему же Вы все время - уходите? И в какие моменты уходите?
Игорь: -Когда нет движения вперед, когда не вижу возможности дальнейшего роста. Мы везде очень быстро достигали потолка ("Горбушка" - отдельная история).

Звуки.Ru: Есть ли артисты, которые за Вами кочуют из клуба в клуб?
Игорь: - Если Tequilajazzz выступала в "Горбушке", "Точке", "Икре" и (уверен) в "Главклабе", то точно не из-за меня. А потому, что я создаю там условия, интересные для артиста.

Звуки.Ru: Какой из последних Ваших концертов прошел максимально близко к идеальному?
Игорь: - Ленинград. Centr. Идеал - это аншлаг.

27.02.2009, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

Игорь ТОНКИХ