Мой любимый отзыв о журналистах и их предназначении: "Они существуют для того, чтобы навязывать другим свои убогие вкусы". Вот этим мы и займемся накануне нового года. Музыкальные СМИ, сайты и блоги, подводя итоги года уходящего, отмечают прежде всего то, что в 2008-ом "вышло много хороших альбомов, но мало отличных". Явных фаворитов, передовиков, сенсаций, по общему мнению, увы, кот наплакал.
Звуки задали ведущим музыкальным журналистам вопрос: "Какие три пластинки 2008 года вы назвали бы лучшими?". Не претендуя на "всесторонюю объективность" и не желая в сто первый раз наталкиваться на претензию "А почему это у вас альбом А стоит выше альбома Б?", мы нарочно попросили наших коллег быть субъективными - настолько, насколько они сами захотят. И тем не менее получили картину, максимально приближенную ко вкусам меломанов рунета. Это говорит прежде всего о том, что все мы - музыканты, журналисты, функционеры, слушатели - находимся в одном пространстве, делить и мерять которое рейтингами, звездочками и циферками бессмысленно, а старая добрая традиция прислушиваться к советам продавца из музыкального магазина в эпоху "вебдваноля" и торрентов не умерла.
А теперь слово нашим друзьям. Помните: в то время, как вы слушали хорошую музыку, эти люди тратили свое время на плохую. И все для того, чтобы вы продолжали слушать хорошую.
Глеб Лисичкин, A&R-менеджер компании "Снегири-музыка":
Год получился очень особенным, даже удивительным - наконец-то получилось почти
оставить неблагодарное и неблагородное занятие музыкальной журналистикой и
целиком окунуться в чарующий и зловонный мир отечественного шоу-бизнеса. Так
что моё мнение теперь едва ли можно назвать беспристрастным - я действительно
свято верю в отечественную независимую музыку, ежедневно наблюдаю качественные
скачки и не перестаю удивляться возникновению новых, дико интересных артистов.
Мне, конечно же, очень бы хотелось поставить в число лучших пластинок года и
дебютный релиз самарских диско-панков Cheese People, и без того уже обласканное
критикой творение СБПЧ Оркестра, и "Дикую собаку Динго" Алины
Орловой и
совершенно магическую запись "Our Map To The Monster Olympics" исландской
группы Kira Kira, концерты которой мы устраивали этой осенью - но, смею
надеяться, эти диски не обойдут вниманием мои бывшие коллеги.
Поэтому, нынешние итоги года будут, скорее, выдачей авансов на 2009-ый - именно
с этими зарубежными группами я планирую познакомить вас в следующем музыкальном
сезоне, именно они "созвучны моменту".
School of Seven Bells Alpinisms"
Бруклинские группы начали крошить американский рынок ещё в прошлом году (не
только Vampire Weekend), в этом году нашествие продолжилось. Самые
свежие звуки
в пригороде Нью-Йорка издавались с репетиционной базы проекта School of Seven
Bells, за которым стоят люди из хорошей группы Secret Machines и неудачного
проекта On! Air! Library!. Собравшись вместе эти мальчики и девочки стали
писать очень красивый сексуальный дрим-поп: в плотном звуком вареве "Школы Семи
Колокольчиков" можно услышать отголоски и шедевров
Cocteau Twins, и ранних
синглов Мадонны (Madonna) - эти песни звучат так, как будто слышал их в
далеком детстве и
с тех пор искал всю жизнь, и радость обретения их сложно с чем-то сравнить.
K-The-I??? - "Yesterday, Today & Tomorrow"
Хип-хопа в этом году было выпущено много, но настоящих удач - раз-два и
обчелся. Больше других "качал", "вставлял" и всячески "рулил" гигантский
афроамериканский дядька K-The-I???. Раньше он не сильно отличается от других
"новых странных" рэпперов с лейбла Big Dada, но на новой пластинке стало
очевидно, что этот артист примечателен не только скоростью читки и агрессивной
подачей, но и совершенно уникальным "flow "- а это особенно ценно.
Thomas Tantrum "Thomas Tantrum"
Thomas Tantrum - казалось бы обычная британская ню-рейв-, дэнс-рок- или
как-их-там- группа - в Объединённом Королевстве таких сейчас пруд пруди. Так
оно, в общем-то, и есть, если бы ни одно "но" - столь туго начинённого ударными
хитами альбома не выпускал в этом году ни один островной артист. К концу года
ню-рейв уже всех заколебал, я сам радостью подпишусь под законом о запрете
этого жанра - но Thomas Tantrum оптом выписывают индульгенции всем
представителям этого странного тренда. Своей относительной известностью этот
коллектив обязан профурсетке Лили Аллен (Lily Allen), похвалившей группу
в своем блоге - вот
увидите, Лили открыла музыкальную шкатулку Пандоры.
Иван Чернявский, обозреватель журнала "TimeOut Москва":
Noize MC "Greatest Hits, Vol.1"
Такой человек нам был нужен уже давно - который никого не боится, не выглядит
на весь свет обиженным неудачником, выбился в люди без денег, может превратить
в супершлягер и зазывалочку на свой концерт и выпад в адрес обидевшего
журналиста, не ленивый и дерзкий. Контракт с мейджором в одной руке, бутылка
пива в другой, в рюкзаке за спиной собственный ударный альбом без слабых мест,
в голове уже пятнадцать рифм на злобу дня. В русской музыке железно не хватало
парня, который бы назвал всех своими именами за дело, не казался бы слишком
умным, да еще и знатно повеселил бы почтенную публику. Смешная пластинка потому
и хороша, что у нас редко такие записывают.
The Killers "Day And Age"
Из всех гитарных групп, развлекающихся игрой в 80-е, The Killers неожиданно
добились едва ли не лучшего результата. Даже странно, что Питер Гэбриел
(Peter Gabriel) и Duran Duran непричастны к этому произведению,
которое порой натурально звучит, как выкранное из секретных калифорнийских
студий двадцать лет назад. Не очень понятно, чего общественность ждала от
команды и так не отличающейся большой самостоятельностью, поэтому и критика
видится малообоснованной - стадионные кричалки есть, а больше ничего и не надо.
Death Cab For Cutie "Narrow Stairs"
На рок-звезд они непохожи, носят клетчатые рубашки и большие очки - зато были
на первом месте "Биллборда". На концертах у них не бывает видеопроекций и
подтанцовки - но на Youtube словно идет соревнование, кто лучше снимет
выступление DCFC. Бен Гиббард (Ben Gibbard) вообще не тянет на
секс-символа, но девочки ему
верят. Самая лиричная из современных американских групп, люди, которые лучше
всего понимают, как говорить про любовь и ее отсутствие, смерть и ее
приближение, оптимизм и его угасание. Народный заокеанский ансамбль пока - пока
- не понятый у нас.
Георгий Биргер, обозреватель журнала "TimeOut Москва":
The Music "Strength In Numbers"
The Music вложились в эту запись на 100 процентов, при этом не
заморачиваясь по
ходу "цайтгайстом", актуальностью и прочей дребеденью, о которой любят
рассуждать критики, но о которой не надо думать музыкантам. И главное - они все
построили абсолютно с нуля. Этого не слышно сразу, но тут имеется принципиально
иной подход к написанию и составлению песен - The Music играют рок с тем же
подходом, с которым строят свои танцевалки Chemical Brothers. Тут нет
гитарных риффов, басовых рисунков, барабанных синкоп (и тем, и другим, и
третьим были богаты предыдущие альбомы The Music), вместо них - сэмплы, сэмплы,
сэмплы, только сыгранные вживую. Собственно, так и должен звучать танцевальный
рок. А победный штрих альбому придает бешеный и, гм, обоснованный выплеск эмоций.
Dead Confederate "Wrecking Ball"
Рок. Тот редкий случай, когда больше и добавлять ничего не надо. Dead
Confedarate изящно открутились от приставки "инди-" и достаточно приложили
сил, чтобы не быть "поп". Послушав их под конец года, я понял, что весь этот
год голова у меня находилась в жопе: пока я вместе со всеми хипстерами маюсь в
поисках новых веяний, эта компания просто пишет охренительные песни, и,
конечно, остается в выигрыше. Причем мастерство сонграйтинга здесь не в словах
и мелодиях, а в их подаче. За джеймхэтфилдовские рыки в припеве "The
Rat" я готов отдать все альбомы TV on the Radio, а за
курткобейновскую способность утянуть вниз в зыбучую бездну последний слог (как
"you will never kno-o-o-ow" в "Goner") я легко отдам и The Bug, и
Crystal Castles и парочку бон-иверов в придачу.
The Selmanaires "The Air Salesman"
Чуваки играют в очень интересную игру: делают вид, что после "Битлов" музыки не
было, и что они сами ее придумывают. Selmanaires играют в духе
Talkning Heads, будто никогда и не было Talking Heads, кричат как
Ramones, намекая, что не знают кто такие Ramones, устраивают
представление в духе The Clash и как бы спрашивают "Who's calling???" от
всего этого очень странные ощущения, будто сознание находится в каком-то дымке
все время звучания альбома. А еще почему-то они вернули мне те ощущения,
которые у меня были в детстве при прослушивании "Ламбады". Ну это уже из
разряда мистики.
Олег Соболев, редактор "Афиша-Видео":
Glasvegas "Glasvegas"
Британская музыкальная пресса каждый год поднимает на щит все новые и новые
гитарные группы - и Glasvegas среди них мне симпатичнее всех. По форме они
почти полностью копируют легендарную группу Jesus & Mary Chain, совмещая
поп-мелодии и гитарный шум, но по сути же Glasvegas куда больше подходят на
австралийцев The Go-Betweens: и у тех, и у других каждая песня -
практически законченное литературное произведение, с точно выстроенной драматургией.
Katie Stelmanis "Join Us"
Девушка из Торонто с латышскими корнями поет мощным голосом печальные и
пронзительные песни. Если бы Нико (Nico) была жива до сих пор, она,
вероятно, записывала что-нибудь подобное.
James Ferraro "Marble Surf"
Чрезвычайно минималистский дроун, записанный на четырехдорожечный магнитофон и
выпущенный в количестве 50 CD-Rов. Убедительнейшая демонстрация творческих
возможностей современного американского DIY-подполья.
Марина Зенкина, обозреватель газеты "Газета", редактор журнала "Не спать!":
The Last Shadow Puppets "The Age Of The Understatement"
Кто бы мог подумать, что два английских шалопая, Алекс Тернер (Alex
Turner) из Arctic Monkeys и Майлз Кейн (Miles Kane) из The
Rascals, прославившиеся на ниве бодрого гитарного чеса, смогут выпустить
пластинку на голову выше всего того, что происходит сейчас в рамках
многочисленной ретро-рок когорты. "The Age Of The Understatement" - -
это изобретательный симфо-рок, инспирированный английской эстрадой 60−х,
где за оркестровки отвечает мультитинструменталист Оуэн Палетт (Owen
Pallett) из Arcade Fire. Но в отличие от этого коллектива, у Last
Shadow Puppets нет ни истеричности, ни пафоса, ни нахрапа, как, например, у
Muse, это искусно декорированная, утонченная эстетская музыка.
Hercules & Love Affair "Hercules & Love Affair"
За что бы ни брался божественный здоровяк с лицом ребенка Энтони Хегарти
(Antony Hegarty) - будь то апокалиптический фолк, шансон или - как в
данном случае - танцевальная электроника, все сразу же будто обволакивается
какой-то чарующей пеленой, не в последнюю очередь, благодаря гулкому неземному
голосу андрогина. Кто-то может обвинять его в конъюнктуре, кто-то - разумно
указывать, что на Hercules & Love Affair он поет всего лишь в пяти
песнях, но все это не отменяет того, что перед нами - лучший танцевальный
поп-альбом года. Люди с лейбла DFA, на котором вышла дебютная пластинка
проекта, по-прежнему отлично секут фишку.
Gnarls Barkley "The Odd Couple"
Кажется, ничто из произведений сладкой парочки Gnarls Barkley -
обладателя визгливого фальцета Си-Ло Грина (Cee Lo Green) и продюсера
Дэнжер Мауса (Danger Mouse) - так и не смогло вытеснить в сердцах
меломанов их прошлогодний хит "Crazy". А между тем, второй лонг-плэй
дуэта звучит еще лучше предыдущего: в нем почти ничего не осталось от хип-хопа,
зато полно отличнейших песен в духе сладкоголосого психоделического попа 60-х,
который разбавлен брейкбитом, ритм-н-блюзом и черт знает чем еще.
Продолжение следует.
Yoko ONO (1933)
Александр БАРЫКИН (1952)
Juice NEWTON (1952)
Randy CRAWFORD (1952)
Brian JAMES (1961)
Dr. DRE (1965)
Regina SPEKTOR (1980)
Варвара ВИЗБОР (1986)
RIHANNA (1988)