ЗВУКИ РУ  Личный номер, ч.1

Звуки задали ведущим музыкальным журналистам вопрос: "Какие три пластинки 2008 года вы назвали бы лучшими?". Не претендуя на "всесторонюю объективность" и не желая в сто первый раз наталкиваться на претензию "А почему это у вас альбом А стоит выше альбома Б?", мы нарочно попросили наших коллег быть субъективными - настолько, насколько они сами захотят. И тем не менее получили картину, максимально приближенную ко вкусам меломанов рунета.

Мой любимый отзыв о журналистах и их предназначении: "Они существуют для того, чтобы навязывать другим свои убогие вкусы". Вот этим мы и займемся накануне нового года. Музыкальные СМИ, сайты и блоги, подводя итоги года уходящего, отмечают прежде всего то, что в 2008-ом "вышло много хороших альбомов, но мало отличных". Явных фаворитов, передовиков, сенсаций, по общему мнению, увы, кот наплакал.

Звуки задали ведущим музыкальным журналистам вопрос: "Какие три пластинки 2008 года вы назвали бы лучшими?". Не претендуя на "всесторонюю объективность" и не желая в сто первый раз наталкиваться на претензию "А почему это у вас альбом А стоит выше альбома Б?", мы нарочно попросили наших коллег быть субъективными - настолько, насколько они сами захотят. И тем не менее получили картину, максимально приближенную ко вкусам меломанов рунета. Это говорит прежде всего о том, что все мы - музыканты, журналисты, функционеры, слушатели - находимся в одном пространстве, делить и мерять которое рейтингами, звездочками и циферками бессмысленно, а старая добрая традиция прислушиваться к советам продавца из музыкального магазина в эпоху "вебдваноля" и торрентов не умерла.

А теперь слово нашим друзьям. Помните: в то время, как вы слушали хорошую музыку, эти люди тратили свое время на плохую. И все для того, чтобы вы продолжали слушать хорошую.

Глеб Лисичкин, A&R-менеджер компании "Снегири-музыка":
Год получился очень особенным, даже удивительным - наконец-то получилось почти оставить неблагодарное и неблагородное занятие музыкальной журналистикой и целиком окунуться в чарующий и зловонный мир отечественного шоу-бизнеса. Так что моё мнение теперь едва ли можно назвать беспристрастным - я действительно свято верю в отечественную независимую музыку, ежедневно наблюдаю качественные скачки и не перестаю удивляться возникновению новых, дико интересных артистов. Мне, конечно же, очень бы хотелось поставить в число лучших пластинок года и дебютный релиз самарских диско-панков Cheese People, и без того уже обласканное критикой творение СБПЧ Оркестра, и "Дикую собаку Динго" Алины Орловой и совершенно магическую запись "Our Map To The Monster Olympics" исландской группы Kira Kira, концерты которой мы устраивали этой осенью - но, смею надеяться, эти диски не обойдут вниманием мои бывшие коллеги.
Поэтому, нынешние итоги года будут, скорее, выдачей авансов на 2009-ый - именно с этими зарубежными группами я планирую познакомить вас в следующем музыкальном сезоне, именно они "созвучны моменту".

School of Seven Bells Alpinisms"
Бруклинские группы начали крошить американский рынок ещё в прошлом году (не только Vampire Weekend), в этом году нашествие продолжилось. Самые свежие звуки в пригороде Нью-Йорка издавались с репетиционной базы проекта School of Seven Bells, за которым стоят люди из хорошей группы Secret Machines и неудачного проекта On! Air! Library!. Собравшись вместе эти мальчики и девочки стали писать очень красивый сексуальный дрим-поп: в плотном звуком вареве "Школы Семи Колокольчиков" можно услышать отголоски и шедевров Cocteau Twins, и ранних синглов Мадонны (Madonna) - эти песни звучат так, как будто слышал их в далеком детстве и с тех пор искал всю жизнь, и радость обретения их сложно с чем-то сравнить.

K-The-I??? - "Yesterday, Today & Tomorrow"
Хип-хопа в этом году было выпущено много, но настоящих удач - раз-два и обчелся. Больше других "качал", "вставлял" и всячески "рулил" гигантский афроамериканский дядька K-The-I???. Раньше он не сильно отличается от других "новых странных" рэпперов с лейбла Big Dada, но на новой пластинке стало очевидно, что этот артист примечателен не только скоростью читки и агрессивной подачей, но и совершенно уникальным "flow "- а это особенно ценно.

Thomas Tantrum "Thomas Tantrum"
Thomas Tantrum - казалось бы обычная британская ню-рейв-, дэнс-рок- или как-их-там- группа - в Объединённом Королевстве таких сейчас пруд пруди. Так оно, в общем-то, и есть, если бы ни одно "но" - столь туго начинённого ударными хитами альбома не выпускал в этом году ни один островной артист. К концу года ню-рейв уже всех заколебал, я сам радостью подпишусь под законом о запрете этого жанра - но Thomas Tantrum оптом выписывают индульгенции всем представителям этого странного тренда. Своей относительной известностью этот коллектив обязан профурсетке Лили Аллен (Lily Allen), похвалившей группу в своем блоге - вот увидите, Лили открыла музыкальную шкатулку Пандоры.

Иван Чернявский, обозреватель журнала "TimeOut Москва":

Noize MC "Greatest Hits, Vol.1"
Такой человек нам был нужен уже давно - который никого не боится, не выглядит на весь свет обиженным неудачником, выбился в люди без денег, может превратить в супершлягер и зазывалочку на свой концерт и выпад в адрес обидевшего журналиста, не ленивый и дерзкий. Контракт с мейджором в одной руке, бутылка пива в другой, в рюкзаке за спиной собственный ударный альбом без слабых мест, в голове уже пятнадцать рифм на злобу дня. В русской музыке железно не хватало парня, который бы назвал всех своими именами за дело, не казался бы слишком умным, да еще и знатно повеселил бы почтенную публику. Смешная пластинка потому и хороша, что у нас редко такие записывают.

The Killers "Day And Age"
Из всех гитарных групп, развлекающихся игрой в 80-е, The Killers неожиданно добились едва ли не лучшего результата. Даже странно, что Питер Гэбриел (Peter Gabriel) и Duran Duran непричастны к этому произведению, которое порой натурально звучит, как выкранное из секретных калифорнийских студий двадцать лет назад. Не очень понятно, чего общественность ждала от команды и так не отличающейся большой самостоятельностью, поэтому и критика видится малообоснованной - стадионные кричалки есть, а больше ничего и не надо.

Death Cab For Cutie "Narrow Stairs"
На рок-звезд они непохожи, носят клетчатые рубашки и большие очки - зато были на первом месте "Биллборда". На концертах у них не бывает видеопроекций и подтанцовки - но на Youtube словно идет соревнование, кто лучше снимет выступление DCFC. Бен Гиббард (Ben Gibbard) вообще не тянет на секс-символа, но девочки ему верят. Самая лиричная из современных американских групп, люди, которые лучше всего понимают, как говорить про любовь и ее отсутствие, смерть и ее приближение, оптимизм и его угасание. Народный заокеанский ансамбль пока - пока - не понятый у нас.

Георгий Биргер, обозреватель журнала "TimeOut Москва":

The Music "Strength In Numbers"
The Music вложились в эту запись на 100 процентов, при этом не заморачиваясь по ходу "цайтгайстом", актуальностью и прочей дребеденью, о которой любят рассуждать критики, но о которой не надо думать музыкантам. И главное - они все построили абсолютно с нуля. Этого не слышно сразу, но тут имеется принципиально иной подход к написанию и составлению песен - The Music играют рок с тем же подходом, с которым строят свои танцевалки Chemical Brothers. Тут нет гитарных риффов, басовых рисунков, барабанных синкоп (и тем, и другим, и третьим были богаты предыдущие альбомы The Music), вместо них - сэмплы, сэмплы, сэмплы, только сыгранные вживую. Собственно, так и должен звучать танцевальный рок. А победный штрих альбому придает бешеный и, гм, обоснованный выплеск эмоций.

Dead Confederate "Wrecking Ball"
Рок. Тот редкий случай, когда больше и добавлять ничего не надо. Dead Confedarate изящно открутились от приставки "инди-" и достаточно приложили сил, чтобы не быть "поп". Послушав их под конец года, я понял, что весь этот год голова у меня находилась в жопе: пока я вместе со всеми хипстерами маюсь в поисках новых веяний, эта компания просто пишет охренительные песни, и, конечно, остается в выигрыше. Причем мастерство сонграйтинга здесь не в словах и мелодиях, а в их подаче. За джеймхэтфилдовские рыки в припеве "The Rat" я готов отдать все альбомы TV on the Radio, а за курткобейновскую способность утянуть вниз в зыбучую бездну последний слог (как "you will never kno-o-o-ow" в "Goner") я легко отдам и The Bug, и Crystal Castles и парочку бон-иверов в придачу.

The Selmanaires "The Air Salesman"
Чуваки играют в очень интересную игру: делают вид, что после "Битлов" музыки не было, и что они сами ее придумывают. Selmanaires играют в духе Talkning Heads, будто никогда и не было Talking Heads, кричат как Ramones, намекая, что не знают кто такие Ramones, устраивают представление в духе The Clash и как бы спрашивают "Who's calling???" от всего этого очень странные ощущения, будто сознание находится в каком-то дымке все время звучания альбома. А еще почему-то они вернули мне те ощущения, которые у меня были в детстве при прослушивании "Ламбады". Ну это уже из разряда мистики.

Олег Соболев, редактор "Афиша-Видео":

Glasvegas "Glasvegas"
Британская музыкальная пресса каждый год поднимает на щит все новые и новые гитарные группы - и Glasvegas среди них мне симпатичнее всех. По форме они почти полностью копируют легендарную группу Jesus & Mary Chain, совмещая поп-мелодии и гитарный шум, но по сути же Glasvegas куда больше подходят на австралийцев The Go-Betweens: и у тех, и у других каждая песня - практически законченное литературное произведение, с точно выстроенной драматургией.

Katie Stelmanis "Join Us"
Девушка из Торонто с латышскими корнями поет мощным голосом печальные и пронзительные песни. Если бы Нико (Nico) была жива до сих пор, она, вероятно, записывала что-нибудь подобное.



James Ferraro "Marble Surf"
Чрезвычайно минималистский дроун, записанный на четырехдорожечный магнитофон и выпущенный в количестве 50 CD-Rов. Убедительнейшая демонстрация творческих возможностей современного американского DIY-подполья.



Марина Зенкина, обозреватель газеты "Газета", редактор журнала "Не спать!":

The Last Shadow Puppets "The Age Of The Understatement"
Кто бы мог подумать, что два английских шалопая, Алекс Тернер (Alex Turner) из Arctic Monkeys и Майлз Кейн (Miles Kane) из The Rascals, прославившиеся на ниве бодрого гитарного чеса, смогут выпустить пластинку на голову выше всего того, что происходит сейчас в рамках многочисленной ретро-рок когорты. "The Age Of The Understatement" - - это изобретательный симфо-рок, инспирированный английской эстрадой 60−х, где за оркестровки отвечает мультитинструменталист Оуэн Палетт (Owen Pallett) из Arcade Fire. Но в отличие от этого коллектива, у Last Shadow Puppets нет ни истеричности, ни пафоса, ни нахрапа, как, например, у Muse, это искусно декорированная, утонченная эстетская музыка.

Hercules & Love Affair "Hercules & Love Affair"
За что бы ни брался божественный здоровяк с лицом ребенка Энтони Хегарти (Antony Hegarty) - будь то апокалиптический фолк, шансон или - как в данном случае - танцевальная электроника, все сразу же будто обволакивается какой-то чарующей пеленой, не в последнюю очередь, благодаря гулкому неземному голосу андрогина. Кто-то может обвинять его в конъюнктуре, кто-то - разумно указывать, что на Hercules & Love Affair он поет всего лишь в пяти песнях, но все это не отменяет того, что перед нами - лучший танцевальный поп-альбом года. Люди с лейбла DFA, на котором вышла дебютная пластинка проекта, по-прежнему отлично секут фишку.

Gnarls Barkley "The Odd Couple"
Кажется, ничто из произведений сладкой парочки Gnarls Barkley - обладателя визгливого фальцета Си-Ло Грина (Cee Lo Green) и продюсера Дэнжер Мауса (Danger Mouse) - так и не смогло вытеснить в сердцах меломанов их прошлогодний хит "Crazy". А между тем, второй лонг-плэй дуэта звучит еще лучше предыдущего: в нем почти ничего не осталось от хип-хопа, зато полно отличнейших песен в духе сладкоголосого психоделического попа 60-х, который разбавлен брейкбитом, ритм-н-блюзом и черт знает чем еще.

Продолжение следует.

25.12.2008, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ЗВУКИ РУ - свежие публикации: