Вряд ли кто-то из музыкантов и
заинтересованных слушателей всерьез считает, что
за последние 10-15 лет в рок- и поп-музыке наблюдается какой-нибудь значительный
прогресс. Не будем касаться новых веяний в области технологий, программного
обеспечения, дизайна, визуальных составляющих шоу. Это большие темы для отдельных
разговоров. Но в последние 10-15 лет ничего принципиально нового собственно
в музыке предложено не было. Пусть те, кто с этим не согласен,
попытаются меня переубедить. Далее речь пойдет именно о музыкальной
составляющей нынешней рок- и поп-культуры - в отличие от ее технологической стороны.
Все, что мы сейчас имеем в наличии в современной музыке - всходы семян,
посеянных еще в
1950-1980-е годы. Вся электронная музыка была исполнена Львом Терменом в
начале прошлого века, Kraftwerk превратили его эксперименты в культуру 30
лет назад, и с тех пор ее содержание мало изменилось. Блюз-рок остался прежним
со времен Led Zeppelin и Хендрикса (Jimi Hendrix). Вся психоделия
уложилась в битловскую
"Revolution 9". Если брать еще шире, то вся популярная музыка живет на
проценты с капитала, заложенного еще композиторами XVII-XIX веков. Так,
например, изобретение набившей сегодня оскомину аккордовой прогрессии Am-Dm-G-C
приписывается современнику Баха, итальянцу Антонио Вивальди, начало XVIII
века. Сейчас развивается только технология записи и воспроизведения звука.
Однако этот двигатель уже многократно исчерпал свой ресурс. Круг замкнулся, и нужно его как-то разорвать.
Запад давно ищет новые идеи во внеевропейских культурах. Достаточно вспомнить
увлечение Индией, начавшееся с легкой руки The Beatles, опыты Джона
Маклафлина (John Mclaughlin), Питера Гэбриэла (Peter Gabriel),
Пола Саймона (Paul Simon) и других исполнителей, обращения к
раннехристианским мотивам у Dead Can Dance и Enigma. Это самые
очевидные пути
преодоления кризиса. Но не единственные.
Если наш человек слушает классику, то лишь самые хитовые и доступные для
восприятия произведения Чайковского, Моцарта, Бетховена плюс еще 2-3 фамилии.
При этом среди окружающих этот человек - "продвинутый" меломан и эстет. Почему-то считается, что в ХХ веке ничего интересного создано не было. Наследие
композиторов прошлого века совершенно выпадает из поля зрения.
Почему-то никому из нынешних рок- и поп-музыкантов не приходит в голову
использовать наработки "серьезных" композиторов двадцатого века. Да, были
попытки использовать нетрадиционные размеры и крупные инструментальные формы в
арт-роке, но эти опыты в конце концов сошли на нет. Да, в джазе используется
ладовость и модальность, но кто из обычных слушателей знает имена Джона
Колтрейна (John Coltrane и Майлза Дэвиса (Miles Davis)?
В "классической" музыке последних 50-70 лет было огромное количество
интереснейших композиторских находок. Тот, кто сумеет грамотно реализовать их
средствами рок- и поп-музыки, хотя бы частично донести их до широких масс,
будет достоин всемирного внимания, уважения и материального вознаграждения.
Вот лишь некоторые - далеко не все! - идеи композиторов ХХ века.
"Битональность". Мелодия и аккомпанемент написаны в разных
тональностях. Изобретение приписывается американскому композитору Чарльзу
Айвзу (Charles Ives). Дальнейшее развитие этого метода-политональность и атональность,
применяемые в современном джазе.
Алеаторика (alea-жребий, лат). Метод случайностей. Известен достаточно
давно. Еще древние китайские монахи "сочиняли" мелодии по Книге Перемен.
Моцарту приписывается изобретение своеобразного "алгоритма" для сочинения
менуэтов-игры с расчерченным полем и кубиками. Тот же Моцарт, по свидетельству
современников, разбрасывал чернильные кляксы на нотную бумагу, приписывал к ним
штили - и из этих "мелодий" отбирал наилучшие для дальнейшего использования.
В
чистом виде алеаторика употребляется редко. Чаще используется "управляемая"
алеаторика для внесения некоторого незапланированного развития в какой-то один
элемент-гармонию, ритм или мелодию. Самый известный представитель "свободной"
алеаторики в композиции - американец Джон Кейдж (John
Cage).
Статистические (стохастические) методы "вычисления" композиции на основе
математических расчетов, алгоритмов и геометрических построений-логическое
развитие алеаторики, "программирование" музыки. Нашли свое место в творчестве
Эдисона Денисова (Россия), Яниса Ксенакиса (Iannis Xenakis,
Греция), Милтона Бэббита (Milton Babbitt, США). В
последнее время появилось достаточно много компьютерных программ, "сочиняющих"
музыку на основе математических алгоритмов (чаще всего--фракталов). Разработаны
специальные языки программирования для создания музыки--Music 4, C-Sound, SMP,
Supercollider, MAX/MSP. Некоторые элементы этих методов встроены в программы
Cubase и Sonar.
Коллажная техника. Широко применяется в живописи. Яркий пример в
музыке-первая симфония Альфреда
Шнитке, включающая, наряду с необычным
началом и
цитированием классики, также замечательную джазовую импровизацию в исполнении
традиционной рок-группы. Попытки использовать эту технику в рок-музыке
предпринимал Фрэнк Заппа (Frank
Zappa).
"Пуантилизм". Последовательность звуковых точек, окруженных множеством
пауз, появляется без какой-либо подготовки и так же неожиданно исчезает. "Отец"
метода - австриец А. Веберн, "маэстро тишины". Нечто подобное есть в живописи
(картина Сальвадора Дали "Мадонна" вблизи видится россыпью точек, рисунок же проявляется
лишь при взгляде издалека).
Серийные и сериальные техники (что не одно и то же), додекафония
(двенадцатитоновая система).
Считается, что впервые они частично были применены
Ефимом Галышевым в сочинениях 1914-1919 годов, разработаны в виде
стройной системы
"нововенской школой" - Арнольдом Шенбергом (Arnold Schoenberg), Албаном
Бергом (Alban Berg) и Антоном Фон Веберном (Anton fon Webern) в
1920-1950 годах.
Описание этих систем займет много места, применение же на практике не
представляет трудностей. К этим методам сочинения обращались в разное время
Родион Щедрин, София Губайдулина, Эдисон Денисов, поляк Кшиштоф
Пендерецкий, американец Филип Гласс (Philip
Glass) и
многие другие.
"Микрохроматика" и "ультрахроматизм".
Деление тона (большой
секунды) не на 2 полутона, а на 3 или 4 равных интервала. Присутствует в
различных культурах - индийской и арабской, всевозможные блюзовые
"подтяжки"-"бэнды" и "слайды". Существуют музыкальные сочинения и теоретические
работы Леонида Сабанеева и Арсения Авраамова, чеха
Алоиса Хаба (Alois Haba),
четверть-тоновые музыкальные
инструменты Вихарда Меллендорфа (Mollendorf)
и Йорга Магера (Jorg
Mager), о чьих работах можно, в частности, прочесть здесь. Синтезатор
АНС, созданный Евгением
Мурзиным в
конце 1950-х годов, мог разбивать октаву на 72, 144 или 216
интервалов.
Отход от традиционных размеров 4/4, 3/4, 6/8. Способ известен и
применяется с античных времен. В "Картинках с выставки" Модеста
Мусоргского самые
первые такты ("Прогулка") написаны в переменном размере 5/4 и 6/4. Оригинальные
способы "растягивания" и "сжатия" ритмического рисунка применял француз Оливье
Мессиан (Olivier
Messiaen. Самая известная попытка использовать эту идею - песня
"Money" в размере
7/8 группы Pink Floyd.
Нетрадиционные формы ладовой организации и вертикальной гармонии. В
дополнение к традиционным мажору и минору используются народные лады, в том
числе - пятизвучные звукоряды-"пентатоники". Достаточно давно (с 1960-х годов)
применяются в джазе и джаз-роке ("ладовый" джаз).
"Аритмия" - сочинение музыки на тексты без ритма. Александр
Мосолов в
1920 году писал музыку на реальные объявления в газете Известия - "Собака
сбежала! Сука, английский сеттер, белая, с кофейными пятнами!".
"Дописывание" или "договаривание" чужого текста. Метод достаточно давно
применяется в литературе-можно вспомнить "дописки" к "Властелину Колец" и
другим произведениям. "Реквием" Моцарта при жизни автора остался неоконченным и
был завершен его учеником на основе черновиков великого мастера. Альфред
Шнитке в 1975-76 годах тоже дописал некоторые черновики Моцарта.
"Бранденбургский концерт" Виктора
Екимовского написан "языком Баха". Слышу
вопрос: а
как же ремиксы и кавер-версии, разве это не то же самое? Нет. Можете вы
назвать ремиксы, которые были бы лучше оригинала? Если можете, то вам хватит
пальцев одной руки, чтобы пересчитать их. Ремиксы и каверы в их "массовом" виде -
паразитирование на чужих идеях и попытка погреться в лучах чужой славы. Речь
идет о другом: интересно было бы послушать, например, альбом "Dark Side Of The
Moon", дописанный до полного компакт-диска (70 минут) или до двойного альбома.
Обращение к народной музыке. Возможно, вы удивитесь, узнав,
что столь
популярная во всем мире "кельтская" музыка на самом деле - "новодел".
Восемнадцатый-двадцатый век, время массовой эмиграции ирландцев и шотландцев.
Доподлинно неизвестно, была ли вообще у
древних кельтов музыкальная культура и какие-либо музыкальные инструменты.
Исторических свидетельств этому нет. Однако нынешние ирландцы-шотландцы сумели
превратить свой фольклор в прибыльный товар. Наши же музыкальные традиции
гораздо глубже и разнообразнее. Что мешает нам пойти тем же путем?
Неверно было бы противопоставлять рок-музыкантов авторам "серьезной" музыки.
Взаимопроникновение стилей все же существует. Точнее, существовало раньше. Еще
в 1960-70-е годы американцы Velvet Underground и Фрэнк Заппа использовали
нетрадиционные методы композиции и аранжировки. Немцы Kraftwerk и Tangerine
Dream не были пионерами в электронной музыке - они пользовались наработками
Штокхаузена, Булеза и авторов "конкретной" музыки. Англичане Yes, King
Crimson и Genesis применяли крупные музыкальные формы, а ELP делали
рок-обработки классических произведений. Композитор Эдисон Денисов, в
частности, говорил: "К
современному року я отношусь с интересом. Привлекает раскрепощенность, яркость;
бывает и высокая поэзия. Любимый ансамбль - Pink Floyd, могу слушать его каждый
день. Это серьезная музыка".
На Западе огромное число мелких лейблов занято поиском и производством
нестандартной музыки. "Мейджоры" в силу своей неповоротливости и общего упадка
бизнеса не
заинтересованы в радикальных новаторских экспериментах, они "заточены"
исключительно под массовый продукт и миллионные тиражи. Но и там понимают, что
99 процентов издаваемой ими продукции - музыкальное вторсырье, и бесконечно так
продолжаться не может. Должны ли мы ждать, пока Запад переварит идеи наших
соотечественников и современников и выдаст готовый коммерческий продукт?
В мире есть достаточное число творческих людей, применяющих новаторские
музыкальные решения и композиторские технологии. Должны ли мы ждать, когда
кто-то из них получит коммерческое признание, а мы опять будем догонять
уходящий поезд?
Если вы хотите спросить, как сочинить поп-хит, используя, допустим,
"пуантилизм", я вам этого скажу, поскольку для этого требуется не только знание
основ музыки, но и определенная тяга к экспериментированию. Я вовсе не пытаюсь отбросить
всю поп- и рок-музыку как устаревшие и недостойные нашего внимания. Я лишь хочу
заставить музыкантов активнее шевелить мозгами.
Может быть, нестандартные
музыкальные решения помогут нам поднять отечественную поп-музыку от уровня
плинтуса хотя бы до уровня подоконника?