Развешенные по городу афиши предстоящего концерта Spiritualized, кажется, успели вызывать закономерный вопрос у каждого заинтересованного меломана - "А что это за плюс после названия группы"? После выступления знаменитых британцев все вопросы отпали сами собой. Теперь всем счастливчикам, попавшим в этот вечер в клуб Б2, очевидно, что Spiritualized в записях и вживую - это две разные истории. Увы, сделать такое открытие для себя смогли совсем немногие. Приезд коллектива с огромным прошлым, приезд, который десять лет назад мог стать настоящей легендой, едва-едва собрал кворум. Увы, выяснить, что же это было, отсутствие финансов или же вкуса у столичной публики - так и не удалось.
По традиции, выступление предварялось тематической подборкой музыки, призванной создать правильное настроение у разномастных посетителей, усердно налегших на дармовые коктейли. Но и тут было, на что обратить внимание - хотя бы на очень удачно вставленную в трек-лист песню культовых шестидесятников Love, предвосхитившую очарование концерта Пирса и его команды. Впрочем, куда более прямой намек аудитории сделал сам лидер группы, появившись на сцене в белоснежной майке с принтом редчайшего сингла Роки Эриксонна (Roky Erickson) - гениального предводителя психоделического гаражного квинтета 13th Floor Elevators, чьи песни Пирс (Jason Pierce) перепевал еще в составе Spacemen 3.
Джейсон совсем ничего не говорил между композициями, но это и не было нужным - гораздо лучше ему удавалось выражать себя в музыке, беспрестанным потоком выплескивающейся в зал. Музыканты встали полукругом - на левой половине сцены расположились гитарист, басист, клавишник, прямо по центру барабанщик (все в черном). В правой половине расположились - сам Пирс, стоявший к залу вполоборота и две голосистые темнокожие бэквокалистки (в белых одеяниях). Что касается последних, то упитанность двух барышень не могла не порадовать всех любителей госпела, знающих, что от чего напрямую зависит звучность вокала.
В первую очередь Spiritualized поразили выверенностью программы: шумное и грязное вступление, переходящее в ангельски умиротворенное хоровое пение - как громыхающий взлет космического корабля. Полуторачасовая обязательная программа, где песни с нового альбома переплелись с проверенными хитами, и даже вещами Spacemen 3 - воспетый группой выход в открытый космос, левитация, эйфория, визионерство. И наконец заключительный номер, семь минут оглушительной шумовой эквилибристики, напомнившей скорее о Sonic Youth, чем о Сан-Францизских кислотных джемах - и в лучших традициях Терстона Мура (Thurston Moore), музыканты вырулили из стремительного пике в легчайший, безмятежный гимн "Oh Happy Day", и там уже было сложно подобрать слова - что же это? Вынужденная посадка? Возвращение на Землю?
Особенно поражала слаженность с которой Spiritualized выдавали на-гора свои лучшие произведения - "Ladies & Gentleman We're Floating In Space", "Electricity", "She Kissed Me (It Felt Like a Hit)" и конечно же "Come Together" - никаких раздельных инструментальных соло, только плотный, вязкий, гитарный глас и неотступно следующий за ним вокал Пирса. Но все же главное - это то удивительное чувство, которые вызывают эти до боли знакомые мелодии и слова, услышанные вживую. Здесь не остается ничего другого, кроме как объяснить это пресловутой одухотворенностью вынесенной в название группы, ощущением того, что Пирс действительно вкладывал душу в каждый аккорд и каждое слово спетое им на сцене. Без этого ощущения все моментально распадается на малопривлекательные составные части. И именно это делает Пирса куда ближе к великим певцам шестидесятых, чем множество самозваных реактуализаторов той эпохи, которых столько развелось за последнее десятилетие. Пирс обходится малыми средствами, но достигает величественных результатов, и когда сердце дрожит под простейшие аккорды "Sitting On Fire" - понимаешь, что человек, написавший такие слова, вернулся с того света совсем не зря. И концерты он дает по-прежнему - на пять с огромным плюсом.
Леди и джентельмены, внимание. Мы в полном улете. Потому что командир нашего корабля - Джейсон Пирс, лидер Spiritualized. Мы имеем дело с одержимым, наркоманом, алкоголиком и человеком, неспособным писать музыку, - таким он сам себя считает. За последнее следовало бы наказать его особенно зверски, но так ведь врет мистер Пирс...
Подробности из жизни:
"Отчасти шедевр, отчасти какофония, отчасти преступление против
человечности" - это что еще за чудо природы? Децл с Лондонским
симфоническим оркестром? Нет.
А вот такое - "музыка, по сравнению с которой меркнет все остальное".
Это что? Квартирник Фэтбой Слима? Нет, меркнет не потому, что глаза на лоб
вылезли. Имеется в виду, что музыка... Ну, как бы это сказать... Ну, великая,
что ли.
Это все, кстати, про одно и тоже - это про последний альбомы
Spiritualized. Что значит - не слышали? Не слышали?! Ну так послушайте.
Жили-были... Или нет, не так. Леди и джентельмены, внимание. Мы в полном
улете. Потому что командир нашего корабля
- Джейсон Пирс (Jason Pierce), он же J. Spaceman. Я предупредил.
Мы имеем дело с
одержимым фаном Velvet Underground, наркоманом, алкоголиком и человеком,
неспособным писать музыку, - таким он сам себя считает. За последнее
прегрешение следовало бы наказать его особенно зверски, но так ведь врет
мистер Пирс. Способен. Мистер Пирс…
Warren SMITH (1933)
King CURTIS (1934)
Dieter BOHLEN (1954)
Алексей МОГИЛЕВСКИЙ (1961)
Garth BROOKS (1962)
J DILLA (1974)