Концерт-съемка Ирины Богушевской
невольно заставил публику провести
параллели с
ранними работами певицы в составе Студенческого театра МГУ. Эти бесшабашные
спектакли в старом здании театра, которое позже отобрала РПЦ, в начале 90-х
строились по узнаваемому принципу: занавес, круг прожектора выхватывает тонкую
фигурку во фраке, на заднем плане - группа
Несчастный случай в белых импозантных "тройках". Кабареточная сценография,
столь любимая кинорежиссерами, была здесь необходима не только как бюджетная
отсылка к мировому наследию, но и как иронический штрих, задающий тон всему
спектаклю.
"Синие ночи ЧК" - шоу,
которое стало легендой;
вскоре за спектаклями и сборными концертами последовали бенефисы, а далее Ирина Богушевская
из театра ушла и начала сольную карьеру. Однако время от времени ей приходит в
голову фантазия реанимировать на очередном концерте атмосферу тех студенческих
кабаре; из нафталина достаются прелестные девичьи песни о нежных принцессах и
первой любви, группа (уже
собственный постоянный состав) располагается в некотором отдалении, певице вновь
слепит глаза белый круг прожектора - это шоу родом из 80-х.
Концерт в зале "Мир" открылся узнаваемой отчаянной вещью эпохи
"когда Горбачев еще не был президентом" ("Мезозой" - едко характеризует это
время сама
Богушевская). "Прощай", исполненная по всем канонам - с бурными
форшлагами, заламыванием тонких рук и пресловутым прожектором, настроила "старую"
публику на ностальгический лад, а дальше пошел блок ранних песен, которые Ирина исполняет
крайне редко: "Зыбкий таинственный сон" (в "Синих ночах ЧК" очень эффектно
исполнялась английская версия этой композиции), "Мой принц,
мой брат", "Баллада плюща"... Голос Ирины, не потерявший с
годами ни свежести, ни силы, порхает, словно бабочка, и ему вторят
бабочки, вьющиеся у нее над головой.
Ретроспективный характер баллад и вальсов подчеркивался
наивными видеопроекциями на
кисейном заднике, отделявшем Ирину от ее музыкантов: медитативно "растущие"
побеги, распускающиеся розы, вода, травы, насекомые,принцессы и рыцари... Незамысловатый
трогательный видеоряд формировал в публике некое ожидание, - по мере того, как
развивался "сюжет" концерта, приближаясь к свежему репертуару, нас,
должно быть,
ожидало и вовсе сказочное шоу: может быть, новые изобразительные
средства, может быть, отдернутый занавес, звучание "в полную силу"...
Ожидание наше было тем более оправданно, что концерт был заявлен как
презентация новой
программы "Шелк и другие нежные материи". Прошлое неизбежно должно было
встретиться с настоящим - и вот уже оно сделало первые робкие шаги: "Просто
чужая" с красивой партией кларнета, босса-нова "Улетаю",
"Городская чайка" и "Наперегонки с волной" с психоделическим
интро, синими бегущими точками морзянки по экрану и контр-светом на
музыкантов...
Увы, сценографа в команде Богушевской не было. Вторая и третья части
концерта - все известные и новые композиции, - прошли под знаком все тех же
"наивных" картинок и кисейной занавески - и вовсе не от
недостатка технических средств: на сцене были и световые панели, и лампочки на
заднике, и профессиональный свет. Просто никто ими почему-то не
пользовался.
Иногда занавес,
повинуясь неочевидной режиссуре, поднимался и снова падал, певица металась по
обе стороны кисеи между музыкантами и зрителями, звук от группы шел глухой и
неясный - он был неплохо отстроен, но психологически музыканты
находились в "мертвой зоне" и не могли "докричаться" до публики... В итоге
создавался ненужный и обидный эффект дешевой фонограммы. "Концепцию
сегодняшнего концерта мои музыканты назвали "Шоу за стеклом". Конечно этот
фрагмент мы вырежем, но как-то так они себя чувствуют", - недоуменно
говорила Ирина. А ведь
музыканты были правы: они и были "за стеклом", отделенные стеной занавеса не
только от зала, но
и от нее.
Первое отделение завершилось блоком новых вещей: горестная "Сандаловый пепел", теплая песня без названия, написанная для фильма "Суженый-ряженый" (и в фильм не вошедшая), и, наконец, чрезвычайно актуальный этой осенью "Лузер-блюз": мрачная, располагающая к гроулингу песня городского неудачника в сопровождении утяжеленных гитар. "Это песня про такое состояние, когда ты достиг дна и, как говорится, начал копать". Блюз, который упорно не укладывался в концепцию "конфетно-букетного" первого отделения, исполненный со страстью и тяжелыми модуляциями, вновь настроил на ожидание: ну, во второй-то части нам точно покажут!..
Но во второй части концерта изменился лишь цвет фрака (с белого на
красный), постылый занавес никуда не исчез, а видеоряд окончательно разошелся с
текстом и музыкой. К
примеру, во время исполнения песни "Тростник" на экране упорно торчали
бамбуковые заросли и распускающиеся в режиме random нарциссы; под игривую босса-нову
"Снова живи" бессмысленно топтались на месте целулоидные пупсы и белые
фигуры в
мешковатых одеяниях, почему-то танцующие электрик-буги; все те же навязчивые
бабочки и растения населяли уже "Шелк" и "Ключи в твоих руках"...
Публика начала уходить: усталость, пятница, малоэнергичное
действо. Ирина даже не пыталась "раскачать" публику - просто просила:
"Давайте похлопаем, пока есть свет - у нас съемка".
Вдруг случилось чудо: во время исполнения песни "Цыган" из-за кисеи прорезался веселый, повизгивающий от радости кларнет - имитатор цыганского хора в веселой плясовой. На "Московской" к нему подключился сакс, постепенно пробудились от векового сна остальные музыканты, и только мы обрадовались тому, что волшебный голос Богушевской наконец-то зазвучал в достойном обрамлении,- начались бисы.
Занавес был окончательно поднят и под прекрасную радужную босса-нову "Детство" группа Ирины Богушевской, наконец, показала, на что она способна. Слаженный, веселый оркестрик, в котором каждый музыкант - находка: умеющий играть "за все духовые мира" кларнетист Сергей Шитов, изобретательный саксофонист Николай Семёнов, рассыпающий нежную капель гитарист Николай Сарабьянов, четкая и склонная к джазу ритм-секция, и, конечно, заслуженный мастер фортепиано Светлана Мочалина - вставали и уходили по одному, исполнив на прощание сольную партию каждый на своем инструменте. Это было чертовски обидно. И очень хотелось, чтобы они вернулись всем составом, чтобы сыграли новый, энергичный, полный ярких красок концерт - как только они умеют. Но близилась полночь, и наша карета грозила превратиться в тыкву.
Странно, что Ирина Богушевская - самобытный, умный и красивый артист, который
по праву
может называться одним из лучших явлений на российской поп-сцене, - столь
последовательно держится за старые изобразительные клише. Она, с легкостью
заполняющая залы Кремля и КЦЗ "Мир", словно не хочет
отпускать свой
старенький занавес, свою камерную аудиторию. Не желает подключать к созданию
своих концертов профессионалов, которые поставят вместо стандартной цветовой
программы на видеопанели оригинальные работы, сделают качественный звук и свет, организуют
режиссуру так, чтобы не только операторам, но и зрителям что-то досталось. Все
делает "на коленке".
Культивирует случайность своего успеха: это не со мной, это все мне
снится.
Ирина, таких снов не бывает. Это по-настоящему. Поверьте.
Дата рождения:
2 ноября 1965
1995 – Валерий Сюткин заявил, что покидает группу «Браво» и начинает сольную карьеру »»
Lowell GEORGE (1945)
Al GREEN (1946)
Михаил ШУФУТИНСКИЙ (1948)
Peabo BRYSON (1951)
Александр КУТИКОВ (1952)
Jimmy DESTRI (1954)
Louis JOHNSON (1955)
Сергей ШНУРОВ (1973)
Lou BEGA (1975)