В смысле начала концертов "Икра" обычно славилась пунктуальностью. Случалось, что привыкшие к московским порядкам клабберы приходили через час после времени начала и заставали от концерта только последние две песни. Но в этот раз пришедшие вовремя, коих оказалось совсем не мало, наткнулись на закрытые двери большого зала. Mouse on Mars до сих пор отстраивались. Сам этот факт, особенно в свете доносившегося сверху бубуханья, внушал оптимизм - во-первых, они привезли барабанщика, во-вторых, если саундчек так задерживается, значит есть что отстраивать и нас ждёт то самое "полномасштабное шоу". Поэтому все радостно отправились выпивать в маленький зал, куда даже через игравшую там музыку нередко пробивались громоподобные звуки ударных - на звук немецкие парни сегодня не скупятся.
В результате начало задержалось на час пятнадцать, что по московским меркам даже вполне скромно. Зал набился почти битком, что в свете недорогого билета и мышиной популярности в народе совсем не удивило. Немцы деловито выходят на сцену, Анди (Andi Toma) произносит пару слов в микрофон, которые тонут в заводящейся реверберации и начинается этакий Merzbow, только с оглушительным шелестом живых тарелок. Вернер (Jan Werner) и Тома сосредоточенно копошатся в железках, Додо (Dodo Nkishi) самозабвенно бьёт в барабаны, а народ медленно офигевает. Почему-то вспоминаются истории про концерты My Bloody Valentine - "очень громко, но если это вытерпеть, наступает приход".
Из потока белого шума, однако, постепенно вырисовывается пульс басового барабана, затем эйсидные басовые рифы, а в конце концов всё превращается в абразивную кашу звуков - злую и атональную, но полную грува. Да это же "Actionist Respoke"! Смелое начало. "Мыши" втроем являют собой чудесную картину - Анди и Ян расположились по бокам и выглядят этакими сумасшедшими профессорами, колдуя над грудами железа. А главный герой шоу - конечно же Додо, этакий рок-н-ролльный харизматик - темнокожий и с отличным афро на голове. Мало того, что Додо стучит, так он еще и поёт! Голос его правда в этот раз так отчаянно обрабатывается, что узнать за ним человека можно далеко не всегда, а поёт он на самом деле хорошо. В европейском туре после "Radical Connector" он чудесно исполнял все вокальные партии, включая "Send Me Shivers".
За сценой крутится видео - своеобразное, с посылом. На экране всё время показывается одна и та же статическая картинка - не то лицо, не то маска, не то раскрашенный череп, в глазах которого непрерывно идёт бегущая строка какого-то социально-философского содержания. Сосредоточиться и прочесть хотя бы предложение, впрочем, не получается - слишком много событий в музыке происходит. Немцы продолжают играть танцевальный жесткач - то опять что-то с "Idiology", то драм-н-бассовые запилы, то эксперименты с "Varcharz", но версии от студийных отличаются разительно. Звук сырой, куда более шумный и почти без мелодий. Яростные эйсидные запилы (за это отвечает стоящий справа Анди, перед ним два ноутбука и клавиши, которые я сначала принимаю на SH-101, но потом разбираю сзади надпись E-MU). Парни периодически бегают друг к другу из конца в конец сцены, переговариваются, да и играют нечто довольно стихийное. Музыка, в противовес происхождению Анди и Яна, получается очень "чёрная" - был бы грув, а остальное сымпровизируем. Барабаны хромают, спотыкаются и меняют размер, но хитрец Додо прекрасно ловит все эти смены рисунков и стучит как ни в чем не бывало. Не смущают эти кривопляски и публику - все танцуют и рубятся. Удивительно то, что почти нет фирменных мышиных "игрушечных мелодий", а вместо них визглявые эйсидные секвенции. Местами музыка напоминает Ceephax Acid Crew с живым барабанщиком - так же шумно, отвязно и быстро.
Где-то через полчаса темп чуть падает, и парни начинают играть что-то смутно знакомое, в чем быстро узнается порубленный в фарш Von Sudenfed. Вокала где-то нет вообще, где-то в роли Марки Смита (Mark E. Smith) выступает Додо. Сегодня у него есть все основания кричать "Hey! I'm the DJ of the night!". Вещи помедленнее иногда отдаленно напоминают Hardfloor фанкового периода - всё тот же TB-303 в роли главной сюжетной линии. Интересно и необычно, хотя иногда жалко, что так мало играют песен - в прошлый раз, когда я их видел на "Сонаре", было настолько же groovy, но куда красивее и музыкальнее. Впрочем, и альбом был другой, тут уж ничего не поделаешь.
Стоит подумать о песнях, как Мыши выдают "Wipe That Sound" - вещь, на мой вкус, вообще лучшую в их репертуаре. Играют, опять же, не так, как в альбоме - более жестко, с уклоном в ритм, но Додо здесь раскрывается во всей певческой красе. Публика, разумеется, стоит на ушах. Вещь тянут долго, постепенно разгоняют, но не забывают и про мой любимый брейкдаун с вокодерным текстом (этот кусок живьем они почему-то часто комкают). Вокальными обработками рулит Вернер - у него Korg Kaoss Pad 3, ноутбук и кучка неопознанных устройств.
Следом еще один быстрый трек и бегом со сцены. Но прошел всего час, а "Мыши" известные любители поиграть - в прошлый раз они рубили, кажется, больше двух часов. Случается долгий бис и на этот раз, причем тут они играют нечто совсем неузнаваемое - либо совсем новые треки, либо очень хорошо переделанные. И напоминает это обезумевший спид-гараж. Триольный ритм, гудящие рваные басы - чем-то всё это похоже на ожесточенный вариант "Do You Know Squarepusher". Посмотрим, опять же, как всё этот зазвучит в записи (если это действительно материал нового альбома), но живьем это как минимум очень энергично.
Повторюсь, с чисто эстетической точки зрения концерты после "Radical Connector" были чуть более привлекательными, но здесь недостаток красоты и мелодики компенсировался запредельным драйвом. Так что Mouse On Mars лишний раз подтверждают репутацию королей живых концертов, а новый материал будем ждать на дисках и "расслушивать" в спокойной обстановке.
1596 – Родился Николо Амати - итальянский скрипичный мастер, основатель фабрики кремонских скрипок, учитель Гварнери и Страдивари »»
1948 – Родился Оззи Осборн - британский рок-музыкант, певец, лидер Black Sabbath и участник множества сумасшедших проектов - от фестиваля Ozzfest до реалити-шоу "Семейка Осборнов" »»
1980 – Фотографом Анни Лейбовиц были сделаны последние, ставшие самыми известными, фотографии Джона Леннона и Йоко Оно в их нью-йоркской квартире. Через пять дней Джон Леннон был застрелен »»
Andy WILLIAMS (1928)
Ralph MCTELL (1944)
Paul NICHOLAS (1945)
Ozzy OSBOURNE (1948)