11.11. в 11.11. по североамериканскому
времени стартовал проект, о котором
давно грезят многие мои знакомые музыканты, артисты и художники. Кто-то скажет,
что Kroogi
- просто "очередная социальная сеть", но все это - гораздо интереснее. Идея
"Кругов" основана на
принципе творческой и финансовой взаимопомощи: авторы
публикуют контент бесплатно, но
все желающие могут принять участие в создании их нового творения, а также
поддержать их финансово, переведя автору пожертвование посредством разных
платежных систем. Проще говоря, мы с вами, обыкновенные юзеры, можем помочь, к
примеру, Борису Гребенщикову выпустить новый альбом - а он
отблагодарит нас, выложив в сеть бесплатно что-то уже записанное. И эта система
уже работает.
В каждом из нас живет меценат, и каждый при этом любит получать что-либо
бесплатно. Нам хочется не просто скачивать музыку - нам важно знать, что наши
деньги идут на благое дело: к примеру, на мастеринг и выпуск неизданных
альбомов Сергея Курехина, новый альбом Александра Ляпина, сборник
хороших диджеев... Теперь это стало возможно.
""Круги" -
это возможность вознаградить творцов, не запуская в движение акта
купли-продажи", - утверждают создатели сети.
Три слагаемых проекта.
У каждого изобретения, как известно, имеется аналог и прототип. У "Кругов"
много разнообразных "родичей", благодаря которым идея обрела законченный смысл
и вид. Попробуем выделить основные:
"Я рисую круги на воде..."
C Мирославом Сарбаевым, создателем Kroogi.com, мы познакомились очно сравнительно недавно - хотя предпосылки к этому знакомству у нас возникали на протяжении доброго десятка лет. Дело не только в том, что у нас много общих закомых: Мирослав - один из руководителей той самой "опальной" системы Napster, о которой шла речь выше. Мирослав пришел в Napster за неделю до того момента, как на компанию подала иск RIAA. На мой вопрос "общаешься ли ты сейчас с Шоном Фэннингом, создателем Напстера?" Мирослав говорит "Да, мы даже после вместе создали проект Snowcap". Удивительным образом в разговоре обнаруживается, что интересы Мирослава, который возглавлял пиратский обменник, и меня, больше десяти лет продвигающей идею легальной музыки, очень схожи. К примеру, мой проект Soundkey базируется на той простой идее, что только музыкант вправе устанавливать условия продаж (или раздачи) своей музыки. А Мирослав считает, что при этом стоит "дать слово" и пользователям.
Звуки.Ru: - Мирослав, каким образом опыт "Напстера" помог тебе реализовать идею "Кругов"?
Мирослав Сарбаев: - Когда я работал в "Напстере", мы уже в тот момент
думали о том, что мы выпустили джина из бутылки и очень скоро старая
экономическая система для музыкальной индустрии перестанет работать. И появится
новая модель.
То есть, понятно, что если музыку можно бесконечно и бесплатно тиражировать в
сети, продаваться она будет слабо. Точнее - никак. Сопротивляться или
мужественно подмахивать старой системе - и то, и другое -- две составляющие
одного процесса. Не хочешь участвовать в процессе, думай по-другому.
То есть, нужна какая-то иная модель взаимных отношений творца и мира, отличная
от купли-продажи.
Kroogi - это начало реализации такой модели. Сеть задумана таким образом, чтобы
любой её участник, то есть, творец, застолбивший себе аккаунт, мог поделиться с
миром своим творчеством, то есть контентом, а благодарный мир за это поделился
бы с ним разными благами: через PayPal или WebMoney, через фанатский клуб или
волонтёрскую работу.
В Kroogi можно выложить свой контент. В Kroogi можно прийти и дать создателю
контента денег. Там можно замутить проект, и дать возможность большому
интернетному облаку помочь проекту материально.
Друзьям я то же самое формулирую по-другому:
нагрузил музыки за бесплатно, не будь козлищем, дай автору денег, тебе же лучше
будет в конце концов.
Но чтобы дать автору денег, нужно место, в которое эти деньги положат. Круги
обвели очень яркой рамкой это место. Не заметить и скозлить - трудно.
Звуки.Ru: - То, что собрать на новый альбом звезде несложно - общеизвестно. Но как твой проект поможет совсем неизвестным музыкантам? Ведь им зачастую нужнее реклама, нежели собственно продажи?
Мирослав: - Мы создаем сообщество благожелательных слушателей. В системе строятся модули, которые помогут неизвестному, но хорошему контенту достигать большего количества зрителей и слушателей.
Звуки.Ru: - Когда я раздумывала о варианте donations, меня сильно смущало, что что по умолчанию музыка становится бесплатной, и пополнение кошелька музыканта зависит исключительно от настроения аудитории. Это же как музыкант в переходе: может повезти, а может и не. Где мировая справедливость?
Мирослав: - Система строится именно для тех, кто пытается раскрутиться, а не уже раскручен. Мы не претендуем на то, что строим спреведливость или насаждаем ее. Мы пытаемся сделать инструмент, который как нам кажется справедливее чем то что есть сейчас. И лучше работает.
Мир меняется.
Звуки.Ru: - А представь, как на Kroogi будут реагировать мейджоры - какую реакцию ты предвидишь?
Мирослав: - Хотелось бы верить, что они увидят массу полезного для себя в этой системе. Способ быстро и эффективно открывать новые таланты, например. У мэйджоров прекрасно развита инфраструктура в реале.
Звуки.Ru: - Но ведь система предполагает, что таланты и без лейблов прекрасно обойдутся?
Мирослав: - Это один из путей. То, что построено у мжйджоров, можно использовать, как элемент инфраструктуры и один из способов продвижения. Конечно, это изменение старых путей, и может показаться неудобным, как все новое. Но в результате станет лучше.
Звуки.Ru: - Как ты полагаешь, почему схема раскрутки и продаж, предложенная Arctic Monkeys и Radiohead, не нашла широкого распространения?
Мирослав: - Я думаю, просто это слишком ново. Вот мы и посмотрим, станет ли инструмент Kroogi тем, что позволит этой модели стать популярной. У нас много еще припасено всякого, что позволит эту модель сделать более удобной и менее непривычной.
Звуки.Ru: - Но ведь сам по себе эксперимент доказал эффктивность схемы. Возможно, речь идет о трудности ее реализации для отдельной группы или музыканта?
Мирослав: - И это тоже. Музыканты, как правило, очень хорошо играют музыку. И не очень сильны в создании web 2.0-систем.
Хорошо, когда за дело берутся профессионалы. Пожелаем Мирославу и его
команде удачи... и будем рады поздравить его с успехом, который, как я надеюсь,
ожидает систему Kroogi.
Официальный сайт: Kroogi.Com.
1995 – Валерий Сюткин заявил, что покидает группу «Браво» и начинает сольную карьеру »»
Lowell GEORGE (1945)
Al GREEN (1946)
Михаил ШУФУТИНСКИЙ (1948)
Peabo BRYSON (1951)
Александр КУТИКОВ (1952)
Jimmy DESTRI (1954)
Louis JOHNSON (1955)
Сергей ШНУРОВ (1973)
Lou BEGA (1975)