Продолжение. Начало здесь.
День 2
Полностью эмоционально опустошенные вчерашним концертом Radiohead, мы
проспали почти всю субботу и приходим к Грант-парку незадолго до начала
выступления Rage Against The Machine на AT&T Stage. В
качестве альтернативы на Bud Light давали Wilco, но это такая
откровенная нудятина, что непонятно, зачем их вообще на главную сцену
выпустили. Если на них кто-то и пошел, то разве что из патриотизма - эти
чикагские рокеры играли на родном поле. Зато многие на другой стороне парка
потом подумают, что лучше б они остались на Wilco - целее бы были.
А вот RATM сегодня явно не останутся без слушателей. Это, конечно, не первый их
реюнион на Coachella, на котором была Соня, но в Чикаго
бунтари-миллионеры выступают впервые за много лет, и толпа на них собралась
довольно внушительная. В ней преобладают белые подростки и молодежь чуть за
20, то есть явно не заставшие по молодости лет героической середины 90-х, когда
Зак де ля Роча (Zach de la Rocha) и товарищи на той же "Лоллапалузе", но
в Калифорнии, стояли 15 минут на сцене абсолютно голыми в знак протеста против
родительских комитетов США, пытавшихся подвергнуть их цензуре. Хотя вполне
вероятно, что как раз кого-то из этих молодых людей в широченных шортах и
девушек в игривых топиках и пытался тогда оградить от разлагающего влияния
рок-музыки PRMC (Parental Music Resource Center) во главе с женой тогдашнего
вице-президента Мэри Гор по кличке "Самосвал" (Mary "Tipper" Gore).
Незадолго до собственно начала, когда со сцены с огромной красной звездой
доносится сирены воздушной тревоги, в толпе одновременно воскуриваются тысячи
толстенных косяков, и над полем поднимается такое густое облако дыма, что
накрыть должно и тех, кто побоялся принести с собой. При всеобщем ликовании на
сцену выскакивают де ля Роча и компания и начинают бешено подпрыгивать,
умудряясь одновременно играть Testify с их третьего студийного альбома
Battle For Los Angeles.
И тут мы понимаем, что решение постоять в сторонке, а не пытаться прорваться в фотопит, работая локтями и кулаками (куда пустили только первые 20 человек из списка допущенных фотографов в порядке живой очереди) было исключительно правильным. Вся эта толпа тоже начинает прыгать, беситься и слэмить так интенсивно, что остается только порадоваться дальновидности организаторов, подогнавших в заднему выходу целую колонну карет скорой помощи, а на месте фотопита - коридор эвакуации. К третьей песне (People of the Sun) становится понятно, что выжить в этом месиве дано не всем: из толпы вываливаются полуобморочные тела, а Зак очень обеспокоенным голосом просит аудиторию сделать три шага назад. "Братья и сестры, у нас на сегодня много песен для вас, но перед сценой люди страдают от давки, и если вы не проявите к ним сочувствие, нам придется остановить концерт!". Это подействовало, хотя и ненадолго. Охрана делает все, что возможно - помогает людям выбраться, поливает первые ряды водой и раздает бутылки.
Тем временем группа явно находится в ударе. Барабанщик Брэд Уилк (Brad Wilk) и басист Тим Комменфорд (Tim Commenford) на пару выдают звук такой плотности и настолько фанковый кач, что устоять на месте просто невозможно (как это Тиму удается, никто не знает, потому что он настолько ревностно охраняет секреты собственного звука, что даже сдирает наклейки с педалек с эффектами), Том Морелло (Tom Morello) носится по сцене как бешеный и одновременно заворачивает сверхсложные риффы, принесшие ему звание лучшего гитариста в мире номер 26 по версии Rolling Stone, а Зак чуть ли не захлебывается от злости, выплевывая политические лозунги, замаскированные под рок-песни. Между песнями - политликбез. "Если Барак Обама станет следующим президентом и не выведет войска из Ирака и Афганистана, мы сожжем к чертям все представительства сената в каждом штате!".
Хотя для более взрослого наблюдателя это должно звучать и выглядеть довольно странно - солидые взрослые мужчины, зарабатывающие немалые деньги на своем показном бунтарстве, толкают левацкие телеги вчерашним подросткам из среднего класса, которые едва родились в годы их расцвета. В любом случае, когда группа со сцены клянет 'политиков и ментов' на концерте, где конные полицейские помогают людям выбраться из давки, это, по-моему, и есть определение лицемерия (хотя и обвинения в лицемери протестной рок-музыки, записывающейся на лейблах-мейджорах, надоели еще лет десять назад, я понимаю). Кроме того, если доводить толпу до такого анархического исступления, чего ж потом удивляться, что 500 безбилетников одновременно начали штурмовать ограду парка, громя полицейские кордоны и еще сильнее утрамбовывая толпу на поле, а за первые три песни фельдшеры вытащили из первых рядов как минимум три десятка человек в синяках и полуобморочном состоянии?
За неполные 2 часа группа выплевывает все свои самые убойные хиты, в том числе
Bullet in Your Head, Wake Up и Guerilla Radio, Заку три
раза приходится останавливать концерт и просить всех сделать шаг назад, к
середине концерта фельдшеры бегут с носилками от ограды первого ряда уже
стабильной вереницей, а от служебного выхода по Коламбус-драйв каждые полминуты
с воем отъезжает скорая помощь. За этот вечер в чикагских госпиталях оказались
с ушибами, вывихами и переломами около 40 человек, примерно в 10 раз больше
получили помощь на месте (и многие ринулись рубиться дальше!). Ближе к концу
концерта в пресс-центр стали подтягиваться фотографы, которым "посчастливилось"
попасть в фото-пит - здоровые дядьки, все в синяках и ссадинах, одному разбили
объектив ценой в полмашины. С холмика, на котором стоят палатки пресс-пита,
видно, как бушует людское море и не думает успокаиваться. И тут, когда уже по
всем прикидкам должна быть последняя песня, группа вдруг замолкает и со сцены
доносится на удивление знакомая мелодия. Где-то мы ее уже слышали! И тут на
весь центр Чикаго, отталкиваясь эхом от небоскребов и пятизвездочных отелей:
"Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум
возмущенный, и в смертный бой идти готов!".
Да-да, на чистейшем русском языке.
Мы, воздев сжатые кулаки горе, с воодушевлением пропеваем бессмертное
произведение Пьера Дежейтера и Аркадия Коца, обнаружив, что мы помним даже
последний куплет ("Лишь мы, работники всемирной великой армии труда, владеть
землей имеем право, а паразиты - никогда!") Никогда с такой гордостью мы с о
времен октябрятско-пионерского детства не пели. По-моему, коллег в пресс-центре
наше выступление зацепило не меньше самих RATM. Вот что значит социалистическое
образование назло капиталистам! А народу вокруг как-то явно не хватает
политической подготовки, потому что даже мелодия никому ничего не сказала.
Стыдно, жители Города Ветров! Это ведь ваши, чикагские рабочие 1 мая 1886 года
вышли на забастовку, распевая 'Интернационал'. Теперь же в качестве песни
политического объединения левых - громокопящие риффы вступления Killing In
The Name Of, заключительного номера сегодняшнего вечера. Вот его-то все
слушатели знают более чем наизусть!
Когда 70 с лишним тысяч разгоряченных до
крайности фанатов RATM выплескиваются на улицы Чикаго, центр погружается в
транспортный хаос: потные, покрытые ссадинами и зачастую в одном ботинке люди
бросаются на капоты машин и орут на озадаченных водителей: Fuck you, I won't
do what you tell me! Охраняют одних от других те самые копы, которых
проклинал со сцены Зак де ля Роча.
И после всего этого нас очень умилил супердиетический экологический лимонадик
собственого производства, без сахара, красителей и всего прочего, которым
потчевал журналистов в пресс-центре барабанщик Брэд Уилк.
День 3
Третий день принес долгожданное освобождение от жары, небо над Чикаго было
затянуто облаками, так что народ не прятался под импровизированными навесами,
веселился на лужайках, а мы решили прийти пораньше, чтобы застать на AT&T Stage
"промежуточных" хедлайнеров - дуэт Gnarls Barkley. И сразу заметили
существенное отличие сегодняшней публики от вчерашней: меньше сердитых
подростков, заметно больше забавно ряженых фриков неопределенного пола и
мальчиков, похожих на девочек.
"Мозг" Gnarls Barkley продюсер-стахановец Danger Mouse, давший жизнь и
звук самым нашумевшим хип-хоп, поп- и рок-проектам прошедшего десятилетия
(достаточно вспомить Gorillaz и The Good, The Bad and The Queen),
стоял за внушительным арсеналом клавишных, ксилофонов и всяких примочек, а за
микрофоном обильно потел вокалист Си-Ло (Cee-Lo), обладатель
удивительного для его комплекции фальцета. Кроме того, они обзавелись
полноценной живой группой из четырех человек.
Но Gnarls Barkley - все-таки
продюсерский, больше студийный , чем концертный проект, поэтому свой
меланхолично-комичный соул-поп они играют максимально близко к альбомному
оригиналу. И поскольку Опасная Мышь занимается производством исключительно
хитов, что-то одно выделить трудно: в часовой сет он утоптал оба студийных
альбома Gnarls Barkley, St.Elsewhere и The Odd Couple.
Прозвучал,
разумеется, и позапрошлогодний хит Crazy, и следующий за ним на альбоме
кавер Violent Femmes Gone Daddy Gone, и самый последний сингл
Who's Gonna Save My Soul. Весело, дурашливо, сверх-профессионально, в
народе бешеные пляски. Единственным настоящим сюрпризом стал кавер на
Reckoner позавчерашних героев Radiohead - хотя и Йорк, и Си-Ло
оба поют фальцетом, у последнег о это получается куда смешнее. Кстати, надо
отметить, что дружеские песенные шаржи были проходящей темой всего фестиваля -
в пятницу, например, реверанс в сторону Gnarls Barkley сделали The
Raconteurs, сыграв жесткую рок-версию той же Crazy.
Передвигаемся от AT&T поближе к Bud Light, где должно произойти основное событе сегодняшнего дня - для нас и еще примерно половины фестивальной публики - концерт Nine Inch Nails. Вторая половина останется на AT&T ждать главного чикагского героя хип-хопа Канье Веста (Kanye West), но мы свой выбор давно сделали. До начала еще чуть больше часа, мы задерживаемся рядом со сценой PlayStation Stage напротив Bud Light, и у меня немедленно появляются новые фавориты - рокеры The National. Вообще меня от словосочетания 'инди-рок' слегка подташнивает, как и от 90% его представителей, но это нечто совершенно иное. Вроде бы, согласно 'Википедии', и Bloc Party, и The National - инди-рокеры, но первые - это какое-то нервное мельтешение, а вторые - взрослая, уверенная в себе рок-музыка, напоминающая наших любимых Tindersticks, а я вообще фанат низких баритонов как у Мэтта Бернинджера (Matt Berninger), так что их сингл Fake Empire сейчас уверенно подбирается к первой десятке по прослушиваниям в Last.fm.
The National заканчивают, августовский вечер оперативно сворачивается в сумерки, и мы пробираемся поближе к фото-питу, но заходим с неправильной стороны сцены перед плотной толпой народа. Народ в ожидании хедлайнеров развлекает себя кто как: валяются, бросают фрисби, вертят пои, накуриваются в хлам, пройти через это столпотворение невозможно, но мы, сделав невозмутимо-деловитый вид, просачиваемся через бэкстейдж.
До начала остались буквально считанные минуты, и меня одолевает непонятный тремор, которого за всю нашу фестивальную историю испытывать не приходилось. Потом я понимаю, что концерт уже начался, уже звучит интро 999999 с последнего альбома The Slip, и вдруг у меня в мозгу дистортированным голосом Трента Резнора взрывается фраза How did I slip into this? Действительно, как я сюда попал? Тут у меня случается микроприход (я ведь музыкальный наркоман), ради которых мы каждый раз и идем на весь этот адский геморрой с аккредитациями, билетами, восьмичасовыми перелетами и потерями багажа. Я стою на другом континенте, среди гигантских небоскребов, и буквально в нескольких метрах от меня начинает играть одна из моих музыкальных мечт.
Тут ведь еще вот какое дело: Резнор знаменит (помимо прочего) тем, что умеет с
потрясающей точностью перетаскивать на сцену всю мощь своих студийных звуковых
коллажей, которые городит сам c помощью членов живых составов. Плюс
многократно усиливать громкостью концертной саунд-системы. Как заметил кто-то в
толпе рядом со мной, "концерт Nine Inch Nails - это как будто тебя распиливают
на лесопилке, только звуком".
В этом Резнору помогает один из лучших концертных
составов, которые я когда-либо слышал (а Трент меняет их на каждый тур) - Робин
Финк (Robin Finck), играющий с NIN с перерывами еще со времен Self
Destruct Tour 1994 года, клавишник и программист Алессандро Кортини
(Alessandro Cortini) (c 2005 года), басист Джастин Мелдал-Джонсен
(Justin Meldal-Johnsen), игравший, среди прочего, с Ladytron и
Air, и ударник Джош Фрис (Josh Freese), которого даже
стахановцем язык не поворачивается назвать - список его участия в разнообразных
проектах, начиная с 1990 года, на сайте ninwiki.com занимает семь экранов
убористым шрифтом. Ну и, разумеется, невозможно себе представить концерты Nine
Inch Nails без визуального оформления Роба Шеридана (Rob Sheridan),
официального фотографа и арт-директора группы, который создает психоделические
видеоролики, демонстрирующиеся на огромном экране. Помимо них, Nine Inch Nails
еще очень скрупулезно относятся к световому оформлению своих шоу (в основном
красно-сине-пурпурной гаммы), так что отвлечься или заскучать там просто
физически невозможно. Я на живых "гвоздей" попал впервые, и примерно за три
минуты понял, что заставляет людей ездить за кудыкины горы на шесть-семь
концертов подряд.
Немного оправившись от свето-звукового шока первых четырех песен с последнего
альбома, начинаем узнавать классику - The Frail, March of the
Pigs и Closer, все в новых аранжировках. Стоп, а это что такое?
Странная тетенька на краю сцены, непрерывно размахивающая руками, привлекла
наше внимание еще на концерте Radiohead, и мы никак не могли понять, что она
там вообще делает? Особо приближенный член фан-клуба? Танцовщица? Тогда она
как-то странно выглядит для go-go, по одежде и фигуре похожа на учительницу
литературы старших классов. Спрашиваем у охраны. Не верим, спрашиваем у другой
охраны.
Да, все так есть. Это, дорогие читатели, СУРДОПЕРЕВОД! То есть на
'Лолле' все крайне подробно устроено и расписано не только для хромых, слепых,
тупых, но еще и для глухих! Мы сначала думали, что это стеб, но нет, все
серьезно. Вот на картинке, например, эта смелая женщина переводит строчку
'I wanna fuck you like an animal'. Потом где-то через три песни она устает
что есть силы размахивать руками, и ее сменяет следующая. Что показывает она,
предлагаем определить в комментах. Рок-концерт для глухих!Все-таки Америка -
удивительная страна.
Потом в сознательности американцев у нас появляется еще один шанс убедиться. Рядом с нами стоял мужчина явно за 30, весь вид и прикид которого говорил, что как минимум пару рейв-революций он пережил. С каждой минутой становилось понятно, что чувака прет все сильнее, что у него просто космический приход под любимую группу, он устраивал нереальные перформансы с "воздушной гитарой", катался по земле и вообще ловил такой кайф, что нам даже стало немножко завидно. Вдруг в какой-то момент он, не переставая бешено жестикулировать, начинает умолять всех окружающих не вставать на какой-то определенный пятачок земли, потом куда-то убегает. Ну мало ли что ему там приглючилось, думаем мы. Потом он возвращается в компании двух охранников и кувалды (!), и они все вместе начинают колошматить ей по земле. Оказывается, что этот чувак по кличке Динозавр ("Я не человек, я динозавр, я не умею пользоваться телефонами!") обнаружил в земле какой-то торчащий штырь, и отвлекшись от своего прихода, побежал за охраной, чтобы они помогли ему устранить это опасное для остальных посетителей недоразумение. Вот что значит забота о ближнем! А вы говорите, бездушные американцы, которые только о долларах думают.
Тем временем NIN играют 10-минутное попурри из треков с инструментального альбома Ghosts I-IV, причем Резнор встает за огромный ксилофон, а Джастин берет контрабас. Получается что-то такое медитативное, между джазом, эмбиентом и нойзом. Если бы не назойливые вопли из толпы 'Рубилово давай!', звучало бы еще круче. Трент умело удерживает интерес публики к последним, вышедшим после 2000 года альбомам с довольно экспериментальным звуком, перемежая треки с них с заведомо беспроигрышными номерами типа Piggy и Terrible Lie. Кульминация наступает, разумеется, во время биса, когда Трент обращается к аудитории к эмоциональной речью: сначала извиняется за то, что еле справляется со своим голосом из-за простуды (как же он тогда звучит, если здоров?), потом вспоминает, как он 17 лет назад с друзьями, молодыми балбесами из Кливленда, стоял на сцене самой первой "Лоллапалузы", а сейчас до сих пор не может поверить, что, во-первых, еще жив, а во-вторых, что перед ним такое море преданных слушателей. Слушатели взрываются овациями. Потом Трент уже по-настоящему дрогнувшим голосом сообщает, что следующая песня была написана им в очень мрачное время и что он подарил ее другу. Это, естественно, Hurt. Над полем зажигаются тысячи зажигалок и экранов мобильников, и столько же голосов помогают Резнору исполнить его самую пронзительную и личную песню.
Заканчивается концерт еще одной мощнейшей вещью In This Twilight, и,
обернувшись, я понимаю, почему нынешний тур называется Lights In The
Sky: ночное чикагское небо расчерчивают восемь гигантских прожекторов,
фантастическое зрелище.
Не в силах произнести ни слова, мы выходим и падаем на
газон Миллениум-парка и долго смотрим на звезды. А тем временем неподалеку
происходит спонтанная афтер-парти: народ оккупировал фонтан Crown - два
огромных стекляных параллелипипеда, на которые проецируются постоянно
меняющиеся изображения и льется вода. Мы было присоединяемся к ним, но вскоре
приезжает отряд велокопов (полицейские на велосипедах) и вежливо, но твердо
просит всех покинуть парк. Все,пора собираться домой, в Москву.
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)