История Xuman Records довольно нетипична для нашей страны, но во всем остальном мире такой сценарий уже давно обкатан. Талантливые музыканты основывают нет-лейблы и с помощью Интернета становятся знаменитыми по всему миру, независимо от своего географического положения. Так называемые "one-man label" или же "micro-label" присутствуют во всех областях музыкальной вселенной, и зачастую являются прогрессивнее своих больших и неповоротливых собратьев - тут можно вспомнить, и Crowd Control Records специализирующихся на изящном даун-темпо и хип-хопе, Sanctioned Records and Media занимающихся довольно интересной электроникой, Utech Records выпускающий экспериментальные релизы авангардных металлистов и нойзеров. Эти лейблы отличаются высокой мобильностью, нацеленностью на интернет-релизы и небольшим, но сбалансированным списком музыкантов, а также известной свободой в принимаемых решениях. Отдельно стоит упомянуть лейблы созданные самими музыкантами, начинавшиеся как правило с почина выпускать собственные пластинки на выгодных условиях, но затем уже формирующие целые кластеры музыкальных коллективов, группирующихся вокруг более сильного и известного артиста, например как Nothing - находящийся под ведомством Трента Резнора (Trent Reznor), Hellcat, возникший с легкой руки Тима Армостронга (Tim Armstrong) из Rancid, Ipecac, основанный Майком Паттоном (Mike Patton) и так далее.
Так что, вполне возможно, что опыт, приобретенный
Александром Хуманом окажется решающим в истории нового витка развития
электронной сцены - эпохи небольших, но гиперактивных звукозаписывающих
компаний, специализирующихся на стильной электронной музыке. Для начала мы
решаем посмотреть и конечно же послушать продукцию лейбла, чтобы иметь
представления о том, что уже успело родиться в стенах уютной, но очень
профессиональной студии Хумана. Александр пускает одну композиции за другой,
обильно сдабривая их остроумными комментариями. Первым мы слушаем его
совместный проект с диджеем Куриловым - Extatica. Закрученная смесь из
экспериментальной электроники, с редкими попсовыми хуками звучит очень
жизнеутверждающе, ломаный бит легко переходит в звенящие шумовые мелодии, а
красивые женские голоса исполняют роль привораживающих сирен. Затем плеер
переключается на индивидуальный проект Александра - Xuman.
С оформлением
обложки здесь полный порядок - название артиста, выполненное в металлической
стилистике Iron Maiden лежит на респектабельном черном фоне, а на переднем
плане находится фотография самого Александра (о чем, впрочем, сам бы я никогда
не догадался) снятое а-ля Village People, худшее что мог родить "новый
романтизм" 80х - обилие грима, блесток и явный гомосексуальный подтекст.
Александр смеется, довольный произведенным эффектом: "На Западе такие вещи
проходят на ура, трэш и самоирония там воспринимается совершенно по-иному,
чем здесь, в России такое могут и не понять". Музыкально Xuman соответствует
своему провокационному оформлению - среди томного радиоформатного хауса с
продуманным звуком, встречаются совсем дикие треки, где, например, суровый
мужской вокал в лучших традициях немецкого индастриала чеканит англоязычный
текст про жизнь простого работяги Гриши. "I'm drinking vodka and eat
seledka" -
проговаривает работник завода, и Хуман оживленно комментирует: "вот на этой
водке-селедке все клубы в глухой провинции просто взрываются, слышат знакомые
слова, запоминают их". Звучит странно, но при всей невообразимой китчевости эту
композицию не так просто выкинуть из головы, что для этого жанра важно в первую
очередь. Я спрашиваю Хумана насколько далеко он забирался с подобной
программой, и получаю в ответ убедительное "до Хабаровска включительно".
Следующим идет проект Slim&Tall, добротная индитроника и тек-хаус с
головой, но
дело даже не в задумке, главное - это качество исполнения, как и в предыдущих
случаях находящееся на высоте.
Сидя на кухне и созерцая все тот же зеленый пейзаж за окном, я не верю, что это рождалось прямо здесь, уж очень продуманной работой и большим опытом отдает эта музыка, хотя Александр уверяет, что почти все музыканты подписанные на лейбл, до этого нигде засветились. Исключение составляет Стэн Уильямс (Stan Williams), мастистый продюсер, работавший с Moby, Stereo MC's и другими звездами мирового уровня. Популярная фигура в хаус кругах, Уильямс ведет передачу, посвященную электронной музыке на радиостанции Мегаполис FM, и дает по восемь выступлений по всему миру в месяц. Последнее время он плотно осел в России и решил выпускать свои треки именно на лейбле Хумана.
Закончив с электроникой чистой воды, мы переходим к более рок-ориентированным группам, хотя сам Александр против такого деления: "В мире идет глобализация, все стили сейчас мимикрируют, сливаются воедино - рождая что-то новое. Вот и мы делаем ставку на самую разнообразную музыку не зашоренную в одной стилистике. Мы представляем собой настоящее анти-однообразие, мы против клонированных с западных образцов проектов, которых сейчас как грязи". Если применять подобное определение, то оно как нельзя лучше подойдет к группе STI, гордых обладателей такого редкого инструмента как поливокс, музыканты хитроумно вплетают его диковинные звуки в канву экспериментального инди-рока с элементами idm. От искореженного пост-рока ребята дрейфуют к переосмыслению электро через призму старой школы американской альтеративы в духе самых ранних сольных записей Дельфина.
От урбанистической тоски с грамотно расставленными акцентами мы
переходим к буйному миксу даба, ксп, электроники и рока в исполнении фрик-дуэта
Q-Dubы, даже в названии обыгрывающей и собственный стиль, и некую хаотичность
мысли, особенно ярко проступающую в лирике. Сам Александр называет их не иначе,
чем смесью 5'Nizza и Shpongle, но, послушав еще даже толком неотмастеренные
демки, стоит признать, что у группы есть действительно яркий самобытный
потенциал. Про себя я отмечаю, что именно эта группа скорее всего удачнее
остальных выстрелить в России - ведь сейчас как раз время стремительного
расцвета ироничных этно-фолк групп, испытывающих тягу к экспериментам, и не
теряющих доброй зажигательности.
Александр включает коллектив с
минималистическим названием JJJ (прижившееся сокращение от Jesus
Jim-Jams), -
дэнс-панк-ньюрейв с гудящим гитарным перезвоном и задорной подачей. Именно они
являются самой многочисленной группой на лейбле: три человека, плюс сидящий за
барабанами Андрей Курилов, в то время как состав других проектов, как правило,
не превышает порог в два участника. Напоследок Александр ставит последний на
сегодня проект Xuman Records - группу New Message. Звучит льется
вполне архетипичный попсовый r'n'b в духе того, что ротируют центральные
телеканалы, но, что-то с ним явно не так. И действительно, два мальчика и
девочка сладкими голосами выводят традиционные рулады, но звук странно, не по
жанру мутирует, и из тупого прямого бита вырастают зацикленные инопланетные
конструкции из диковинных семплов. Александр гордо улыбается: "Все минусовки
им делает лидер проекта STI, он просто фанат подобных завихрений, фактически
это единственный коллектив в России, проходящий под маркой 'r'n'b с элементами
idm', и у подобной музыки бешеный потенциал". Мы делаем небольшой перерыв,
и я
включаю диктофон.
Звуки.RU: Давай начнем с того, с чего все начиналось.
Александр Хуман: А началось все два года назад, когда мы с Андреем Куриловым
решили записать диск, собрали разный минимал, тек-хаус, дип-хаус материал и
решили издать все это. Наш совместный сборник был издан тиражом в 2000 дисков и
большая часть была роздана на презентации проекта. И так и началось, стали
делать треки, искать артистов. Изначально мы все делали вместе с Куриловым.
Переломным моментом стал приезд в Россию моего друга Жюльена Мине, главы лейбла
Boxon Records, он меня очень сильно вдохновил на то, чтобы заняться этим делом
серьезно. Если забежать чуть-чуть в будущее, то глобальная экспансия в России
начнется в сентябре, но там только держись.
Звуки.RU: А сейчас как
распределяются роли в компании?
Хуман: С Куриловым мы вместе начинали, и я
по-прежнему пишу музыку вместе с Андреем в рамках Extatica, но в первую очередь
занимаюсь административной работой, которая ему не интересна ни в коей мере.
Сейчас на студии уже четыре отдела, занятых всеми важными направлениями -
непосредственно производство, маркетинг и дистрибьюция, visual-отдел -
видеоклипы, обложки, костюмы артистов, и отдел, занимающийся выступлениями.
Звуки.RU: Артисты сильно менялись с течением времени?
Хуман: Они все время
приходили, от нас пока никто не уходил. только сессионные музыканты, вокалисты,
но сейчас даже такая утечка прекратилась, все довольны вообще-то
сотрудничеством. Мы собираемся взять к себе еще максимум две группы в ближайшее
время, хочется увидеть среди них самарский коллектив Bajinda Behind The Enemy
Lines, очень мне понравилось их демо.
Звуки.RU: Есть какие-нибудь дружественные
вам лейблы?
Хуман: Да, например Boxon Records. Они
наши большие друзья, мы даже собираемся переманить одного очень талантливого
сотрудника оттуда к себе. Еще Ed Banger.
Звуки.RU: Много ли таких случаев,
когда лейблы начинались вот с кухни, а затем становились успешными?
Хуман: Да,
куча примеров, когда ребята собирались вместе и думали создать собственную
компанию, потому что есть артисты и хочется их продвинуть. Вот Boxon так
создавался, Ed Banger так же. Основатель Ed Banger Busy P десять лет был
менеджером Daft Punk, а потом как-то сказал себе - "слушай, а ведь с таким
опытом я смогу сам создать лейбл". Буквально за год Ed Banger стал самым
сильным электронным инди-лейблом в Европе. У них есть Justice,
SebastiAn, Mr.
Oizo, DJ Mehdi, Uffie - очень серьезный набор команд. Все
лейблы создавались с
идеи, буквально на коленке, у нас вот Снегири тоже вот спонтанно возникли.
Я
вспоминаю историю создания лейбл Mute, когда отец-основатель компании Дэниэль
Миллер (Daniel Miller) сам сделал первый же мини-релиз под именем The
Normal, во многом
заложивший основу будущей политики лейбла. Александр эмоционально жестикулирует:
- Вот видишь! Тоже с нуля фактически начали, а сейчас Mute - заправилы рынка.
Звуки.RU: Как артисты попадают на лейбл?
Хуман: Присылают демки, хотя чаще
всего, конечно, друзья приводят музыкантов, знакомят нас и мы решаем как быть.
Желающие приходят постоянно, мне вот бывает до пятидесяти демозаписей на почту
приходит. Девяносто процентов - это полный ужас, но бывают и просветы. Причем в
основном присылают свои демозаписи иностранцы, кидают ссылки через myspace.com,
связываются по почте.
Звуки.RU: А удобно ли иностранцам иметь дело с российским
лейблом? Не боятся ничего?
Хуман: Здесь проблемы нет никакой. Лейбл с мировой
дистрибьюцией может делать релизы по всему миру безо всяких ограничений. У нас
есть завязки с агентами почти во всех странах, которые могут помочь с
презентацией, концертом, записью, рекламой. То же самое, когда российские
артисты выступают в Европе, здесь очень многое зависит именно от связей лейбла,
а не от менеджмента группы.
Звуки.RU: Есть идеи для раскрутки проектов? И как
вообще собираетесь это делать - одного мощного артиста выдвигать или же разные
аудитории охватывать стилистически подходящими группами?
Хуман: Да, все будет
параллельно, и артисты должны помогать взаимной рекламой. Собираемся сделать
такой мини-фест со сборной командой всего лейбла, где-нибудь в ноябре, с
площадкой только пока не определились. Но до этого еще нужно все довести до
идеального состояния. Если возвращаться к теме раскрутки, то есть идеи т.н.
трэш-маркетинга - когда мы выкладываем на youtube.com видео, которое будет
вызывать у людей сильные эмоции. Не важно какие. А на заднем плане будет идти
лучший трек с нашей EP, люди так или иначе будут его запоминать. Потом, когда
трек выходит, все говорят - "о, мы это слышали, мы это берем". Вот как Justice,
у них же совершенно паразитические видеоклипы, своя мощная псевдоидеология, это
многое значит. Они стопроцентный скандал. В борьбе все средства хороши, никого
не жалко, главное продвинуться (смеется).
Звуки.RU: В России публика в курсе,
кто в ближайшее время собирается захватить их внимание?
Хуман: Не совсем. В России
меня пока знают только по ремиксам, например, на "Наступает ночь" группы Мираж,
"Одинокая Луна" Лики Стар. Extatica могут знать по ремиксу на
"Personal Jesus"
Depeche Mode. Но в Европе нас уже знают и любят.
Звуки.RU:
Какие-то все народные ходы у вас с ремиксами, не правда ли?
Хуман: Ну да,
народные, но зато люди знают, слышали. Это то, что нам нужно.
Звуки.RU: Depeche
Mode, группа, которая собственный материал пишет не так часто, а вот всякие
ремиксы и переделки очень приветствует, у них постоянно выходят гигантские
антологии ремиксов, издаются они, как правило, всемирно а фанаты "депешей",
являются одной из самых отчаянных сект среди фанатов в целом, они собирают все
что связанно с группой, так что можно на этом сделать известную славу. Есть
желание и силы попасть на подобные сборники?
Хуман: С этим ремиксом все
необычно вышел, был такой клуб в Москве (произносит с южным прононсом, делая
ударение на последний слог) "Дяхилево" был, но сгорел. И для этого клуба мы
специально делали попсовый ремикс на эту песню, в духе заведения, но в итоге,
как обычно, получилось напротив, жестко чересчур. (Мы слушаем
ремикс, я подмечаю, действительно мастерскую работу с исходным материалом,
вполне возможно, что в таком электро-рокерском ключе на густой подложке из
тек-хауса и звучали бы сегодня Depeche Mode, решив переписать старые вещи.
Впрочем, Хуман и команда сделали это за них - все инструментальные партии были
переиграны вживую, а лишь затем на них была наложена концертная аккапелла
песни).
Звуки.RU: И чем все закончилось?
Хуман: Да ничем, его так ни разу и не
сыграли в клубе, затем я все время пытался пробить права на ремикс, Mute пару
раз подписал что нужно, а потом все заглохло. Забавно, что известный диджей
Timo Maas создавал свой ремикс параллельно с нашим в 2006ом году, но в
итоге на
вечеринках он ставил нашу версию.
Звуки.RU: Наша клубная сцена сильно
отличается от того, что ты видел на Западе, допустим, во Франции?
Хуман:
Принципиально. То что у них модно сейчас, у нас будет греметь через год или
через два. Это про массовые явления, конечно, всякие актуальные штучки в
гомеопатических порциях присутствуют всегда и везде, но это лишь узкий слой
достаточно продвинутой аудитория, в основном столичной.
Звуки.RU: Ну получается
что вам тяжело приходится, чтобы попадать в ногу со временем и в России и в
Европе.
Хуман: Да, причем не просто попадать в ногу со временем, а делать
нечто совершенно альтернативное, что устраивало бы и нашу публику и западную.
Звуки.RU: Чтобы все это провернуть у вас должна быть богатая концепция.
Хуман:
Да, общий стержень есть абсолютно у всех групп, это наша основная фишка. Двумя
словами это можно охарактеризовать так: "Панк и сказка". То есть смешение вот
этих двух начал и дает ту музыку, которую мы выпускаем - панк с точки зрения
драйва, мощи, подачи, сделай-сам этики, а сказка это что-то удивительное,
волшебное, что задевает наши детские эмоции, раскрывает человеческую душу. И по
звуку мы кое-где делаем общие моменты, компрессию там выставляем одинаковую и
прочее, чтобы гармоничнее слушалось, был свой фирменный почерк.
1966 – Родился Эйч Пи Бакстер - лидер-вокалист немецкой группыScooter. Он основал эту группу в 1994 году вместе с Риком Джорданом, Феррисом Бюллером и Йенсом Тэле, и до сих пор убеждает остальных не расходиться »»
Tommy FLANAGAN (1930)
Jerry Jeff WALKER (1942)
Tim O'BRIEN (1954)
Dan BERGLUND (1954)
Steve MARKER (1959)
Flavor FLAV (1959)
pH (1970)