История Xuman Records довольно нетипична для нашей страны, но во всем остальном мире такой сценарий уже давно обкатан. Талантливые музыканты основывают нет-лейблы и с помощью Интернета становятся знаменитыми по всему миру, независимо от своего географического положения. Так называемые "one-man label" или же "micro-label" присутствуют во всех областях музыкальной вселенной, и зачастую являются прогрессивнее своих больших и неповоротливых собратьев - тут можно вспомнить, и Crowd Control Records специализирующихся на изящном даун-темпо и хип-хопе, Sanctioned Records and Media занимающихся довольно интересной электроникой, Utech Records выпускающий экспериментальные релизы авангардных металлистов и нойзеров. Эти лейблы отличаются высокой мобильностью, нацеленностью на интернет-релизы и небольшим, но сбалансированным списком музыкантов, а также известной свободой в принимаемых решениях. Отдельно стоит упомянуть лейблы созданные самими музыкантами, начинавшиеся как правило с почина выпускать собственные пластинки на выгодных условиях, но затем уже формирующие целые кластеры музыкальных коллективов, группирующихся вокруг более сильного и известного артиста, например как Nothing - находящийся под ведомством Трента Резнора (Trent Reznor), Hellcat, возникший с легкой руки Тима Армостронга (Tim Armstrong) из Rancid, Ipecac, основанный Майком Паттоном (Mike Patton) и так далее.
Так что, вполне возможно, что опыт, приобретенный
Александром Хуманом окажется решающим в истории нового витка развития
электронной сцены - эпохи небольших, но гиперактивных звукозаписывающих
компаний, специализирующихся на стильной электронной музыке. Для начала мы
решаем посмотреть и конечно же послушать продукцию лейбла, чтобы иметь
представления о том, что уже успело родиться в стенах уютной, но очень
профессиональной студии Хумана. Александр пускает одну композиции за другой,
обильно сдабривая их остроумными комментариями. Первым мы слушаем его
совместный проект с диджеем Куриловым - Extatica. Закрученная смесь из
экспериментальной электроники, с редкими попсовыми хуками звучит очень
жизнеутверждающе, ломаный бит легко переходит в звенящие шумовые мелодии, а
красивые женские голоса исполняют роль привораживающих сирен. Затем плеер
переключается на индивидуальный проект Александра - Xuman.
С оформлением
обложки здесь полный порядок - название артиста, выполненное в металлической
стилистике Iron Maiden лежит на респектабельном черном фоне, а на переднем
плане находится фотография самого Александра (о чем, впрочем, сам бы я никогда
не догадался) снятое а-ля Village People, худшее что мог родить "новый
романтизм" 80х - обилие грима, блесток и явный гомосексуальный подтекст.
Александр смеется, довольный произведенным эффектом: "На Западе такие вещи
проходят на ура, трэш и самоирония там воспринимается совершенно по-иному,
чем здесь, в России такое могут и не понять". Музыкально Xuman соответствует
своему провокационному оформлению - среди томного радиоформатного хауса с
продуманным звуком, встречаются совсем дикие треки, где, например, суровый
мужской вокал в лучших традициях немецкого индастриала чеканит англоязычный
текст про жизнь простого работяги Гриши. "I'm drinking vodka and eat
seledka" -
проговаривает работник завода, и Хуман оживленно комментирует: "вот на этой
водке-селедке все клубы в глухой провинции просто взрываются, слышат знакомые
слова, запоминают их". Звучит странно, но при всей невообразимой китчевости эту
композицию не так просто выкинуть из головы, что для этого жанра важно в первую
очередь. Я спрашиваю Хумана насколько далеко он забирался с подобной
программой, и получаю в ответ убедительное "до Хабаровска включительно".
Следующим идет проект Slim&Tall, добротная индитроника и тек-хаус с
головой, но
дело даже не в задумке, главное - это качество исполнения, как и в предыдущих
случаях находящееся на высоте.
Сидя на кухне и созерцая все тот же зеленый пейзаж за окном, я не верю, что это рождалось прямо здесь, уж очень продуманной работой и большим опытом отдает эта музыка, хотя Александр уверяет, что почти все музыканты подписанные на лейбл, до этого нигде засветились. Исключение составляет Стэн Уильямс (Stan Williams), мастистый продюсер, работавший с Moby, Stereo MC's и другими звездами мирового уровня. Популярная фигура в хаус кругах, Уильямс ведет передачу, посвященную электронной музыке на радиостанции Мегаполис FM, и дает по восемь выступлений по всему миру в месяц. Последнее время он плотно осел в России и решил выпускать свои треки именно на лейбле Хумана.
Закончив с электроникой чистой воды, мы переходим к более рок-ориентированным группам, хотя сам Александр против такого деления: "В мире идет глобализация, все стили сейчас мимикрируют, сливаются воедино - рождая что-то новое. Вот и мы делаем ставку на самую разнообразную музыку не зашоренную в одной стилистике. Мы представляем собой настоящее анти-однообразие, мы против клонированных с западных образцов проектов, которых сейчас как грязи". Если применять подобное определение, то оно как нельзя лучше подойдет к группе STI, гордых обладателей такого редкого инструмента как поливокс, музыканты хитроумно вплетают его диковинные звуки в канву экспериментального инди-рока с элементами idm. От искореженного пост-рока ребята дрейфуют к переосмыслению электро через призму старой школы американской альтеративы в духе самых ранних сольных записей Дельфина.
От урбанистической тоски с грамотно расставленными акцентами мы переходим к буйному миксу даба, ксп, электроники и рока в исполнении фрик-дуэта Q-Dubы, даже в названии обыгрывающей и собственный стиль, и некую хаотичность мысли, особенно ярко проступающую в лирике. Сам Александр называет их не иначе, чем смесью 5'Nizza и Shpongle, но, послушав еще даже толком неотмастеренные демки, стоит признать, что у группы есть действительно яркий самобытный потенциал. Про себя я отмечаю, что именно эта группа скорее всего удачнее остальных выстрелить в России - ведь сейчас как раз время стремительного расцвета ироничных этно-фолк групп, испытывающих тягу к экспериментам, и не теряющих доброй зажигательности.
Александр включает коллектив с минималистическим названием JJJ (прижившееся сокращение от Jesus Jim-Jams), - дэнс-панк-ньюрейв с гудящим гитарным перезвоном и задорной подачей. Именно они являются самой многочисленной группой на лейбле: три человека, плюс сидящий за барабанами Андрей Курилов, в то время как состав других проектов, как правило, не превышает порог в два участника. Напоследок Александр ставит последний на сегодня проект Xuman Records - группу New Message. Звучит льется вполне архетипичный попсовый r'n'b в духе того, что ротируют центральные телеканалы, но, что-то с ним явно не так. И действительно, два мальчика и девочка сладкими голосами выводят традиционные рулады, но звук странно, не по жанру мутирует, и из тупого прямого бита вырастают зацикленные инопланетные конструкции из диковинных семплов. Александр гордо улыбается: "Все минусовки им делает лидер проекта STI, он просто фанат подобных завихрений, фактически это единственный коллектив в России, проходящий под маркой 'r'n'b с элементами idm', и у подобной музыки бешеный потенциал". Мы делаем небольшой перерыв, и я включаю диктофон.
Звуки.RU: Давай начнем с того, с чего все начиналось.
Александр Хуман: А началось все два года назад, когда мы с Андреем Куриловым
решили записать диск, собрали разный минимал, тек-хаус, дип-хаус материал и
решили издать все это. Наш совместный сборник был издан тиражом в 2000 дисков и
большая часть была роздана на презентации проекта. И так и началось, стали
делать треки, искать артистов. Изначально мы все делали вместе с Куриловым.
Переломным моментом стал приезд в Россию моего друга Жюльена Мине, главы лейбла
Boxon Records, он меня очень сильно вдохновил на то, чтобы заняться этим делом
серьезно. Если забежать чуть-чуть в будущее, то глобальная экспансия в России
начнется в сентябре, но там только держись.
Звуки.RU: А сейчас как
распределяются роли в компании?
Хуман: С Куриловым мы вместе начинали, и я
по-прежнему пишу музыку вместе с Андреем в рамках Extatica, но в первую очередь
занимаюсь административной работой, которая ему не интересна ни в коей мере.
Сейчас на студии уже четыре отдела, занятых всеми важными направлениями -
непосредственно производство, маркетинг и дистрибьюция, visual-отдел -
видеоклипы, обложки, костюмы артистов, и отдел, занимающийся выступлениями.
Звуки.RU: Артисты сильно менялись с течением времени?
Хуман: Они все время
приходили, от нас пока никто не уходил. только сессионные музыканты, вокалисты,
но сейчас даже такая утечка прекратилась, все довольны вообще-то
сотрудничеством. Мы собираемся взять к себе еще максимум две группы в ближайшее
время, хочется увидеть среди них самарский коллектив Bajinda Behind The Enemy
Lines, очень мне понравилось их демо.
Звуки.RU: Есть какие-нибудь дружественные
вам лейблы?
Хуман: Да, например Boxon Records. Они
наши большие друзья, мы даже собираемся переманить одного очень талантливого
сотрудника оттуда к себе. Еще Ed Banger.
Звуки.RU: Много ли таких случаев,
когда лейблы начинались вот с кухни, а затем становились успешными?
Хуман: Да,
куча примеров, когда ребята собирались вместе и думали создать собственную
компанию, потому что есть артисты и хочется их продвинуть. Вот Boxon так
создавался, Ed Banger так же. Основатель Ed Banger Busy P десять лет был
менеджером Daft Punk, а потом как-то сказал себе - "слушай, а ведь с таким
опытом я смогу сам создать лейбл". Буквально за год Ed Banger стал самым
сильным электронным инди-лейблом в Европе. У них есть Justice,
SebastiAn, Mr.
Oizo, DJ Mehdi, Uffie - очень серьезный набор команд. Все
лейблы создавались с
идеи, буквально на коленке, у нас вот Снегири тоже вот спонтанно возникли.
Я
вспоминаю историю создания лейбл Mute, когда отец-основатель компании Дэниэль
Миллер (Daniel Miller) сам сделал первый же мини-релиз под именем The
Normal, во многом
заложивший основу будущей политики лейбла. Александр эмоционально жестикулирует:
- Вот видишь! Тоже с нуля фактически начали, а сейчас Mute - заправилы рынка.
Звуки.RU: Как артисты попадают на лейбл?
Хуман: Присылают демки, хотя чаще
всего, конечно, друзья приводят музыкантов, знакомят нас и мы решаем как быть.
Желающие приходят постоянно, мне вот бывает до пятидесяти демозаписей на почту
приходит. Девяносто процентов - это полный ужас, но бывают и просветы. Причем в
основном присылают свои демозаписи иностранцы, кидают ссылки через myspace.com,
связываются по почте.
Звуки.RU: А удобно ли иностранцам иметь дело с российским
лейблом? Не боятся ничего?
Хуман: Здесь проблемы нет никакой. Лейбл с мировой
дистрибьюцией может делать релизы по всему миру безо всяких ограничений. У нас
есть завязки с агентами почти во всех странах, которые могут помочь с
презентацией, концертом, записью, рекламой. То же самое, когда российские
артисты выступают в Европе, здесь очень многое зависит именно от связей лейбла,
а не от менеджмента группы.
Звуки.RU: Есть идеи для раскрутки проектов? И как
вообще собираетесь это делать - одного мощного артиста выдвигать или же разные
аудитории охватывать стилистически подходящими группами?
Хуман: Да, все будет
параллельно, и артисты должны помогать взаимной рекламой. Собираемся сделать
такой мини-фест со сборной командой всего лейбла, где-нибудь в ноябре, с
площадкой только пока не определились. Но до этого еще нужно все довести до
идеального состояния. Если возвращаться к теме раскрутки, то есть идеи т.н.
трэш-маркетинга - когда мы выкладываем на youtube.com видео, которое будет
вызывать у людей сильные эмоции. Не важно какие. А на заднем плане будет идти
лучший трек с нашей EP, люди так или иначе будут его запоминать. Потом, когда
трек выходит, все говорят - "о, мы это слышали, мы это берем". Вот как Justice,
у них же совершенно паразитические видеоклипы, своя мощная псевдоидеология, это
многое значит. Они стопроцентный скандал. В борьбе все средства хороши, никого
не жалко, главное продвинуться (смеется).
Звуки.RU: В России публика в курсе,
кто в ближайшее время собирается захватить их внимание?
Хуман: Не совсем. В России
меня пока знают только по ремиксам, например, на "Наступает ночь" группы Мираж,
"Одинокая Луна" Лики Стар. Extatica могут знать по ремиксу на
"Personal Jesus"
Depeche Mode. Но в Европе нас уже знают и любят.
Звуки.RU:
Какие-то все народные ходы у вас с ремиксами, не правда ли?
Хуман: Ну да,
народные, но зато люди знают, слышали. Это то, что нам нужно.
Звуки.RU: Depeche
Mode, группа, которая собственный материал пишет не так часто, а вот всякие
ремиксы и переделки очень приветствует, у них постоянно выходят гигантские
антологии ремиксов, издаются они, как правило, всемирно а фанаты "депешей",
являются одной из самых отчаянных сект среди фанатов в целом, они собирают все
что связанно с группой, так что можно на этом сделать известную славу. Есть
желание и силы попасть на подобные сборники?
Хуман: С этим ремиксом все
необычно вышел, был такой клуб в Москве (произносит с южным прононсом, делая
ударение на последний слог) "Дяхилево" был, но сгорел. И для этого клуба мы
специально делали попсовый ремикс на эту песню, в духе заведения, но в итоге,
как обычно, получилось напротив, жестко чересчур. (Мы слушаем
ремикс, я подмечаю, действительно мастерскую работу с исходным материалом,
вполне возможно, что в таком электро-рокерском ключе на густой подложке из
тек-хауса и звучали бы сегодня Depeche Mode, решив переписать старые вещи.
Впрочем, Хуман и команда сделали это за них - все инструментальные партии были
переиграны вживую, а лишь затем на них была наложена концертная аккапелла
песни).
Звуки.RU: И чем все закончилось?
Хуман: Да ничем, его так ни разу и не
сыграли в клубе, затем я все время пытался пробить права на ремикс, Mute пару
раз подписал что нужно, а потом все заглохло. Забавно, что известный диджей
Timo Maas создавал свой ремикс параллельно с нашим в 2006ом году, но в
итоге на
вечеринках он ставил нашу версию.
Звуки.RU: Наша клубная сцена сильно
отличается от того, что ты видел на Западе, допустим, во Франции?
Хуман:
Принципиально. То что у них модно сейчас, у нас будет греметь через год или
через два. Это про массовые явления, конечно, всякие актуальные штучки в
гомеопатических порциях присутствуют всегда и везде, но это лишь узкий слой
достаточно продвинутой аудитория, в основном столичной.
Звуки.RU: Ну получается
что вам тяжело приходится, чтобы попадать в ногу со временем и в России и в
Европе.
Хуман: Да, причем не просто попадать в ногу со временем, а делать
нечто совершенно альтернативное, что устраивало бы и нашу публику и западную.
Звуки.RU: Чтобы все это провернуть у вас должна быть богатая концепция.
Хуман:
Да, общий стержень есть абсолютно у всех групп, это наша основная фишка. Двумя
словами это можно охарактеризовать так: "Панк и сказка". То есть смешение вот
этих двух начал и дает ту музыку, которую мы выпускаем - панк с точки зрения
драйва, мощи, подачи, сделай-сам этики, а сказка это что-то удивительное,
волшебное, что задевает наши детские эмоции, раскрывает человеческую душу. И по
звуку мы кое-где делаем общие моменты, компрессию там выставляем одинаковую и
прочее, чтобы гармоничнее слушалось, был свой фирменный почерк.
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)