За два года, прошедшие с появления слова "ню-рейв", оно так и не получило точного определения. Однако прогнозы тех, кто называл его развлечением на один сезон, не сбылись: стало ясно, что бесследно исчезать ню-рейв пока что не собирается. Так что нам еще придется иметь с ним дело - а, значит, лучше как следует разобраться, что же мы все-таки про него знаем.
Откуда взялось само слово? Впервые оно прозвучало в 2006-м, когда группа
Klaxons попыталась охарактеризовать свое творчество в интервью журналу
"NME". По сути, это было шуткой и игрой слов - "new rave" не только
означает "новый рейв", но и звучит похоже на "new wave" (впрочем, "new rave"
зачастую стали писать как "nu rave", и среди русскоязычной аудитории прижился
как раз "ню-рейв" вместо "нью-рейва"). "NME" же на полном серьезе подхватил
идею, организовал тур "New Rave Revolution" и позвал группу в качестве
хедлайнера (а на разогреве выступали играющие в том же духе Shitdisco и
Datarock). Однако участники Klaxons, хоть и придумали термин, первыми
начали от него открещиваться и говорить, что их неправильно поняли: мол,
сравнивая себя с рейверами, они имели в виду не музыкальное сходство, а
ощущение вечеринки.
Критиковали новое определение не только его авторы, но и все, кому не лень.
Говорили, что никакого явления не существует, а просто "NME" притянул к Klaxons
за уши пару немного похожих групп, чтобы создать видимость революции и поднять
тираж. Заявляли, что в новом слове нет необходимости, потому что оно означает
ровно то же самое, что и "диско-панк". Утверждали, что слово имеет право на
существование, но в отношении моды, а не музыки: по звучанию Klaxons ничего
общего с "настоящим" рейвом не имеют, а вот визуальную составляющую переняли.
Вся эта критика, безусловно, отчасти верна - но стоит учесть одно
обстоятельство. Само слово "рейв" - тоже вовсе не название музыкального
направления. Изначально им называли вечеринки конца 80-х - начала 90-х, на
которых танцевали под электронную музыку. Однако постепенно слово стало
применяться и к самой музыке, там игравшей, так что сегодня, говоря о
"рейв-музыке", люди понимают друг друга - хотя в зависимости от ситуации это
может означать и британский эйсид-хаус, и немецкое техно. Точно так же и
"ню-рейв" звучать может очень по-разному, но связан хронологически, а также
тем, что играющих его музыкантов можно назвать одной тусовкой: они знают друг
друга, попадают на одни сборники, издаются на одних лейблах и делят одну
аудиторию. Так что слово вполне имеет право на жизнь - просто скрывается за ним
явление, а не направление.
Что же это за явление? По сути, у него две больших ветви. Первая по звучанию
представляет собой диско-панк - напористый и крикливый танцевальный рок с
электронными вкраплениями. Диско-панк стал известен еще в 2003-м вместе с
успехом сингла "House Of Jealous Lovers" американцев The Rapture.
Ню-рейверы же добавили к этому звучанию рейв-эстетику - светящиеся палочки,
кислотные цвета, желтые смайлики на одежде - и некоторые мелочи вроде каверов
на рейв-классику. Кроме уже упомянутых групп, в числе использующих такое
звучание стоит назвать Hadouken! и These New Puritans. Вторая
ветвь - электро-хаусовые проекты. Равняются они, в первую очередь, на дуэт
Daft Punk, и сами обычно тоже состоят из двух человек; в числе таких
дуэтов - немецкий Digitalism, английский Simian Mobile Disco и
канадский MSTRKRFT. Самым же известным из них стал Justice - дуэт
французский, как те же Daft Punk.
Звучат эти две версии ню-рейва совсем по-разному - как же они образуют одно
целое? Во-первых, хаус-представители охотно ремикшируют диско-панковых
музыкантов, а потом еще и используют полученные ремиксы в своих ди-джейских
сетах. И, во-вторых, они близки идеологически: обе версии находятся между роком
и электронной клубной музыкой, просто идут к центру с разных сторон.
Диско-панковые музыканты добавили к року немного электроники и сместили акценты
с содержания песен на их звучание, электро-хаусовые охотно разбавляют
синтезированный звук вокалом и играют живьем. Причем порой происходят даже
перемещения между двумя лагерями: участники Simian Mobile Disco раньше играли в
рок-группе Simian, а Does It Offend You, Yeah? чередуют оба
подхода, успевая в перерывах еще и ремикшировать других.
Какие еще имена и названия стоит знать? Почву для ню-рейва во многом подготовил
пухлый американец Джеймс Мерфи (James Murphy). Он был одним из
основателей лейбла DFA Records, на который подписаны The Rapture, однако
сам же и затмил их по популярности - его проект LCD Soundsystem снискал
любовь критики и обычных слушателей, сделав диско-панк популярным. Значимую
роль для хаус-версии ню-рейва сыграли французские лейблы Kitsune Music и
Ed Banger - первый в числе прочего выпускал записи Digitalism, а второй
Justice. А вот многие гитарные ню-рейверы, в отличие от электронных,
расползлись по крупным лейблам.
Появилось несколько ню-рейвовых сборников, дающих неплохое представление об
общей картине. Первым из них, вероятно, был диск "Dancefloor Distortion"
(приложенный к одному из номеров все того же "NME"), треки на котором были
сведены в один микс участниками Simian Mobile Disco. Когда он выходил, еще
могло показаться, что журнал взял пару групп, а дальше старательно добивал диск
всем подряд - но позже некоторые из представленных на диске музыкантов,
выпустив больше материала, сами стали известными ню-рейверами. Подобный микс с
говорящим названием "Rock The Rave" был приложен и к журналу о клубной
музыке "Mixmag", но там за сведение отвечали уже Digitalism.
Trash Fashion - одна из немногих групп, кто, находясь в ню-рейве с
самого начала, до сих пор не выпустил дебютный альбом. Однако в танцевальной
музыке очень важны синглы, и гимном всего ню-рейва можно назвать именно их трек
"It's A Rave Dave".
Есть некоторые группы, принадлежность которых к ню-рейву спорна - например,
Crystal Castles нередко к нему причисляют, но их восьмибитные кричалки
звучат слишком резко и нервно для веселой вечеринки, так что из общего ряда они
выпадают. The Teenagers, напротив, слишком мягкие - танцевать под них
можно, но напора Klaxons и Shitdisco в их музыке не найти, скорее это просто
танцевальная поп-музыка. А есть и современная танцевальная музыка, которая тоже
совмещает синтезированные звуки с живыми, но к не имеет отношения к ню-рейву и
не оказывается к нему причислена - например, электроклэш-проекты вроде Fischerspooner.
Как обстоят дела с ню-рейвом в России? Если в других случаях музыка нередко
доходила до нашей страны с некоторым опозданием, то здесь такой задержки не
было. В результате к нам уже вовсю возят ню-рейв-группы, пусть и не с сольными
концертами, а на фестивали: на "Avant Fest" приезжали Shitdisco, на
"Stereoleto" - Datarock, на "Пикник Афиши" - Late Of The Pier, а на
"RAMP" в этом году привозят флагманов-зачинщиков
Klaxons. Однако собственных героев в стране почему-то не появляется: группы
Cheese People, Наркотики и Yogo! Yogo! порой называют
ню-рейвом, однако это все же выглядит не вполне корректным. В результате чуть
ли не ближе всех к ню-рейву подошли Би-2: сначала на альбоме
"Молоко" они вплотную занялись диско-панком, а затем на сборнике
"Нечетный Воин 2" песню "Все, Как Он Сказал" при помощи Антона
Севидова снабдили электро-хаусовым ремиксом.
Каковы перспективы? Определенную популярность ню-рейв уже получил, но по-настоящему масштабным явлением - таким, как оригинальные рейвы в свое время, с многотысячными танцами по всей Европе и массовой эйфорией - ему явно не стать. И похоже на то, что относительным успехом он обязан воцарившемуся в последние годы безрыбью: масштабных музыкальных явлений, в общем-то, давно уже не было. Чем занять себя молодежи, когда ничего значимого в ее мире не происходит? Бездумно веселиться всю ночь напролет, чем ню-рейверы и занимаются - по той причине, что не находят ничего лучше. В общем-то, курс на вечеринки и танцы сейчас вообще главенствует в молодежной музыке: Franz Ferdinand и им подобные стремятся играть рок так энергично, чтобы на месте не сиделось, Bloc Party на третьем альбоме из рок-группы превратились в танцевальный проект, даже мягкий инди-поп силами групп вроде Hot Chip и Black Kids теперь умудряется заманивать людей на танцполы. В этом нет ничего плохого, и интересных музыкантов в сегодняшней танцевальной волне хватает - но возникает впечатление, что это музыка детей, сходящих с ума от того, что им нечего больше хотеть. Если же завтра безрыбье прервется, и появится новое по-настоящему популярное направление - вполне вероятно, что большинство сегодняшних приверженцев ню-рейва тут же о нем позабудет.
1946 – Родилась Марианна Фейтфулл - певица, поэтесса и муза The Rolling Stones »»
1965 – Родился Брайан "Декстер" Холланд - вокалист и гитарист американской панк-группы Offspring »»
Ed BRUCE (1939)
Ray THOMAS (1941)
Rick DANKO (1943)
Marianne FAITHFULL (1946)
Cozy POWELL (1947)
Charles MANN (1949)
Yvonne ELLIMAN (1951)
C.J. MACKINTOSH (1962)