ФЕСТИВАЛЬ  EXIT-2008, день 1. У вас всегда есть Выход.

Они соседи: венгерский "Sziget" и сербский "EXIT". Но разница в возрасте позволила организаторам фестиваля в Нови Саде перенять опыт коллег, не повторив попутно массы ошибок. Наш первый репортаж с EXIT-2008: Sven Vath, The Streets, Zdob Si Zdub, N.E.R.D. и другие ночные жители...

Они соседи: венгерский Sziget и сербский EXIT. История "Сигета" уже неуклонно приближается к 20 годам, в то время как его молодой "собрат" будет в 2010 году отмечать свой первый круглый юбилей. И нельзя не отметить, что разница в возрасте фестов позволила организаторам "Экзита" во многом перенять опыт коллег, не повторив попутно массы ошибок.
Места для обоих фестивалей выбирали по принципу "живописно и досягаемо": оба феста проходят в центре города, но на закрытых площадках. Один- на острове, второй - в древней крепости Петроварадин. Однако именно этот принцип работает в итоге как естественный ограничитель: ни на остров. ни в крепость невозможно набить больше народу, чем они способны вместить. В результате Sziget в этом году пошел на сокращение площади фестиваля и длительности программы, сделав "нулевой" день по отдельным билетам, а "Exit", наоборот, увеличил длительность прохождения праздника на одну ночь. В отличие от "Сигета", "Экзит" плохо масштабируется (в городе мало гостиниц, домики маленькие и трогательные, а после каждого фестиваля власти Сербии выделяют крепости средства в размере 400 000 евро на реставрацию - но очевидно, что ежегодно толпа и мегаватты звука наносят памятнику архитектуры гораздо больший урон), поэтому он сделал ставку на некоторую элитарность контента и уровень сервиса.
Тут гораздо больше ночных программ, основной упор делается на ночные техно-рэйвы. В то время как Sziget засыпает в 4-5 утра, на Exit веселье продолжается до 7-8. Это работает - как "работает" и сама площадка, в которой масса укромных уголков, улочек и небольших площадей, на которых удобно расположились два десятка сцен с разнообразной музыкой. Минимум пыли - большая часть крепости вымощена брусчаткой. Даже если идет дождь, здесь невозможно "утонуть", так как крепость расположена высоко на горе и обладает хорошей системой водостоков.
Отдельная история с подавлением агрессивности публики: Sziget стремится разнообразить досуг людей "тарзанками" и разнообразными околоспортивными чемпионатами, а Exit просто не дает им напиваться: шмон на входе зверский, а для любителей выпить тут в ходу специальные "token-деньги", на которые покупаются напитки. И если вы перебрали, вам могут просто не продать спиртное. Словом, сербский фестиваль - это гораздо больше "про музыку", что хорошо усвоили неуклонно обживающие его просторы англичане, французы и немцы, а посему мы наблюдаем, фактически, начало заката империи и разграбление ее варварами.

В первый день мы попадаем в крепость дважды: утром - чтобы получить аккредитации и осмотреться, вечером - работать и танцевать. По дороге осматриваем город Нови Сад - типичный небольшой европейский город с обязательным "историческим центром" и ратушной площадью. Процесс аккредитации и получения электронных билетов занимает, в общей сложности, минут 10. После внушительной сиесты, уже вечером, мы попадаем в бодрую толпу, направляющую свои стопы к Дунаю.

Открытие мы законно пропускаем: традиционно все фестивали открывают местные группы, игра которых не отличается разнообразием. А у нас впереди целая ночь, нужны силы. Мы попадаем в крепость в 9 вечера, когда на главной сцене начинает рубиться группа Nightwish с новой вокалисткой. Понаблюдав рыжую девицу в розовой кофточке, которая силится петь "глубоким и низким сопрано", а получает на выходе полный пшик, мы дружно решаем, что не будем бередить память о "золотом" составе с Тарьей. Для нас, консерваторов, все сравнения с новой вокалисткой - не в пользу последней. Разворачиваемся и идем на разведку: изучаем наиболее удобные подходы к разным сценам, ппутно отмечая, что самая разнообразная программа - на сцене Fusion, а до металлической площадки можно дойти через удобный туннель под холмом. Правда, по дороге можно запросто оглохнуть: местная неформальная традиция предписывает всем, кто проходит этот туннель, скупо освещенный парой дохлых лампочек, достать свисток или трещотку, или просто громко орать.

В 11 на Main stage гремит салют - не только классное шоу, но и креативный способ занять толпу в перерыве между настройкой. Под завершающие залпы начинает свое выступление N.E.R.D. - презабавнейшая формация, чья музыка - микс из рэпа, гитарных запилов в духе, прости господи, Slayer, а также цитат из рок-классики и просто классики.
Рэпа при этом, кстати, никто не отменял, и "качает" команда, при всех своих вывертах, весьма прилично. Но когда барабанщик начинает выстукивать в качестве вступления к очередной композиции характерный рисунок "Болеро" Равеля, мы страшно веселимся: маскировка "под народ" ребятам удалась. Публика танцует и послушно подпевает "О-уе, о-уе" по команде обоих MC, а во время знаменитой композиции "All the Girls Standing in the Line for the Bathroom" на поле начинается сеанс всеобщего помешательства.

На Fusion с перехлестом на 20 минут начинается сет Zdob Si Zdub, и в этот раз наши любимцы, к сожалению, "не прокачали" народ. Толпа перед сценой более чем скромная, танцует только пара десятков людей у сцены.
Виной тому, видимо, программа, которую Роман Ягупов сотоварищи составили из довольно однообразных и не очень "острых" вещей: начали со старенькой "Примавары" и прошлись по композициям с последнего альбома, однако на выкрики "Здоб Ши Здуб и экстремале" и призывные удары в ягуповский барабанчик отклик был удручающе неэкстремальный. Поскучав у Fusion минут 20, мы разочарованно уходим.


Зато следующим на поле Main stage нарисовалось "дитя кварталов" - The Streets. Это снова хип-хоп и r'n'b, но много заимствовавший у поп-рока и замешанный на довольно узнаваемых, ярких мелодиях. Не будучи знатоком творчества Майка Скиннера (Mike Skinner) и его диких бирмингемских друзей, я с радостью отмечаю, что некоторые вещи команды (типа "Has It Come To This") я неоднократно слышала. А на заднем плане вдруг мелькает знакомый силуэт - да это же наш старый хнакомый Морган Николлс (Morgan Nicholls) из Muse!
Скиннер делает с народом, что хочет: то заставляет прыгать до небес, то, наоборот, усаживает всех на корточки или ставит на четвереньки. Что интересно - почти все на поле (кроме фотографов, которые немедленно пользуются случаем и начинают снимать) исполняют приказы музыкантов!

Ночь в разгаре, но мы полны решимости дожить до утра. Интересно, что количество народа после полуночи не только не убывает, но и, напротив, продолжает увеличиваться. Однако и сейчас в крепости можно найти сравнительно безлюдные места. Мы устраиваемся в кафе с видом на Дунай и панораму города, где играет цыганский фолк и на большом экране десятку людей показывают бартоновский "Труп невесты". Кратко перекусив и понаблюдав уже набитую до отказа Fuson (там выступает сербский суперстар-хип-хоп бэнд Bad Copy, и все поле ходуном ходит от народного единения), мы отправляемся на сет, который призван убить нас.

На Dance stage в 2 часа ночи начался трехчасовой сет легендарного немецкого мага техно & транса - Свена Вата (Sven Vath). Этот мужик играет актуальную электронику с 80-х, о его тридцатичасовых сетах ходят легенды. В этом году на Dance также ожидается Miss Kittin' c dj-сетом, поэтому нам, конечно, интересно, появятся ли старые друзья на одной сцене. К сожалению, не появились.
Зато из нафталина 90-х были неожиданно вытащены герои альбома "The Harlequin, The Robot and the Ballet Dancer". И балерины, и роботы с компьютерами на головах передвигались по сцене под знакомые боевики "Robot" и "The Beauty and the Beast", исполненные в очень жесткой, лаконичной версии: балерины (go-go girls) бешено вращались и выделывали пластичные па, роботы двигались характерной "лунной походкой". Еще через час последовали "Dance Departament" и "Fusion". Над стенами крепости занимался рассвет, а здесь рейв был в разгаре - и Свен органично переходил от классического техно и простых ритмов в духе Kraftwerk к дип-хаусу, заставляя людское море то затихать, но вновь бушевать... Такое впечатление, что 20 тысяч человек одновременно стали гостями Сocoon-party.

Однако впереди - еще три полноценных фестивальных дня, и я полагаю, что первый из них выдался крайне насыщенным. Продолжение следует...

11.07.2008, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: