Они соседи: венгерский Sziget и сербский
EXIT. История "Сигета" уже неуклонно
приближается к 20 годам, в то время как
его молодой "собрат" будет в 2010 году отмечать свой первый круглый юбилей. И
нельзя не отметить, что разница в
возрасте фестов позволила организаторам "Экзита" во многом перенять опыт
коллег, не
повторив попутно массы ошибок.
Места для обоих фестивалей выбирали по принципу "живописно и досягаемо":
оба феста проходят в центре города,
но на закрытых площадках. Один- на острове, второй - в древней крепости
Петроварадин. Однако именно этот принцип
работает в итоге как естественный ограничитель: ни на остров. ни в крепость
невозможно набить больше народу, чем они
способны вместить. В результате Sziget в этом году пошел на сокращение площади
фестиваля и длительности программы,
сделав "нулевой" день по отдельным билетам, а "Exit", наоборот, увеличил
длительность прохождения праздника на одну
ночь. В отличие от "Сигета", "Экзит" плохо масштабируется (в городе мало
гостиниц, домики маленькие и трогательные, а
после каждого фестиваля власти Сербии выделяют крепости средства в размере 400
000 евро на реставрацию - но очевидно,
что ежегодно толпа и мегаватты звука наносят памятнику архитектуры гораздо
больший урон), поэтому он сделал ставку на
некоторую элитарность контента и уровень сервиса.
Тут гораздо больше ночных
программ, основной упор делается на
ночные техно-рэйвы. В то время как Sziget засыпает в 4-5 утра, на Exit веселье
продолжается до 7-8. Это работает -
как "работает" и сама площадка, в которой масса укромных уголков, улочек и
небольших площадей, на которых удобно
расположились два десятка сцен с разнообразной музыкой. Минимум пыли - большая
часть крепости вымощена брусчаткой.
Даже если идет дождь, здесь невозможно "утонуть", так как крепость расположена
высоко на горе и обладает хорошей
системой водостоков.
Отдельная история с подавлением агрессивности публики:
Sziget стремится разнообразить досуг
людей "тарзанками" и разнообразными околоспортивными чемпионатами, а Exit
просто не дает им напиваться: шмон на входе
зверский, а для любителей выпить тут в ходу специальные "token-деньги", на
которые покупаются напитки. И если вы
перебрали, вам могут просто не продать спиртное. Словом, сербский фестиваль -
это гораздо больше "про музыку", что
хорошо усвоили неуклонно обживающие его просторы англичане, французы и немцы, а
посему мы наблюдаем, фактически,
начало заката империи и разграбление ее варварами.
В первый день мы попадаем в крепость дважды: утром - чтобы получить аккредитации и осмотреться, вечером - работать и танцевать. По дороге осматриваем город Нови Сад - типичный небольшой европейский город с обязательным "историческим центром" и ратушной площадью. Процесс аккредитации и получения электронных билетов занимает, в общей сложности, минут 10. После внушительной сиесты, уже вечером, мы попадаем в бодрую толпу, направляющую свои стопы к Дунаю.
Открытие мы законно пропускаем: традиционно все фестивали открывают местные группы, игра которых не отличается разнообразием. А у нас впереди целая ночь, нужны силы. Мы попадаем в крепость в 9 вечера, когда на главной сцене начинает рубиться группа Nightwish с новой вокалисткой. Понаблюдав рыжую девицу в розовой кофточке, которая силится петь "глубоким и низким сопрано", а получает на выходе полный пшик, мы дружно решаем, что не будем бередить память о "золотом" составе с Тарьей. Для нас, консерваторов, все сравнения с новой вокалисткой - не в пользу последней. Разворачиваемся и идем на разведку: изучаем наиболее удобные подходы к разным сценам, ппутно отмечая, что самая разнообразная программа - на сцене Fusion, а до металлической площадки можно дойти через удобный туннель под холмом. Правда, по дороге можно запросто оглохнуть: местная неформальная традиция предписывает всем, кто проходит этот туннель, скупо освещенный парой дохлых лампочек, достать свисток или трещотку, или просто громко орать.
В 11 на Main stage гремит салют - не только классное шоу, но и креативный
способ занять толпу в перерыве между
настройкой. Под завершающие залпы начинает свое выступление N.E.R.D. -
презабавнейшая формация, чья музыка -
микс из рэпа, гитарных запилов в духе, прости господи, Slayer, а также
цитат из рок-классики и просто
классики.
Рэпа при этом, кстати, никто не отменял, и "качает" команда, при всех
своих вывертах, весьма прилично. Но
когда барабанщик начинает выстукивать в качестве вступления к очередной
композиции характерный рисунок "Болеро"
Равеля, мы страшно веселимся: маскировка "под народ" ребятам удалась. Публика
танцует и послушно подпевает "О-уе,
о-уе" по команде обоих MC, а во время знаменитой композиции "All the Girls
Standing in the Line for the Bathroom" на поле начинается сеанс
всеобщего помешательства.
На Fusion с перехлестом на 20 минут начинается сет Zdob Si Zdub, и в
этот раз наши любимцы, к сожалению, "не
прокачали" народ. Толпа перед сценой более чем скромная, танцует только пара
десятков людей у сцены.
Виной тому,
видимо, программа, которую Роман Ягупов сотоварищи составили из довольно
однообразных и не очень "острых"
вещей: начали со старенькой "Примавары" и прошлись по композициям с последнего
альбома, однако на выкрики "Здоб Ши
Здуб и экстремале" и призывные удары в ягуповский барабанчик отклик был
удручающе неэкстремальный. Поскучав у Fusion
минут 20, мы разочарованно уходим.
Зато следующим на поле Main stage нарисовалось "дитя кварталов" - The
Streets. Это снова хип-хоп и r'n'b, но
много заимствовавший у поп-рока и замешанный на довольно узнаваемых, ярких
мелодиях. Не будучи знатоком
творчества Майка Скиннера (Mike Skinner) и его диких бирмингемских
друзей, я с радостью отмечаю, что некоторые вещи команды (типа "Has It Come
To This") я неоднократно слышала.
А на заднем плане вдруг мелькает знакомый
силуэт - да это же наш старый хнакомый Морган Николлс (Morgan Nicholls)
из Muse!
Скиннер делает с
народом, что хочет: то заставляет прыгать до небес, то, наоборот, усаживает
всех на корточки или ставит на
четвереньки. Что интересно - почти все на поле (кроме фотографов, которые
немедленно пользуются случаем и начинают
снимать) исполняют приказы музыкантов!
Ночь в разгаре, но мы полны решимости дожить до утра. Интересно, что количество народа после полуночи не только не убывает, но и, напротив, продолжает увеличиваться. Однако и сейчас в крепости можно найти сравнительно безлюдные места. Мы устраиваемся в кафе с видом на Дунай и панораму города, где играет цыганский фолк и на большом экране десятку людей показывают бартоновский "Труп невесты". Кратко перекусив и понаблюдав уже набитую до отказа Fuson (там выступает сербский суперстар-хип-хоп бэнд Bad Copy, и все поле ходуном ходит от народного единения), мы отправляемся на сет, который призван убить нас.
На Dance stage в 2 часа ночи начался трехчасовой сет легендарного немецкого
мага техно & транса - Свена Вата (Sven
Vath). Этот мужик играет актуальную электронику с 80-х, о его
тридцатичасовых сетах ходят легенды. В этом году на Dance также ожидается
Miss Kittin' c dj-сетом, поэтому нам, конечно,
интересно, появятся ли старые друзья на одной сцене. К сожалению, не
появились.
Зато из нафталина 90-х были
неожиданно вытащены герои альбома "The Harlequin, The Robot and the Ballet
Dancer". И балерины, и роботы с
компьютерами на головах передвигались по сцене под знакомые боевики
"Robot" и "The Beauty and the
Beast", исполненные в очень жесткой, лаконичной версии: балерины (go-go
girls) бешено вращались и выделывали
пластичные па, роботы двигались характерной "лунной походкой". Еще через час
последовали "Dance Departament" и
"Fusion". Над стенами крепости занимался рассвет, а здесь рейв был в
разгаре - и Свен органично переходил от
классического техно и простых ритмов в духе Kraftwerk к дип-хаусу,
заставляя людское море то затихать, но
вновь бушевать... Такое впечатление, что 20 тысяч человек одновременно стали
гостями Сocoon-party.
Однако впереди - еще три полноценных фестивальных дня, и я полагаю, что первый из них выдался крайне насыщенным. Продолжение следует...
2012 – Родился Пол Стэнли (настоящее имя - Stanley Harvey Eisen), гитарист и вокалист глэм-группы KISS, выступающий в "звездном" гриме и носящий ник Starchild »»
Ray ANTHONY (1922)
David TUDOR (1926)
Жан-Жак Перре (1929)
Валерий ПОНОМАРЕВ (1943)
Lew SOLOFF (1944)
Eric STEWART (1945)
David LYNCH (1946)
Paul STANLEY (1952)
Derrick GREEN (1971)