И без того привычная уже очередь на входе в
московский клуб Б1 в этот день
словно сошла с ума. Мужчины и женщины всех возрастов, от шестнадцатилетных
подростков в шипастых браслетах до солидного вида пар, пришедших с детьми,
пытались прорваться как можно ближе к входу, хотя до заявленного начала
концерта Сержа Танкяна (Serj Tankian) оставалось еще как минимум
полчаса.
И это неудивительно: улыбчивый бородатый армянин Серж Танкян, или, как
его ласково называли в очереди, "Сережа", обладает нешуточным магнетизмом,
недаром два главных альбома System of A Down так и назывались -
"Гипнотизировать" и "Зачаровывать". Впрочем, удалось ли Танкяну приворожить
столичную публику, благо сеанс опытного чародея был разнесен на два дня? И да,
и нет.
Томящийся от ожидания зал взрывается криками - под стремительное вступление композиции "Empty Walls" на сцену выбежали пятеро музыкантов, одетых в строгие темные костюмы с неизменными цилиндрами, а следом широкими шагами на сцену вышел и сам Серж, одетый в ровно тот же наряд, только белого цвета,- да и шляпа у него была до неприличия потрепанная, но это скорее уж элемент стиля знойного провозвестника конца времен.
Говорить о том, что
происходило в зале в моменты, когда Серж делал даже малейшее движение
кустистыми бровями, не хочется. Ощущение попадания на шоу "давай, кто громче"
не оставляло ни на минуту. В условиях и
без того далеко не идеальной акустики Б1 слушать Сержа было затруднительно:
тысячеголосый ор целиком перекрывал плохо отстроенный звук со сцены.
Хотя о звуке стоит сказать отдельно: он был не просто плох, а редкостно
отвратителен. Все имеющиеся
бутлеги Танкяна убедительно показывают, как должна звучать его группа вживую, и
так она не прозвучала. Кашеобразное месиво из низких частот,
заглушающих вокал Танкяна во всех спокойных местах, "слипшийся" звук гитар... и,
что показательно,
к третьей песне было огромным открытием обнаружить на сцене клавишника. Ведь
если не
смотреть на сцену, его присутствие можно было бы и не заметить.
Впрочем, сразу было понятно, что это представление могло бы быть и пантомимой - там, где Сержа не было слышно, его партию довольно сносно выводил зал, а вот как актер этот Безумный Шляпник оказался просто незаменим. Прыжки, ужимки и гримасы, шестикратное вставание на колени на устланной коврами сцене, восточные танцы, политические речевки, доведенные до такой степени автоматизма, что казалось - перед нами не концерт лидера одного из самых влиятельных рок-коллективов современности, а сеанс stand-up comedy...
Даже сам вид Танкяна: старомодный костюм и потертый цилиндр плюс ломаная, шутовская подача, делали его до мурашек похожим на персонажей фильма Никиты Михалкова "Незаконченная пьеса для механического пианино". К сожалению, поддерживающие Сержа в туре музыканты под общим непереводимым названием Flying Cunts of Chaos вели себя до обидного вяло и серо, играя статично, словно на благотворительном мероприятии средней руки. Сравнивать, увы, есть с чем: не говоря уже о серии потрясающих концертов проходивших в этих же стенах в течении всего года, многочисленные видеорепортажи с концертов Танкяна убедительно демонстрируют, что все могло быть гораздо лучше.
Песен System of A Down музыканты не играли. Впрочем, оно наверное и к лучшему: в таких условиях они бы не прозвучали как нужно, разъезжать по миру с кавер-бендом имени Себя - это совсем уж позорно, да и на сольном альбоме у Танкяна достаточно пусть и не таких зубастых, но хороших песен. Их отыграли все рядком; особенно трогательно Танкян выводил партию женского голоса на столь обожаемой московскими студентками "Lie, Lie, Lie" и (еще раз к вопросу о дикой популярности Сержа в России) распеваемой буквально всем залом "Sky Is Over". Приятным сюрпризом, призванным компенсировать дикую давку, неадекватных фанатов и всего лишь часовую продолжительность выступления, стал изобретательный кавер на "Holiday in Cambodia" классиков панка Dead Kennedys, а потом порадовал экстремальной версией битловской "Girl". Были сыграны и две новые вещи - сайкометалическая "Charades" и забойная "Sounds of War".
Пусть это клише уже неоднократно примерялось на прекрасного армянина, Танкян в очередной раз вызвал ощущение сходства с, простите, поздним Фредди Мерькюри. То же самое фиглярство и клоунада с внутренней слезой, почти что оперные рулады и обильные вокальные милизмы, бесконечное позирование на сцене и агитационный жар... вот только от лидера одной из самых мощных и бескомпромиссных формаций в истории альтернативного рока такого никак не ждешь. Но с другой стороны, чем черт не шутит? Если же Танкян прав, и нас всех действительно ждет культурный и экономический коллапс в ближайшее время, то мы точно можем сказать - отпевали с помпой.
Дата рождения:
21 августа 1967
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)