Перед вами - два очень разных текста, поводом к написанию которых стало трагическое событие: уход из жизни Егора Летова. Автор одной статьи прислал ее в редакцию с пометкой "Я совершенно не настаиваю, чтобы Вы его вешали на "Звуки", но и не послать его я тоже не могу." Автор второй - отказывался писать о Летове. Но в итоге каждый дает нам возможность задуматься об очень важных вещах.
Не
сказать, чтобы я был Настоящим Большим Фанатом
Гражданской Обороны. Я не слушал эту группу в 14-15 лет, когда, по идее, было
самое время. Я с самого раннего детства видел надпись "Гр.Об." на
заборах и стенах домов, однако никогда не писал этой аббревиатуры. Я не пел gод
расстроенную гитару "Все идет по плану". "Лоботомия" и многие
другие знаменитые
песни прошли мимо меня, занятого в то время совсем иным. Однако я склонен считать, что мне повезло. Уже в сознательном возрасте, слушая в основном всяческие хитросплетения Роберта Фриппа (Robert Fripp) и ему подобных, однажды утром в день своего рождения я позвонил другу и попросил купить билет на вечерний концерт "Обороны" в ДК Горбунова. С тех пор творчество Егора Летова заняло серьезное место в моей жизни. Начав с "Долгой Счастливой Жизни", через "Реанимацию" и старые песни к "Зачем снятся сны", я всю дорогу нисколько не сомневался, что имею дело с гением. Какой, к черту, "последний советский панк"? Великий российский поэт и музыкант. Кто-то сказал, что в России было и есть, по гамбургскому счету, только две великих группы - АукцЫон и "Гражданская Оборона". Если быть пристрастным, то я сам найду несколько нестыковок в этом тезисе. Но, по большому счету, этот человек был совершенно прав. Теперь у нас остался один Леонид Федоров - не потерять бы и его. Ведь Егор Летов ушел совсем молодым. Несмотря на то, что "Гражданская Оборона", кажется, была всегда, и обещала оставаться вечной. А теперь, если подумать, хороших рок-музыкантов младше Егора почти и не осталось. Летов, без сомнения, не относился к числу тех творческих людей, которые выверяют свой каждый шаг и "неизменно радуют результатом". Метод Летова был в том, чтобы падать и вставать, снова падать и снова вставать, идти на амбразуру и направляться туда, куда еще не ступала нога человека. И Егор достигал результата. Будучи и по жанру, и по способу жизни выходцем из андеграунда, он находился большую часть жизни на тех вершинах, которые большинству и не снились.
Сложно оценивать такого человека. Наверняка же, будучи в свое время панком,
Летов делал много такого, что в позднем периоде сам для себя считал
неприемлемым. И с точки зрения религии, общественной морали его творчество было
весьма неоднозначно. При этом совершенно никаких сомнений не вызывает то, что Летов
сделал умнее многие тысячи человек, подбросил им какой-то смысл, дал им
какой-то свет, пищу для размышлений. В ночь смерти Летова я читал его интервью на сайте "Гражданской Обороны" и удивлялся: оказывается, Егор ушел очень далеко от того себя, каким он был раньше, и уж тем более от того образа, которым его наградили пресса и общественное мнение.
Он на высоком уровне рассуждал о футболе, прекрасно разбирался в новинках
литературы и авангардной музыки, говорил о своих творческих планах, в числе
которых были новые проекты с братом Сергеем, саксофонистом-прогрессивщиком...
Спокойно и взвешенно, с позиции мудрого и много повидавшего человека, говорил о
смерти и жизни. К примеру, отвечая на вопрос о том, какой опыт дало ему
трехмесячное пребывание в психушке, он отметил: "Один из основных уроков,
что я там получил - перестал бояться смерти, во всяком случае, в гораздо
меньшей степени".
Я просто хочу еще раз подчеркнуть, что масштаб потери мы осознаем далеко не
сразу. Что ушел действительно великий поэт, великий музыкант и один из тех
людей, которыми по праву могла бы гордиться наша страна. Могла бы - но не гордилась. Есть какая-то пугающая символика в том, что в один день отказался от власти Фидель Кастро и умер Егор Летов. Не хочу говорить о том, что революция проиграна навсегда. Все революции неоднозначны. Но мир, боюсь, изменился. Теперь, в эпоху глобализации, интернета и "Фабрик звезд", стать новым Кастро и новым Летовым будет гораздо сложнее. А еще более пугающая символика в том, что у этой страны теперь нет Гражданской Обороны. И никто, кроме нас, в этом не виноват. P.S. Егор Летов похоронен на Старо-Восточном кладбище города Омск рядом с могилой своей матери.
|
Есть такая разновидность споров: когда речь заходит о покойном артисте,
рассуждать, вовремя или не вовремя он умер. Если
оставить за скобками этическую несостоятельность подобных разговоров (ибо никто
и никогда не умирает вовремя - человек или не успел что-то сказать и сделать,
или уже наворотил такого, что не изменишь и не исправишь), то суть их сводится
обычно к тому, ушел ли из жизни музыкант признанным, вкусившим славы и
почестей, реализовавшим свой потенциал и
творческие амбиции - или безвестным, недооцененным, так и не создавшим самые
главные и лучшие свои вещи. И хотя история не знает сослагательного наклонения,
и о событиях неслучившейся части жизни можно лишь гадать - эти гадания
возникают снова и снова. И версии могут быть любыми - от более или менее
обоснованных изучением жизни и творчества объекта до самых фантастических и
спекулятивных. В мировом
рок-мартирологе соседствуют имена людей, вознесенных на пьедестал уже после
смерти, и тех, кто был кумиром миллионов, но оказался забыт чуть ли не сразу
после похорон. То, что Егора Летова будут оплакивать тысячи людей, было ясно еще тогда, когда никто всерьез не задумывался о вероятной дате его смерти. Культовый музыкант, яркая, незаурядная личность - у таких всегда множество почитателей. Как и врагов. Однако когда Летов умер, эти враги повели себя неожиданно прилично: в основном промолчали. Одиночные выкрики в ЖЖ выглядели больше как попытки неумелого эпатажа. Если взять на себя смелость подводить какие-то промежуточные итоги, можно сказать, что это была хорошая смерть и хорошие проводы. И немолодые усталые циники, и юные "гробоманы", считавшиеся всегда чуть ли не самой ужасной разновидностью рок-фанатов, вели себя более чем достойно. Это внушает гораздо большую надежду на долговечность памяти о Летове, чем любые истерики; в этом чувствуется не поклонение идолу, а уважение к творцу, учителю, наставнику. В то, что он жил и пел не зря, иногда с трудом верилось на его концертах, среди беснующейся полупьяной толпы, не видящей, казалось, и не слышащей человека с гитарой на сцене. Теперь в это не только хочется, но и можется верить. Такой вот парадокс. Или тот самый катарсис, о котором неоднократно говорил, писал, пел Егор, и который в последний раз случился с теми, кто его слушал? Но есть одна вопиющая деталь, говорить о которой противно, но необходимо. В ракурсе которой Летов умер просто катастрофически не вовремя. Умри он лет на 15-20 раньше - яростным андеграундным певцом, известным лишь кругу избранных, или же адептом утопического коммунизма, борцом за "солнечные ценности" - ее бы не было. Умри он позже - почтенным панк-мэтром, психоделическим гуру или просто отошедшим от рок-н-ролльных дел философом - ее бы тем более не было. Я говорю о реакции на его смерть нашей бульварной прессы. Которой 15-20 лет назад просто не существовало, и которая, даст бог, вскоре либо захлебнется собственным дерьмом, либо примет хоть сколь-нибудь человеческое обличье. Ибо к тому, что она вытворяет сейчас, слово "человеческое" неприменимо. Надо сказать, что у самого Летова отношения с прессой всегда складывались непросто. В те годы, когда о роке, а тем паче о панке писал всерьез только самиздат, Егор, прекрасно понимая, что продвижение его музыки и идей впрямую связано еще и с печатным словом, все же крайне дозированно давал интервью, половину которых сочинял сам. И дело не только в том, что перестройка до периферии доходила с опозданием на 2-3 года, и даже в конце 80-х за неосторожно сказанное слово можно было нешуточно поплатиться. Дело в том, что Егор в области печатного слова качество предпочитал количеству: нужно было распространять не просто информацию, а правильную информацию. Не только говорить то, что необходимо, но и быть уверенным, что сказанное будет передано без искажений. Так появились знаменитые "ГрОб-хроники" - летопись создания классических альбомов Гражданской Обороны, Коммунизма и ряда побочных проектов, написанная лично Егором и гулявшая в списках по всей стране; иногда она доходила до слушателей даже прежде музыки. Так появились "интервью с самим собой" - их было несколько и не все назывались так, но они до сих пор лучше и полнее прочих повествуют о том, что было для Летова самым важным. Как в искусстве, так и в жизни. В 1993-1995 годах, на пике своего хождения в политику, Егор внезапно обратился к центральной прессе - в основном, в силу момента, не музыкальной. И, соответственно, рассматривался там больше как идеолог, чем как рокер. Результат оказался неоднозначным и, похоже, Летова не совсем устроившим. Во всяком случае, в дальнейшем речь снова шла о Летове-музыканте - уже классике направления, "отце сибирского панка" и так далее - и разговоры эти велись в основном в специализированных изданиях. Контролировать всю эту массу статей и рецензий уже не представлялось возможным, однако в отношении интервью Летов вел себя по-прежнему весьма избирательно, иногда даже предвзято; нужно было заслужить репутацию человека "своего" или, как минимум, "правильно понимающего", чтоб к нему подступиться. Побочным эффектом стала определенная нетерпимость к критике или иронии. Но важнее было то, что в результате информационная цепочка музыкант-журналист-читатель/слушатель - почти не давала искажений в среднем звене. Возможно, именно с целью минимизировать эти искажения Летов, отказывая в интервью даже опытным журналистам, терпеливо отвечал на повторяющиеся и зачастую не самые интеллектуальные вопросы поклонников на своем сайте. Такая стратегия позволила ему практически свести на нет публикации о нем в желтой прессе. Кроме того, такой эпатажный в глазах рок-сообщества персонаж как Летов давал именно для бульварных СМИ слишком мало поводов писать о себе: не тусовался с модными фигурами, не устраивал скандалов и мордобитий в публичных местах, не светился особо в телевизоре и на радио, не получал орденов и приглашений на светские вечеринки, не женился и не разводился по десять раз в год... то есть вел себя неинтересно. Играл концерты и записывал альбомы - только и всего. Для "акул пера" это не пища.
Есть что-то противоестественное в желании обывателя читать в газетах о том, кто
из знаменитостей с кем спит и что ест - но самое малое извращением
представляется желание обо всем этом писать. И не надо говорить, что, мол,
работа такая - работу каждый выбирает себе сам. Иногда в той же желтой прессе
появляются обиженные статьи: артист, мол, избил
журналиста при исполнении последним служебных обязанностей. На проверку всегда
выясняется, какими конкретно были эти обязанности: залезть с камерой в роддом
или в больничную палату, задать при всех интимный вопрос, сказать публично
пакость. В цивилизованном мире на это есть законы о защите чести и
достоинства, о нарушении приватности. У нас об этом пока
можно лишь рассуждать, а на деле - разве что дать в морду. Иногда помогает, но
чаще становится поводом для новой серии статеек.
Музыкальная пресса вела себя по-людски - опубликовала
некрологи или эссе, где речь шла о творчестве, о музыке, о вкладе Летова в
искусство и чьи-то отдельные жизни. Никто и не помыслил сводить какие-то
застарелые счеты или копаться в интимных подробностях. Водораздел прошел по
внутреннему пониманию
сути профессии: доносить до читателя мысль, информацию - или кормить обывателя
жареным. "Читатель ждет" и "пипл хавает" - это разный подход. Cлишком многие
путают журналистов и акул, но отличие в том, что журналистам, наблюдающим
творящиеся ныне вокруг Летова акульи пляски, очень хочется пойти и помыться.
Екатерина БОРИСОВА |
Дата рождения:
10 сентября 1964
Joe MURANYI (1928)
Kenny WHEELER (1930)
Allen TOUSSAINT (1938)
Linda JONES (1944)
Steve JORDAN (1957)
Mike TRAMP (1961)
LL COOL J (1968)
Karen ELSON (1979)