Предыстория: на лайве Chemical Brothers мне уже однажды довелось побывать - они были хедлайнерами позапрошлогоднего фестиваля Sonar. И тогда, в Барселоне, они играли с двух аблетонов микс из хитов, действие на сцене практически отсутствовало,- в общем, впечатление о себе парни оставили совсем не радужное, так что поначалу на их грядущий приезд в Москву я смотрел скептически. Но по мере приближения концерта мой скепсис начал потихоньку таять - всезнающий YouTube показывал на последних лайвах Химиков "рубилово с клавишами". Да и то, что это масштабный стадионный тур, вселяло оптимизм - все-таки фестивальные лайвы частенько бывают урезанными.
В общем, слово за слово, в 20-30 10 октября я стоял перед сценой Б1 и разглядывал гору оборудования. Народу в клубе мало, у сцены толпятся самые преданные фанаты. Разглядывать, определенно, есть что - такого количества железок я не видел, кажется, даже у Жана Мишеля Жарра - две стойки по пять разнокалиберных синтезаторов в каждой, развернуты в зал "лицом". Cверху мигает огоньками не то железный секвенсор, не то драм-машинка, пониже - ряд клавиш. посреди сцены - стол, на нем пульт и еще один клавишный роланд неопознанной модели, скорее всего какой-нибудь JP. Компьютеров нет, ну или как минимум, они хорошо спрятаны. Браво.
Cобирающийся потихоньку народ развлекает неопознанный лысый диджей - играет сначала прог, потом трайбал, потом брейкс, но чем дальше, тем более тупо и навязчиво. Часам к девяти с минутами все желающие, похоже, уже тут - народу примерно как на Йене Брауне - много, но не биток, вполне комфортно. Диджей всё крутит тупь и машет руками, а Химики и не думают вылезать.
Действо начинается только в десять. Под звуки пущенного циклом "No Path to Follow" на сцену наконец выходят манчестерские парни. Лысеющий Том Роуландс (Tom Rowlands) - эх, где же его блондинистая шевелюра?.. - в неизменных очках становится чуть правее, за пультом. Эд Симонс (Ed Simons) остается рулить левой клавишной стойкой и "фронтальным" роландом. Постепенно ритм ускоряется - мне кажется, что вот сейчас они врубят "We Are The Night", но вместо этого братва начинает с "Galvanize" - ход удачный, ибо весь народ эту вещь знает и встречает радостным рёвом.
Версия напоминает "сонаровскую" - чуть более loop-based, вокал слегка "придавлен" и его меньше - во всяком случае, от связных куплетов оставлены одни обрывки. Но кардинальная разница с Сонаром в том, что здесь поверх этой вот танцевальной "болванки" Химики наворачивают само действо - крутят фильтры, играют соло с арпеджиаторами, шумят, сбивают ритм и так далее. Ну и, конечно, у такой масштабной банды дело не обходится без видео. За сценой висит огромный, очень яркий экран (примерно как у Nine Inch Nails, но только ЗА музыкантами, а не перед :).
Ритм всё ускоряется и вторым номером идёт "Burst Genetator" с цветастым
"рейверским" видео. Cледом парни запускают "Do It Again", явно решив с ходу
расшевелить народ хитами. Народ послушно шевелится, благо эту вещь сейчас не
слышал только глухой. Я совсем не поклонник этого сингла, но живое исполнение
завораживает - звук получается сырой, грубоватый, жирный и чуть "расхлябанный"
- слышно, как парни меняют темп, арпеджиаторы не всегда звучат в синхроне, а
необработанные соло торчат из общего микса. Но вся эта неправильность только
усиливает сопричастность, ощущение "лайва". К тому же, Эд и Том очень вольно
обходятся с оригиналами, время от времени корёжа их до неузнаваемости - из "Do
It Again" они минуты на две уходят в злобные эйсидные запилы, а потом под шквал
восторгов возвращаются к основной теме.
На видео тем временем появляется ярко раскрашенный клоун, повторяющий какую-то фразу ("Get yourself high?"), которая звучит и в колонках. Забавный ход. Рейд по хитам продолжается - "Hey Boy Hey Girl", а за ней "All Rights Reversed" и "Out Of Control", превращенные в какой-то адский техно-фарш - вокала то нет вообще, то появлестя искромсанный на кусочки самнер, из-за которого медленно выплывает пущенный лупом вокал Klaxons. "All Rights..." становится кульминацией первого блока - сырая, жесткая и насыщенная шумовыми запилами и клаксоновским воем. Почему-то вспомился Cаша Apparat, рассуждавший на тему "how to play a rockin' set without rockin' music". У химиков получается тотальный рейв, драйва - море.
После такого адского рубилова надо, конечно, чуть сбросить темп и расслабиться, для этого идеально подходит "Star Guitar". Cегодня братья дарят мне одно из главных концертных удовольствий - треки сильно переаранжированы, к тому же идут нон-стопом, поэтому самый большой кайф - выделить из каши первый знаокмый звук и узнать по нему трек, который они собираются вывести. Эд и Том долго "пилят", после чего выключают ритм, оставив только вокал и подложку. Народ, понятное дело, в экстазе.
Дальше - короткая пауза. Не иначе, как банки перегрузить, все-таки памяти в
семплерах не терабайт. Музыка затихает, а довольные Chemicals срывают
аплодисменты. Второй блок начинается с аморфного intro, из которого постепенно
прорезаются знакомые звуки. Это "Surface To Air"! Наконец-то я дождался своих
любимых вещей - именно за такой вот, эйфорически-"дримовый" звук (а совсем не
за блок рокин битс) я люблю эту группу. Эд, крутившийся большей частью вокруг
"роланда", наконец решается подойти к мега-стойке. На клавишах по-прежнему играет
немного, но во всю крутит ручки, руля фильтрами, эффектами и корёжа арпеджио.
Музыка постепенно теряет стройность, и вот уже танцевальный дрим-поп превращается в эйсидное рубилово, из которого вдруг вылезает "Saturate". Эта вещь - мой однозначный фаворит на последнем альбоме, поэтому я в восторге. И вот настаёт тот самый момент, когда минимал-стучалово ("фига в кармане") взрывается фонтаном живых барабанов - эх, кабы еще барабаны были живьем, а не с сэмплера... Но и так ход до крайности эффектный, видео мелькает голубыми искрами, а публика прыгает в экстазе.
Следующим номером - "Believe". Черно-белое видео с крестами, рваные ритмы и очень сырой нойзовый звук. Из-за запилов постепенно выезжает "We Are The Night", но Келе Окерке всё еще надрывает глотку про необходимость во что-то верить. Посреди вещи на экране снова мелькает репитативный клоун с какой-то новой фразой. И напоследок в этом блоке - неожиданная "Golden Path" - опять искромсанный вокал и намеренно затянутые клавишные зависоны.
Пора бы уже и к старью переходить... и тут прямо как по заказу - "Chemical
Beats", почти не измененная по сравнению с оригиналом. Вспоминается середина
девяностых, лайвы Virtual Mode, вечеринки в клубе "Моби дик", ди-джей Duncan,
молодой Джош Винк и словечки вроде "acid breaks" и "hard-hop". Очередной
зависон напоследок - и всё, основной блок закончен. Но явно будет бис.
После
небольшой паузы из тишины появляется одинокий бит и сэмпл из Kraftwerk "Ohm...
ohm... ohm..." - да, "Leave Home" - именно её я ждал в финале. При
словах "The
brothers gonna work it out" - очередной взрыв в зале. Но до финала, как
оказывается, еще далеко - через хип-хоповую сбивку Химики переводят эту вещь в
"Block Rockin Beats", а её - через запил с разгоном и замедлением - в
еще одну
веселую инструменталку.
Вот теперь уже всё. Играли где-то час сорок пять, при этом звучали фактически
одни хиты - нехилый багаж для нестарой в сущности группы. А ведь много чего еще
не было - "Private Psychedelic Reel", "Let Forever Be",
"Setting Sun" и очень
мной любимого свежака "Modern Midnight Conversation". В любом случае, действо
было великолепно - примерно такого я ждал от Orbital, но уж никак не мог
подумать что их для меня заменят Chembros. Было бы, конечно, еще круче вытащить
на сцену всю ораву музыкантов с гитаристами, певцами и барабанщиком и сыграть
это "песня за песней", а не миксом, но это был бы уже другой жанр.
А еще
удивительно, как все-таки железки и вся эта сырость и несинхронность оживляют
музыку. Лайв, который по идеологии был вполне "аблетонным", англичане исполнили
так, что хорошая рок-группа позавидует: не зря эти чуваки играют на стадионах!
Лондонцы The Chemical Brothers были едва ли не первыми "рокерами в электронике". Они не чурались гитар, водили дружбу с Oasis и New Order и, в отличие от The Prodigy, не делали ставку на эпатаж и двигались к успеху поступательно, шаг за шагом.
Дата образования:
1 января 1991
Подробности из жизни:
The Chemical Brothers - английский электронный дуэт
Жанр - биг-бит, электронная музыка, хаус
Состав:
Эд Саймонс (Ed Simons), Том Роулендс (Tom Rowlands)
Дуэт Chemical Brothers появился на свет в Лондоне в 1992 году. Поначалу Том и Эд называли себя The Dust Brothers, однако после иска со стороны одноименного продюсерского дуэта были вынуждены переименоваться. "Химики" двигались в кильватере группы The Prodigy, тоже проповедуя симбиоз электронной музыки и рока, однако если Prodigy были по натуре отъявленными панками, то Chemical Brothers на эпатаж ставки не делали. Они выглядели облагороженными хиппанами, вдохновлялись брит-попом и мэдчестером и водили дружбу с Oasis и New Order. Созданный "братьями" гибрид рока и брейкбита получил название big beat и, подхваченный артистами типа Fatboy Slim, немедленно вошел в моду. Группе посыпались предложения о записи ремиксов для звезд масштаба Primal Scream, Manic Street Preachers, Republica, Sabres of Paradise (лидер которых, Энди…
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)