Артемий Троицкий, которого без преувеличения можно назвать одним из столпов отечественной музыкальной журналистики, вновь заставляет о себе говорить в превосходной степени. Издательство "Амфора" выпустило его книгу "Back in the USSR", своеобразный "отчёт о проделанной работе" в русском рок-подполье. Это переиздание: оригинал увидел свет ещё 1987 году в Лондоне, в нем Троицкий знакомил западный мир с тем, что творилось на наших музыкальных просторах. В интервью "Звукам.Ru" автор практически хрестоматийного труда, вернувшийся к недавно из поездки по российской провинции, рассказал о литературе и телевидении, о России и Москве, о Путине и цензуре, и, наконец, даже о Курёхине и Ласковом мае.
Артем
Троицкий: - Эта книжка на самом деле была выпущена довольно давно. В нашей
стране - под
другим названием, "Рок в союзе". По сравнению с тем изданием, тут
имеются некоторые дополнительные благодарности, предисловия и послесловия.
Кроме того, вот этот дизайн намеренно повторяет английскую книгу "Back in
the USSR", вышедшую в 1987 году...
Я рад на самом деле, что эта книга сейчас переиздается. Хотя совершенно не
уверен, что сейчас она актуальна, многим нужна... Идея переиздания - не моя, это
издательство "Амфора", они такие инициативные люди, знают, что хорошо
продаётся, что плохо лежит. У меня всё плохо лежит, зато хорошо стоит. В общем,
я им очень благодарен за эту идею.
Звуки.Ru: - Чем обусловлен выбор тех артистов, которые были заявлены на презентации книги в "Б2": Ривущие струны, Барто и другие?
Артемий: - Исключительно моим личным вкусом. Вот в этой книге как раз речь идёт о том, как я, будучи молодым восторженным человеком, входил вот в этот самый мир русского, советского рок'н'ролла... Так вот, я влезал в эту музыку, меня это забавляло, удивляло... Я в мгновение ока стал вообще главным в Советском союзе авторитетом в роке. Не потому что был так хорош. А потому что больше никого не было. И всё стало на меня валиться. Приезжали музыканты, "ходоки". Я помогал всем этим группам, был тем, что в наше буржуйское время называют "продюсером". Теперешние продюсеры - это, как правило, зловещие упыри, которые наводняют нашу жизнь максимально говенной музыкой. Я же на этом своём продюсировании ничего не зарабатывал, пребывая в состоянии перманентной влюблённости. Просто старался для них что-то хорошее сделать. А говорю я всё это к тому, что вот те люди, которые выступают сегодня, мне отчасти напоминают мою "клиентуру" 70-х и 80-х годов. Денег в этих ребят вкладывать никто не будет, это не Дима Билан, не чьи-то дочки и любовницы. Но это интересные талантливые артисты, которых можно оценить. Это то лучшее, что приходится по душе лично мне. Я, допускаю, что у нас есть, допустим, какие-то исключительно талантливые, бешеные хэви-металлисты, но я эту музыку не слушаю и вообще не люблю. А вот из того, что я люблю - попса, серф, диско, психоделия, электро-панк - вот в этих стилях это лучшее, что сейчас есть.
Звуки.Ru: - Артемий Кивович, Вы вот недавно в Воронеж ездили, где отыграли целый DJ-сет. Соглашаясь на предложение воронежского клуба, отдавали себе отчет в том, что публика в провинции может просто не принять ту музыку, которую Вы играли, сбежать?
Артемий: - Да конечно. Такие прецеденты в моей небогатой, так скажем, практике уже были. Однажды я проводил DJ-сет в Риге, был он очень экстремальный, такое жёсткое электро. И публику я там конкретно распугал. То есть я думаю, она просто устала. Спустя час танцпол опустел полностью, не осталось ни одного человека, а звучала только бешеная музыка. Люди утомились и свалили. И я очень рад, что в Воронеже публика оказалась более стойкой, и там я даже с удовольствием отыграл лишний час.
Звуки.Ru: - Очевидцы мне рассказали, что сет начался с... Ласкового мая! Это такая тонкая шутка или своеобразная подготовка публики?
Артем Троицкий: - Это была шутка, но шутка, в которой была значительная доля правды. Форматом сета был объявлен электро-панк. А "Ласковый май" (смеётся) - это группа, несомненно, электронная, живые инструменты не звучат. С другой стороны, Разин и эти его сироты были настоящие советские панки. Ну, был, конечно, элемент иронии.
Звуки.Ru: - А в чём в таком случае был панк-протест "Ласкового мая"?
Артем Троицкий: - Это были абсолютно безвестные, провинциальные, не укоренённые молодые люди, которые не имели никакого отношения ни к советской эстраде, отживавшей свой век, ни к русскому року, который был в максимальном фаворе. Аквариум, Наутилус Помпилиус, ДДТ, Алиса и, в первую очередь, Кино чесали по стадионам, это была "гиперпопса" для своего времени. "Ласковый май" был альтернативой русскому рок-истеблишменту. И в этом смысле они настоящие русские Sex Pistols. Также как Sex Pistols вызывают раздражение всяких пинк флойдов, элтонов джонов и прочих сантан, так и русские рокеры с невероятным возмущением восприняли "Ласковый май". Короче, параллель между "Ласковым маем" и Sex Pistols достаточно оправдана.
Звуки.Ru: - Вы вообще часто бываете в провинции? Какие чаще чувства Вас там посещают: умиления или раздражения?
Артем Троицкий: - Я вообще очень люблю русскую провинцию и отношусь к ней гораздо более тепло, чем к Москве и Петербургу. Чувство умиления, комфорта, чувство сочувствия, sorry за тавтологический оборот, возникают у меня гораздо чаще, чем мысли типа "как тут всё убого и скудно" или "как тут вообще люди живут". Я вообще всегда придерживался точки зрения, что жить можно где угодно, независимо от условий. Если у человека достаточно ума, фантазии и творческих сил, можно сделать свою жизнь максимально интересной в любой остановке.
Звуки.Ru: - В последнее время у музыкантов частенько возникает желание завести "домик в деревне" и покинуть суету столиц. Вас не тянет на такие эксперименты?
Артемий: - Я мог бы таким образом куда-то уехать, а мог бы и не уезжать для этого, оставаясь в Москве. Главное, с какой целью это сделать. Если ради отдыха, то я не особо и не устаю. Я (смеется) живой пример известного высказывания о том, что лучший отдых - это смена видов деятельности. Если же уехать, чтобы как-то оздоровиться душевно и телесно, помедитировать, подышать свежим воздухом и заняться спортом... Боюсь, что меня на это никогда не тянуло. Я могу это сделать с одной конкретной целью. Если, допустим, возникнет активное желание сделать какую-то большую работу, скажем, написать книгу, тогда я могу скрыться с глаз долой на три месяца, на полгода, забросить все дела и предаться сочинению нетленки. Очень может быть, что в обозримом будущем это и произойдёт, но пока что у меня слишком много всяких рабочих и семейных забот.
Звуки.Ru: - Согласитесь ли Вы с мнением, что Москва давно уже откололась (по ментальности) от остальной России, Москва "оевропилась"?
Артем Троицкий: - Я считаю, что в Москве действительно возникло много чего-то наносного, западного. В некоторой степени это влияет на стиль жизни, на стиль работы и общения некоторых московских кругов. Московские корпоративные круги стараются жить по-западному. Они стали больше зарабатывать, жизнь стала более подвинченной и отрегулированной в сторону профессиональной деятельности. Досуг стал заметно отличаться от того, что было. Если раньше всё-таки большую часть нерабочего времени проводили где-то в гостях, то теперь - в публичных местах, ресторанах, фитнесах и так далее. Да, это всё имеется, но я бы не сказал, что это имеет какую-то ментальную глубину. Lifestyle и не более того. И поскреби любого самого навороченного русского яппи, вскоре под слоем лоска вы обнаружите простого русского паренька.
Звуки.Ru: - Вы часто общаетесь с иностранцами. Какое у Ваших друзей сейчас мнение о русских и о стране в целом?
Артемий: - Среди иностранцев нет такого общего устоявшегося
взгляда на Россию. Большинство профессионалов видят Россию, в первую очередь,
как страну, где много мутной воды, диковатый рынок и, соответственно, обладая
ноу-хау, связями и настойчивостью, можно заработать много денег. То есть
отношение сугубо утилитарное. У людей же гуманитарного склада отношение к
России скорее опечаленное. Они отмечают, что Россия становится всё менее
русской, что какие-то наши комплексы вроде ксенофобии или пьянства по мере
движения к цивилизованности не то что искореняются, а становятся всё более
усиленными. Русское же государственное, политическое устройство не приводит в
восторг никого.
Я ещё не встречал иностранца, которому бы искреннее нравился
Владимир Путин и то, что сейчас происходит в России, особенно в гуманитарной
сфере. Иностранцам, да не и незашоренным русским тоже понятно, что сейчас у нас
идёт реставрация "совка" со всеми жлобскими, недемократичными и
феодальными синдромами, которые у нас существовали в пору так называемого
развитого социализма. Это видно невооружённым глазом.
Звуки.Ru: - Артемий Кивович, Вы постоянно публично критикуете нынешнюю власть президента и в тоже время говорите о том, что свободы слова в России нет:
Артемий: - Понимаешь, это как когда-то говорил Карл Маркс, что нельзя быть "немножко беременной". Также и у нас - немножко свободы слова у нас есть, но на самом деле это означает, что свободы слова нет. Если нет реальной, универсальной свободы слова, значит её нет вообще. У нас свобода слова существует в каких-то резервациях. Понятно, что у нас есть несколько независимых и вполне свободных печатных изданий, газет и журналов. Понятно, что есть одна такая свободная радиостанция, при этом отчаянно маневрирующая то вправо, то влево - это "Эхо Москвы". Этим скудным списком всё и ограничивается. Важнейший же показатель свободы слова - это свобода электронных СМИ, телевидения, как наиболее влиятельного из них. И я могу совершенно ответственно заявить, что свободы слова на телевидении нет. Имеется и скрытая цензура, и открытая, и коммерческая, идеологическая, и прочая. Ситуацию на ТВ я знаю хорошо и утверждаю об этом довольно уверенно. Там же цензура не только в политических, информационных программах. Она имеется повсюду. Скажем, одна моя подруга сняла фильм про Иосифа Бродского, на основании его переписки. Фильм был широко разрекламирован, его должны были показывать на канале "Культура". В результате то ли не показали вообще, то ли показали с определёнными купюрами. Были вырезаны моменты о высказываниях Бродского о советской власти и русском народе. Это была стопроцентная идеологическая цензура. Ну а то, что я где-то там высказываюсь и меня не сажают, так от меня вреда властям, к сожалению, не много. "Собака лает, караван идёт". Я имею некоторые черты сходства с той моськой, которая лаяла на слона. Но молчать всё равно не собираюсь.
Звуки.Ru: - А правда, что Вы недавно заявили (с определённой долей иронии, конечно) о желании стать президентом России? Случись такое, издавали бы какие-то указы "об ограничении влияния чудовищной попсы на сознание населения страны"?
Артемий: - Скорее, должность президента - единственная, которую я бы согласился бы занять. То есть становиться каким-то министром культуры мне категорически неохота. Я не стал бы издавать указы относительно попсы. Я издал бы указы касательно работы телевидения. Или, по крайней мере, приложил бы усилия, чтобы телевидение из орудия отупления людей стало чем-то мало-мальски честным и просвещенным.
Звуки.Ru: - Вы, как представитель "поколения отцов", много общаетесь с молодыми людьми. Есть ли вообще отличительные качества у этой молодежи? В чем мы проигрываем поколению 70-80х,?
Артемий: - Я не сторонник той точки зрения, что нынешняя молодёжь, скажем так, не чета нам, что она прагматичная и какая-то бездушная, что "им бы только денег заработать". Молодёжь всегда одинаковая, но жизненные обстоятельства заставляют её по-иному действовать. У нынешней молодёжи гораздо больше пространства для манёвра. Мы жили в достаточно чёрно-белой ситуации, теперешняя молодёжь живет по всему спектру. Разумеется, в нынешних рыночных условиях, в условиях максимального простора действия, она должна быть прагматичной, иначе это просто глупо. Не думаю, что у нынешней успешной молодёжи есть какие-то особенные черты в отличие от предыдущего или предпредыдущего поколения. Я считаю, у нас вполне симпатичная молодёжь, а некоторые жлобы, карьеристы, лицемеры были во всех поколениях, не думаю, что процент их сейчас заметно выше, чем в 60-70х.
Звуки.Ru: - Можно ли сказать, что Вы чему-то учитесь у молодых, у своих студентов, которым преподаёте в том же МГУ?
Артемий: - Не сказал бы, что учусь чему-то. Хотя, может, и зря не учусь. Допустим, я никогда не научусь так легко и органично ориентироваться в теперешнем мире высоких технологий, мне это недоступно. С компьютером на "Вы", использую исключительно как средство общения по e-mail, плюс карабканье по некоторым элементарно доступным сайтам. Мобильный телефон я использую просто как телефон в кармане и не более того. Когда я вижу, что даже школьники легко и виртуозно осваивают все вот эти приспособления, я по-хорошему им завидую. Я бы хотел так же, но, боюсь, уже никогда не получится.
Звуки.Ru: - Вообще, возможно ли сейчас нормально существовать в этом мире, оставаясь ламером?
Артемий: - Существовать, естественно, можно. Я вообще думаю, что можно существовать без компьютера, без мобильного телефона, при этом жить модно, вальяжно и получать массу старомодных удовольствий. Дело не в том, можно или нет, в том, что ты теряешь. Сейчас теряешь много и мне от этого, в общем-то, грустновато.
Звуки.Ru: - Стремительное наступление прогресса, проникновение всевозможных новейших технологий чуть ли не под кожу человека, всё это идёт на пользу людям?
Артемий: - Это сложный вопрос, это надо рассматривать дифференцированно. Есть какие-то вещи: ну, тот же Интернет - это огромное благо, это просто лучшее, что произошло с человечеством за последние несколько десятилетий. Многие другие вещи, в частности, возможность контроля, слежки такой тотальной идентификации, вот это меня пугает.
Звуки.Ru: - Интернет Вы считаете единственным шансом для талантливой молодежи пробиться в современных условиях к слушателю, а телевидение навсегда потеряно? Или его никогда и не было как позитивного явления?
Артемий: - Я не знаю, потеряно ли телевидение, но оно никогда такой особой роли не играло, в отличие от радио. Единственным таким периодом, когда телевидение стало важнейшим игроком в музыкальной истории, было начало 80х, бум видеоклипов, появление и бешеный успех MTV. Но вся эта история "закруглилась" спустя полдюжины лет. Сейчас имеется некоторое количество музыкальных кабельных каналов, кроме того, музыкальное видео переместилось в Интернет и такие ресурсы как YouTube, в ближайшее время полностью заменят MTV, МузТВ и так далее. YouTube - более демократичный формат, чем эфирное, спутниковое ТВ, и это будет наиболее полезным для новой музыки.
Звуки.Ru: - Вы как-то обронили фразу о том, что нынешняя, коммерческая цензура - цензура продюсеров - гораздо хуже той, что была во времена Виктора Цоя. И всё же, сейчас вы чувствуете себя комфортнее, вольготнее?..
Артемий: - Нет, но просто коммерческая цензура абсолютно значима, и села своей мерзкой жирной жопой на масс-культуру и на электронные СМИ, ТВ и радио, и там эту жопу не объехать, не проползти. Но, опять же, есть альтернатива, Интернет, живые концерты, даже какие-то лазейки в электронных СМИ, так что ситуация небезнадёжна.
Звуки.Ru: - А Вы бы хотели что-либо донести до нового поколения, своих детей, основываясь на собственном опыте?
Артемий: - Каждый человек индивидуален, а я вообще не сторонник каких-то универсальных рецептов. Я могу дать только один совет - оставаться самим собой, не идти на компромиссы, не прогибаться, как пел Макаревич, под изменчивый мир, идти своей дорогой, своей тропинкой, быть в этом последовательным. Чем меньше народа будет следовать стадному чувству, тем лучше.
Звуки.Ru: - Ваши дети, допустим, никогда не пытались подсесть на музыку, созданную теми, кого вы называете "фабричными уродцами" и им подобным? Пресекали такие попытки?
Артемий: - Я к этому очень спокойно отношусь, в принципе никто из моих детей особым меломаном не является, ни один. Может быть, потому что... (смеется) увидели, что эта музыка сделала со мной. К тому, какую музыку они слушают, я отношусь максимально избираемо. Моя дочка Александра начинала своё музыкальное путешествие с симпатичных детских песенок из советских мультфильмов, всякие чебурашки, весёлые качели и прочие лесные олени. Также слушала и некоторое количество классической музыки, композитора (посмеиваясь и коверкая фамилию) Монстрата. И это было очень хорошо. Потом, разумеется, стали доноситься до неё звуки попсы. В частности, я помню, ей очень понравилась песня под названием, по-моему, "Апельсиновый рай" группы Блестящие. Я был абсолютно не против этого. Знаю совершенно точно: нет способа лучше добиться противоположного результата, чем что-то запрещать. Если бы мои дети были какими-то туповатыми и гиперпослушными, может быть и имело бы смысл сказать "это не слушать, это бяка!". Но я со своими детьми никогда так не общаюсь. Так что пусть все слушают. В конце концов, музыкальные предпочтения - это далеко не самое главное, что имеется предложить человеку.
Звуки.Ru: - Если Ваши дети вдруг захотят жить вне России, как к этому отнесетесь?
Артемий: - Честно говоря, я бы и так хотел, чтобы мои дети жили в России. Это очень тревожная и неблагополучная страна. Я сам к такой жизни приспособлен, уже тёртый калач. За себя мне не страшно. А думая о маленьких детях, особенно о маленьких девочках: я был бы даже рад, если бы они осели в каких-то маленьких европейских странах.
Звуки.Ru: - Вы известны тем, что часто даёте довольно резкие оценки по разным поводам. А как поступаете, когда нет общей точки зрения с друзьями?
Артемий: - Я думаю, что стал мягче в этом смысле. Одним таким уроком послужила мне история с Сергеем Курёхиным. Мы с ним были близкими друзьями. Мы много общались, говорили и он был очень дорогим мне человеком. К сожалению, незадолго до смерти он увлёкся, как известно, каким-то национализмом, какими-то имперскими теориями. Стал очень лояльно отзываться о фашизме. Меня это страшно покоробило. По этому поводу мы с ним сильно разругались. Более того, это потом приняло публичный характер, я резко высказывался в прессе, он резко высказывался обо мне... Короче, дружба врозь, исключительно по вот этим самым политически-идеологическим мотивам. Потом Курёхин взял и очень быстро умер. Мы с ним не попрощались, я не попросил прощения. Был любимый друг Курёхин - и нет любимого друга Курёхина... И вот когда это произошло, я понял, что никакие эти политические вещи не стоят такой драгоценной субстанции, как: как человеческие отношения, как дружба. Так что сейчас я очень спокойно ко всему отношусь. Скажем, многие мои друзья и подруги очень позитивно восприняли фильм "Остров". У меня этот фильм вызвал скорее чувство отторжения и брезгливости, но я ни с кем не проводил никаких особых дискуссий на эту тему. Не нравится, и не нравится. Вам нравится, и слава богу. Всегда лучше, когда что-то нравится, когда есть позитивное чувство.
Звуки.Ru: - Ещё по поводу Курёхина: у Михаила Козырева в его книге описана похожая ситуация разрыва с Кинчевым - тоже из-за всех этих идеологических моментов...
Артем Троицкий: - Ну... нет, не думаю, что здесь то же самое. Не думаю, что они так хорошо дружили, как я с Курёхиным.
Звуки.Ru: - А что слышно о Вашем вокальном проекте с группой Отзвуки Му? (надо сказать, позже в тот вечер коллектив как раз завершал вечеринку, посвящённую выходу книги - Прим. авт.)
Артем Троицкий: - Тут возникла одна проблема с "Отзвуками Му". Дело в том, что эта группа Петром Николаевичем Мамоновым никак не авторизована. Насколько мне известно, наша капустническая деятельность чету Мамоновых очень раздражает. До сих пор повода у Мамонова, бывшего лидера группы и правообладателя, не было повода к нам придраться. Все наши выступления в Москве и Подмосковье были абсолютно бесплатными, мы не зарабатывали на этом денег. То есть это фактически как в караоке, люди взяли и спели песню, устроили застолье и стали горланить. В юридическом отношении то, что мы делаем с "Отзвуками Му, это тоже самое. Но вот если мы едем на гастроли, даже если бесплатно, или нам оплачивают гостиницу, тут уже встаёт вопрос, что это какая-то коммерческая форма деятельности, тут-то опаньки - им мы можем легко встать объектами судебного иска, чего мне бы не хотелось. В принципе, если был бы найден компромисс между Петром и остальной группой, мы могли бы даже начать ездить на гастроли, я думаю, это было бы совершенно не позорно. Но лично я этим компромиссом заниматься не хочу, моё дело тут последнее...
Дата рождения:
16 июня 1955
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)