Концерт Ауцыона в петербургском ДК имени
Ленсовета 21 апреля снимался на видео, так что вы и сами когда-нибудь это
увидите. И огромные фигуры, изображающие букву А, и перевернутых человечков. А
также множество великолепных мужиков, которые пели, танцевали и играли на
музыкальных инструментах. Презентовали альбом "Девушки поют". В данный
момент - главный русский альбом 2007 года.
Диспозиция такова - слева в компании с роялем и, кажется, "Хаммондом",
расположился Джон Медески (John Medeski). За ним спрятался с гитарой
Марк Рибо (Mark Ribot). Рядышком - Владимир Волков со своим
контрабасом. Впереди - Леонид Федоров. И, что характерно, слева весь
остальной Аукцыон в полном составе. Чтобы там не говорилось, но у всех
музыкантов на сцене - далеко не однозначное будущее. Но не забываем, что группа
с буквой Ы в названии - это большая компания. А значит, наши рассуждения об их
карьере - пустота.
Несколько раз за концерт Федоров остается наедине с тремя гостями и
акустической гитарой - чтобы сыграть такие песни, как "Профукал" или
"Ждать". В эти моменты Медески любит брать в руки мелодику - и квартет
превращается в милый уличный оркестрик (не удивлюсь, если они что-то еще вместе
запишут). Рибо иногда выдает романтичные блюзовые соло, Медески предпочитает
отрываться в джазовых импровизациях, Волков продолжает игнорировать любые
правила аккомпанемента. Отличную компанию им составил бы саксофонист Николай
Рубанов - в заглавном треке альбома он играет так, что кажется: поет
человеческий голос.
В полноценном варианте "Аукцыон плюс" звучит чуть хаотично, но просто сказочно.
Такой, наверное, и должна быть свободная музыка. Возникают, правда, какие-то
новые миры для группы - к примеру, песня "Там-дам", грустная баллада со
вполне четким и прямолинейным рисунком. Но при этом на "Девушках" есть и
трек "Дебил" с классической свистопляской и балканским риффом. Но,
похоже, группа теперь - это компания изрядно поживших мужиков.
Заметно, кстати, что, услышав песни, которые ранее можно было скачать в сети в
концертном или студийном варианте, сразу же невероятно проникаешься ими и
начинаешь выпевать слова.
В конце Аукцыон заряжает блок хитов. "Моя любовь", "Осколки" -
любопытно смотреть в это время на гостей - как выпутаются? Зал бурно реагирует
на старые треки - под них можно плясать. А новые песни надо напряженно
слушать... Интересно, что аранжировки получаются настолько плотные, что любые,
даже самые неожиданные паузы незаметны. Казалось бы, после песни "Лети,
лейтенант" надо заканчивать. Но играется "Ждать" и лишь потом группа
выходит на бис - сыграть "Грусть печаль моя" и "Внутри собаки".
Не совсем оптимистичная песня для финала, но вполне адекватная для подобного концерта.
Радиф КАШАПОВ.
|
...И вот, наконец, свершилось: вышел самый долгожданный русский альбом года -
"Девушки поют". Меломаны и эстеты ждали его, кажется, с прошлой весны. Чаще
всего, когда чего-то так долго ждут, это что-то не оправдывает ожиданий, или
оправдывает, но не до конца. АукцЫон взял головокружительно высокую
планку - и
перепрыгнул её с лёгкостью километров этак на сто. 22 апреля (запомните эту
дату - теперь это уже история) в клубе Б1 произошло событие, которое
бесповоротно изменило сознание всех тех, кому посчастливилось быть его
участником. Простые смертные лицезрели Марка Рибо - легендарного гитариста Тома
Уэйтса (хотя, где он только ещё не играл) - и не понимали этого. Простые
смертные слышали клавиши Джона Медески - и не думали об этом. Что уж говорить о
Владимире Волкове... Но важно, что люди услышали такую музыку,
которую они не привыкли слушать - и она им понравилась.
Как уже вскользь упоминалось, концерт был посвящён презентации новой пластинки
АукцЫона "Девушки поют". Для многих, пришедших в Б1 это, наверное было просто
очередным выступлением АукцЫона. Для других многих - ещё и возможность увидеть
западных богов эксперимента в сотрудничестве со своими славянскими братьями. И
те и другие получили в несколько раз больше, чем ожидали. Начать с того,
что шоу было просто потрясающе организовано. Приятно было осознавать, что
Медески с Рибо не каждый день играют в таких концертах. Два огромных экрана по
краям сцены не только показывали артистов - это было смешано с
сюрреалистическим видеорядом и, что уж совсем для меня показалось невероятным -
использовался real-time монтаж. Лица артистов тут же на ходу обводились по
контуру, активно использовалась комбинированная камера, многообразие чисто
киношных эффектов, от простой "крупы" до уже хрестоматийной "трясущейся"
камеры и прочего.
Звук в Б1, пожалуй, лучший из всего, что я когда-либо
слышал в Москве. Вот, собственно, и всё о звуке.
Народу в Б1 набилось прилично. Конечно, не так, как на Ленинград, но и
проект предполагает более разборчивого слушателя. То, к чему пришли сегодня
Фёдоров с Волковым, на этом уровне (как профессионализма, так и известности) не
делает больше никто в России. Для меня было парадоксальным то, что музыка,
которую должна бы слушать кучка эстетов, достигала такого варварски-драйвового
эффекта. Конечно, все ждали "Ждать", которую в феврале выкладывали в
Интернете. И вот дождались - перед бисом все музыканты, кроме
Фёдорова-Медески-Рибо-Волкова ушли со сцены, и зазвучали первые трогательные
аккорды лёньковской гитары, которые зал встретил яростной благодарностью. А
дальше все уже привыкли слышать риф Рибо на флэнжерованной гитаре.
Флэнжерованная гитара осталась, а вот привычный риф совершенно потерял своё
студийное мелодическое обаяние. Пульсация и рисунок остались, а
вот ноты Рибо брал такие, будто на ходу придумывал мелодию. Это было
потрясающе. Чувствовалось, что зал не понимает, что происходит, но драйв уже
подхватил каждого и случилось страшное: в какой-то момент мне показалось, что
все умеют воспринимать не только мелодическую музыку, но и другую... Все могут
воспринимать музыку, которая требует более внимательного вслушивания и
вглядывания, чем то, что крутят по радио, - простите мне этот штамп.
Ведь и Рибо, и Медески, и Волков - это импровизаторы совершенно иного толка,
чем те, к которым привыкли обыкновенные слушатели. Они перед вами не будут
устраивать чудес технической фантазии, не добавят в и без того красивое соло
ещё более украшающих его мелизмов... Они импровизируют не для того, чтобы
показать, что они это умеют: импровизация - способ их искусства, который
заключается в бесконечном поиске. Но тот, кто искренно ищет, разве не
заслуживает более пристального внимания к себе?
То, к чему в музыке давно привык западный слушатель,
постепенно усваивается и нами. То, что раньше воспринималось как камерное -
теперь собирает такие огромные залы. Этой хорошей разной музыки становится
всё больше. И в этом, конечно, заслуга, во многом таких изобретателей музыки,
какими являются АукцЫон. Стас ЕФРОСИНИН
|