Лонни Листон Смит (Lonnie Liston Smith) - один из самых универсальных музыкантов современной музыки. Более четверти века он выступал и записывался вместе с самыми яркими джазовыми артистами (Miles Davis, Pharaoh Sanders, Gato Barbieri и др.), а в середине 1970-х и сам проявил себя в качестве уникального и самостоятельного бэнд-лидера. Он первоклассный клавишник, повлиявший на целое поколение молодых музыкантов, которые заимствовали его уникальную ритмическую свинговою манеру игры.
Лонни родился в Ричмонде, штат Вирджиния, США в музыкальной семье - его отец исполнял госпел в группе Gospel Harmonizing Four. С раннего детства Лонни общался с музыкантами, которые были частыми гостями в доме его отца. В доме было пианино и Лонни начал исследовать возможности этого инструмента значительно раньше, чем ему объяснили, как на нем играть правильно. В старшей школе Лонни впервые услышал саксофониста Чарли Паркера и увлекся современным джазом. Он стал слушать Майлса Дэвиса - с которым впоследствии работал - и Джона Колтрейна. Неудивительно, что его стиль игры на клавишных во многом вдохновлён на игре знаменитых "духовиков", а не известных пианистов того времени: McCoy Tyner, Wynton Kelly, Bud Powell, Horace Silver, Sonny Clark, Thelonius Monk, с музыкой которых он также был знаком, но намеренно пытался не повторять их стиль.
Свою музыкальную карьеру Лонни начал тинейджером, он стал выступать в Балтиморе в качестве сопровождения для исполнителей вроде Ethel Ennis и Betty Carter. Позднее, уже когда он учился в Morgan State University, он присоединился к группе барабанщика Art Blakey Jazz Messengers, и их выступления в Нью-Йорке принесли ему первую славу и возможность записать пластинку с группой. Потом Лонни стал играть в группе барабанщика Max Roach, еще позже два года отыграл с Rahsaan Roland Kirk и записал с ним две пластинки на "Verve" и "Atlantic". Так Лонни достиг статуса одного из самых передовых и ярких клавишников.
В 1968 году Лонни позвонил Фарао Сэндерс и позвал его в свой ансамбль, который был одим из самых заметных коллективов того времени. Сэндерс (который работал с Джоном Колтрейном до его смерти в 1967) в то время, как и сейчас, являлся ярчайшим лидером, расширяющим грани импровизационной музыки. Своих музыкантов Сэндерс призывал творить на месте, без подготовки, и Лонни с радостью принял вызов. Он стал экспериментировать с электрическими клавишными инструментами и создал богатое оформление страстным саксофонным партиям Фарао. Звук Лонни стал неотъемлемой и характерной стороной группы Сэндерса. Позже Лонни предложили присоединиться к группе Майлса Дэвиса, и Лонни попал в марафон студийной работы. Далее Лонни подружился с аргентинским саксофонистом Гато Барбиери, а также гастролировал с такими первоклассными артистами как Ron Carter, Stanley Clarke, Airto, Nana Vasconcelos, Bernard Purdie и John Abercrombie.
Лонни говорит, что именно Майлс Дэвис познакомил его с электро-органом - еще в то время, когда Лонни выступал с Дэвисом, еще до участия в записи альбома Майлса "Big Fun" 1974 года. "Майлс дал мне две ночи, чтобы научиться делать музыку из этой штуковины, - вспоминает Лонни. - Майлс любил новые звуки - именно поэтому ему удавалось делать такую инновационную и свежую музыку".
Продюсер Гато Барбиери, Bob Thiele, заключил первый контракт с Лонни в качестве
соло-артиста, и это принесло Лонни новый
имидж самостоятельного артиста и лидера группы. Его первая сольная пластинка
"Astral Traveling" вышла в 1974 году, а его
третий альбом, "Expansions", окончательно поднял Лонни в ранг важнейших
джазовых музыкантов.
Для 1975 года "Expansions" была глотком свежего воздуха. Пластинка объединила
качественный джаз с уникальными
кроссовер-элементами, и эти новые необычные звуки не загрязнили музыку, а,
наоборот, расширили границы жанра, что в итоге
и привело к современному новому джазу.
Лонни записывал все новые и новые яркие и успешные альбомы, но продолжал и
гастролировать. В том числе он участвовал в
Jazz Explosion Tour вместе со Stanley Turrentine, Freddie Hubbard, Roy
Ayers, Jean Carne, Angela Bofil, Stanley Clarke и
Gato Barbieri.
В 1990-х Лонни участвовал в проекте Guru Jazzmatazz, смешавшем джаз с
хип-хопом, и привлек новую молодую аудиторию. Всю
свою карьеру Лонни работал наравне с великими легендами джаза, а его необычный
композиторский стиль и смелость
использовать новые и неожиданные для своего времени инструменты уже давно
изучаются и адаптируются молодыми музыкантами,
желающими оставить свой след в музыке - от хип-хопа до джаза. Весной 1998 года
Лонни выпустил альбом "Transformation",
который мгновенно стал топовым прогрессив-джаз релизом. Снова и снова Лонни
удается балансировать на грани между
традиционным и современным джазом, постоянно находясь на пике нового звука.
Клуб Б1MAXIMUM
представляет
LONNIE LISTON SMITH
and
THE COSMICS ECHOES
(USA)
20 апреля
Начало в 20.00
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)