Проект Shpongle в так называемой психоделической электронной музыке можно сравнить с группой Metallica в тяжёлой рок-музыке. Вот вроде и не первые, но - почти что самые главные.
Стиль Shpongle охарактеризовать довольно непросто. Некоторые пишут "транс", но это всё равно, что "Металлике" написать "рок". Транс-музыка по современным представлениям подразделяется на дикое количество разнообразных подвидов, в каждом из которых, с одной стороны, свои правила жанра, а с другой - никто никого их соблюдать особо не заставляет. Стиль Shpongle как раз тем и характеризуется, что это не столько произведение в каком-то жанре, сколько выраженный в музыке, скажем так, поток сознания. По всей видимости, к началу XXI века технологии создания музыкальных композиций дошли до того рубежа, когда по желанию автора можно синтезировать абсолютно любой звук и использовать его абсолютно любым образом, не ограничиваясь никакими физическими рамками типа количества струн у гитары. Что придумал - то и сделал. А люди типа участников проекта Shpongle, героически прошедших через многочисленные рейвы, придумывают что-то в этом плане постоянно, у них, можно сказать, в голове всё время раздаются диковинные инструменты и голоса.
В общем, по модерновой классификации музыку Shpongle относят к стилю psychedelic downtempo, по русски, как это ни парадоксально, это переводят как "психоделическое даунтемпо". Только следует делать оговорку, что это не "Шпонгл" вписался в стиль, это скорее стиль вписался в "Шпонгл".
Shpongle как проект состоит из двух человек - англичанина Саймона Посфорда (Simon Posford) и космополита Раджи Рама (Raja Ram, про которого неверно думать, что он индиец, это его просто один гуру в своё время так назвал, с тех пор так и повелось. Родился Рам в Австралии, сначала его звали Рональд Ротфильд, в какой-то момент он стал хиппи и отправился гулять по миру, вернувшись один раз в Мельбурнскую консерваторию для обучения игре на флейте (флейта теперь является визитной карточкой Shpongle). Как и следовало ожидать, поворотной точкой в судьбе Рама стал индийский штат Гоа, центр мирового хиппи-движения, откуда есть пошла не только музыка транс, а чуть ли не добрая половина всей музыки нового времени.
Саймон Посфорд - коренной британец, с малых лет увлёкся всякими синтезаторами, а заодно и разными вызывающими голоса в голове практиками. В процессе творческого развития стал известен прежде всего под псевдонимом своего основного музыкального проекта Hallucinogen. Не прошёл он, разумеется, и мимо Гоа. Того самого Гоа, где в начале 90-х зацвёл буйным цветом так называемый гоа-транс, вокруг которого всё и вертится.
Гоа-транс характеризуется прежде всего ударным битом, "двигателем" всей культуры, заставляющим трансовую молодёжь, что называется, "колбаситься". Именно за этим она приходит на транс-пати, и уже наколбасившись она идёт в "чиллаут", где как раз и гоняют то самое "даунтемпо", потому что отдельно проводить даунтемпо-пати смысла никто не видит. Как таковое "даунтемпо" вряд ли является порождением транс-сцены, а вот "психоделическое даунтемпо" - точно является. Как и куча других стилей, отпочковавшихся от гоа-транса, прежде всего - стиля psychedelic trance, который неискушённый человек от гоа-транса не отличит, а вот знатоки заявляют, что это совершенно разные вещи, а ещё они говорят, что Рам и Посфорд - "отцы" этого стиля.
Другая характерная особенность транс-сцены - аморфность многих проектов: один и тот же участник может быть занятым сразу в нескольких коллективах или самостоятельно выступать под разными именами в разных обстоятельствах; нередки одноразовые проекты, создающиеся для одного альбома или даже для одной композиции. Записью этих проектов занимается огромное количество студий в разных местах мира, среди которых в последнее время всё больший политический вес набирают специалисты из Израиля (флагман израильской электронной сцены - проект Infected Mushroom, приближающийся к "Шпонглу" по легендарности).
Собственно, Рам и Посфорд - изначально именно гоа-трансовые музыканты, "даунтемпо" стало их коньком впоследствии. Посфордовский Hallucinogen - проект достаточно жёсткий, никаким чиллаутом там в оригинале не пахнет. Раджа Рам до "Шпонгла" был знаменит участием в гоа-проекте The Infinity Project, а впоследствии - в проекте 1200 Micrograms, который представляет из себя синтез Рама с его флейтой и достаточно известного гоа-проекта GMS, резидента Ибицы.
Наколбасившись вдоволь, в середине 90-х друзья решили сделать что-нибудь поспокойнее и в 1998 году выпустили альбом "Are You Shpongled?", который стал классикой в мгновение ока. Песня "Divine Moments of Truth" стала гимном психонавтов, а когда через некоторое время один шведский энтузиаст сделал из неё (неавторизованно) флэш-клип flashback.swf, тема изменения сознания с помощью музыки и картинок дошла до широчайших слоёв населения в виде так называемого "интернет-мема"; именно благодаря этому ролику, ссылка на который начала гулять по Интернету, многие люди открыли для себя транс-музыку. Ссылка на "Флэшбэк" побывала даже в таком экзотическом для неё месте, как сайт Алекса Экслера.
Записав первый альбом, друзья отвлеклись на всякие другие занятия (у Посфорда - своя студия Twisted Records, у Рама - TIP.World - кстати, в честь The Infinity Project, который, как говорят, "привёз транс в Великобританию"), а в 2001 году выпустили второй альбом Tales of the Inexpressible, который тоже всем очень сильно понравился. После этого начали ходить слухи, что ребятам надоело и "Шпонгла" как проекта больше не будет.
Пока слухи ходили, популярность обоих альбомов росла дикими темпами, в частности, благодаря тому же "Флэшбэку". Все критики отмечают отменное, выдающееся качество записи, сведения и аранжировок. В альбомах, помимо прочего, много этнического вокала (были привлечены разные сторонние музыканты) и, конечно, флейты. Словами описать музыку Shpongle невозможно, все в основном схематично ограничиваются характеристиками типа "отрыв башки" и "вынос мозга".
В общем, в народе создался ощутимый запрос на третий альбом "Шпонгла", и наши друзья решили не выпендриваться и к началу 2005 года записали его, назвав "Nothing Lasts...But Nothing Is Lost". Альбом произвел фурор. Россия, кстати, тоже оказалась достаточно психоделичной страной и тепло приветствовала Посфорда, когда он приехал выступать в Москву весной 2006 года. По окончании сета народ орал и хлопал, вызывая Саймона на "бис", что для транс-вечеринок, в общем-то, не характерно. Раджа Рам выступал в Москве отдельно уже по осени.
Об альбоме "Nothing Lasts..." тоже долго говорили как о потенциально
последнем. Но нет - совсем недавно появилась информация, что будет и ещё:
говорят, надо ждать начала 2008 года. Будем ждать.
А пока назовём несколько имён для тех, кому понравились вышеназванные альбомы,
но непонятно, куда копать дальше, ведь не "Шпонглом" же единым. Посфордовский
проект Younger Brother (совместно с Бенджи Воганом) как "младший брат"
"Шпонгла" разрабатывает именно эту тему. Другой посфордовский проект называется
Celtic Cross, а ещё есть куча проектов различных соратников "Шпонгла"
(условно говоря, они все там на этой трансовой сцене - соратники). Легендарный
статус приобрёл альбом "Blumenkraft" одного из них, скрывающегося за псевдонимом
Ott. Он же является основным автором ремиксового альбома 2002 года "In
Dub", который хоть и идёт под маркой Hallucinogen, но очень сильно
отличается от собственно оригинального "Галлюциногена". Есть и ещё альбом -
соратник Ott'a по имени Abakus в 2004 году создал альбом "That Much
Closer to the Sun", который на Shpongle не сказать чтобы сильно похож, но
вызывает аддикцию (по собственным наблюдениям автора этих строк) у 90%
прослушавших, даже если они обычно далеки от всей этой музыки. Другие имена -
Bluetech, Shulman, Banco de Gaia, Aes Dana, далее везде; ключевые слова
- psychedelic, downtempo, chillout, ambient, psybient, IDM.
Дата образования:
1 января 1996
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)