Покаянное предисловие:
Репортаж этот чудовищным образом задержался
со своим появлением на свет Божий -
аж на полтора месяца. Виной тому были разные обстоятельства, от нерадивости
автора до коварных сетевых обломов. Автор нижайше просит прощения у всех
заинтересованных сторон, но замечает вдобавок, что буквально перед
окончательной отправкой в редакцию произвел некоторый рерайт - и понял, что
задержка оказалась даже полезной: впечатления утряслись, дефиниции
отформатировались, чуть ли не отлились в чеканную форму. Может быть, та,
первая, свежая версия была непосредственней - как знать.
Intro
На рок-фестивалях я не был лет, наверное, 14 - на фестивалях в том еще, старом,
постперестроечном их понимании, когда они не были парадами приоритетов
популярных радиостанций и манифестами рок-гламура, а были, грубо говоря,
отчетом о проделанной работе, смотром достижений. Удивительно, что стоило мне
подумать об этом, как немедленно подвернулась оказия посмотреть именно на такое
мероприятие - в Екатеринбурге на рубеже предпоследнего и последнего летних
месяцев в течение двух дней должен был пройти фестиваль "Старый новый рок на волне", с довольно мощным пулом
хедлайнеров от Пятницы до Воскресения и большим количеством локальных
групп. Избежать такой возможности - просто-напросто себя не уважать, да и
что-то закис автор в первопрестольной.
День 1
Ночной Екатеринбург встречает нас чистым ночным небом, которое наутро
превращается в "хмарь ужасную" - так пел некогда герой перестроечных фестивалей
Дима Ревякин: Впрочем, кажется, собравшихся на турбазе "Волна"
(собственно, откуда название фестиваля) в живописном лесу на берегу Белоярского
водохранилища (напротив одноименной АЭС), это не смущает. База пестрит
палатками разной степени изношенности, кишит рок-фанатами разных стилей и
направлений (что также определяется визуально), в этих палатках проживаюших и в
данный момент направляюшихся к трем сценам фестиваля.
...У "Старого нового рока", взявшего на себя ответственность за при- и
зауральский регионы, довольно мощный спонсорский пул. На открытие, которое
было ознаменовано выступлением членов
оргкомитета фестиваля Владимира Шахрина и Владимира Бегунова, мы
по независящим от нас причинам не попали, но познакомиться с человеком-взрывом,
на тот момент времени (у него есть и несколько других ипостасей) президентом
"Старого нового рока" и лидером группы Топ Евгением
Горенбургом не преминули. Евгений Львович, улыбчивый и приветливый,
кажется, успевает все на свете - общаться с приезжей прессой, решать
одновременно несколько десятков оргвопросов, отвечать на досужие приставания
музыкантов и сокрушаться о том, что "эх, не повезло с погодой - вот прошлым
летом жара стояла адская, все из воды не вылезали!" .
Ваш покорный слуга
делится с ним одним из старых своих рок-н-ролльных переживаний - с этим городом
у меня связана личная рок-н-ролльная инициация. Ровно 19 лет назад я вез на
такси из аэропорта Домодедово на фестиваль в Черноголовке прилетевшего позже
всех остальных участников Наутилуса Помпилиуса клавишника того, золотого
состава - Алексея Хоменко.
- Да ты что? - удивляется Евгений Львович. - А ну-ка оглянись назад!
И точно! Вот он, за столом, нарезает хлеб - член оргкомитета фестиваля и
одновременно завхоз, ветеран свердловской рок-сцены, участник концертного
состава барда Александра Новикова, неунывающий Алексей Павлович Хоменко. На
главных сценах страны играть или хлеба нарезать - небольшая разница, главное -
дело делать хорошо. Позиция понятная, а главное - очень симпатичная, жаль,
редко встречается...
Все группы на всех трех сценах одновременно отследить невозможно. Мимо главной
сцены маршрут лежит к сцене "Улет фестиваля", где собрались, по мнению
организаторов, наиболее интересные молодые экспериментирущие группы. Финал
выступления челябинской группы Встреча рыбы: трип-хоповая прихотливая
ритмика, неплохой вокалист, отменная солирующая скрипка - группа вполне могла
бы совершить небольшой московский клубный тур, а там, как знать, и перспективы
какие-то открыться могли бы.
Челябинцев сменяют томские DikoBrothers. Ребята одеты в одинаковые
красные футболки с логотипом группы.
Настройка закончена, и томичи начинают лихо нарезать банальный, но веселый и
боевой ска-панк с истошно солирующим саксофоном. Дождь тем временем все
усиливается, но никого это не смущает, в том числе и музыкантов.
На сцене "Энергия" тем временем сменяют друг друга кузнецы тяжмета - только отыграли магнитогорцы Sarcophagus, выбравшие для общения с окружащей вселенной death-metal (а солирует у них, и играет на бас-гитаре, заметим, невысокая веснушчатая девчушка лет девятнадцати - по внешнему виду типичная веселая троечница), и на сцене происходит демонстративно-мрачное шоу екатеринбуржской группы D.N.O. Наблюдать за ним, честно говоря, непросто человеку, находящемуся вне "тяжелой" культуры. А дождь тем временем льет все сильнее, и поэтому знакомство с "Энергией" на этом прекращается. Надо бы где-то погреться, чем Бог послал.
Бог послал комнату отдыха со сдвинутыми койками и настенным обогревателем. На
одной из коек спит Горенбург. Насквозь мокрая куртка определяется на просушку,
хозяин пристраивается рядом, но ни высушиться, ни согреться не удается -
Евгений Львович мгновенно просыпается и тащит на главную сцену смотреть
выступление московской группы Звезда полынь, к которой очевидно неровно
дышит. Ваш покорный слуга - что делать! - бредет следом за этим неуемным
человеком практически под стеной рушащейся с небес воды и оказываюсь рядом с
ним, под навесом пульта. Поэтому есть возможность и видеть, и слышать, не
обращая внимание на погодные условия. А в поле зрения - отличное, сценически
убедительное трио (вокалист, гитарист и барабанщик), которое выдает мощную,
мелодичную и осмысленную рок-музыку с весьма - временами - поэтичными текстами.
Если озаботиться какими-то сравнениями, то в 1996-м похожее впечатление
производил Сплин - с той только разницей, что корни "Звезды Полынь" не так
глубоко уходят в знаменитое прошлое русского рока - группа куда более актуальна
сейчас, чем "Сплин" - тогда. У парней очень серьезное будущее - если, конечно,
не оступятся на каком-нибудь повороте.
Следом - прогремевшие по весне местные рок-герои КедрыВыдры. Выглядят вполне
эффектно, но по накалу и подаче своих вполне милых песен, легко вписывающихся
в стандарты рокапопса, сильно уступали "Полыни". Михаила Лузина, конечно,
встречали восторженно, но, на мой взгляд, с некоторым преувеличением.
Презрев стихию, на сцену поднимаются люди в агрессивно летних одеяниях -
полосатых и белых пиджаках, в легких брюках и темных очках, а за ними -
стройные длинноногие барышни в мини-юбках! Это группа Корпорация V дает
погоде понять, что ей, группе, погода нипочем - и начинает свой безумно
энергичный, эклектичный и немного разухабистый сет, чем-то напомнивший мне
выступление Бригады С на Подольском фестивале 1987 года: все красиво и
профессионально, никакой лажи... а зачем - непонятно. Одна только мысль мучает
вашего покорного во время выступления "Корпорации": девчонкам ведь холодно...
Но и эта мысль уходит, поскольку начинается пресс-конференция группы
Наив, и
на веранде уже слышится голос Чачи Иванова:
- Дорога-а-а-я! А вот и я!
Пресс-конференция проходит в приподнятом настроении: прирожденный шоумен, в
иных географических условиях наверняка избравший бы для себя вовсе не клуб
CBGB, а жанр стэндап-комеди, держит пишущую братию в тонусе. И даже прорыв в
пресс-центр и явление пред очи группы в дым пьяного фаната градуса не сбило.
Фанат почему-то начал рассказывать о настойке боярышника, на что Чача бодро ответил:
- Так наливай!
Но фаната увели, и дегустация не удалась.
Отыграл "Наив" так же, как и пообщался с прессой - весело, настойчиво,
предсказуемо, в общем, ничего неожиданного, разве что вот один из особенно
активно слэмовавших в грязи юнош умудрился сломать ногу. Юношу увезли в
больницу, и на ходе дальнейшего веселья этот инцидент не сказался.
Дальше были "Торба-на-Круче", "Lumen"; и новые местные харизматики "Клан Марио Санти";, но от них вашему корреспонденту вновь пришлось сбежать - инстинкт, знаете ди, самосохранения: греться и сушиться. Остались в памяти только кадрики трогательно-акустической 5'nizza в резиновых сапогах - приехав на площадку в кедах, Запорожец и Бабкин развернули транспорт в сторону ближайшего города Заречный и там нашли себе довольно изящную водонепроницаемую обувь (к слову сказать, не одни они такие умные оказались - автохтоны потом говорили, что в Заречном начался резиново-сапожный дефицит). "Постмодернистское КСП с ямайским уклоном", как ни странно, не выглядело потерявшимся на большой сцене фестиваля и было принято на ура - впрочем, кто бы сомневался.
Завершало фестиваль монструозно-архаичное образование Черный кофе. Еще на
пресс-конференции Дмитрий Варшавский поразил коллег тотальным отрицанием
внешних влияний и заявлением о том, что музыку он практически не слушает,
играет то, что ему хочется, на поводу ни у кого не идет, и, значит, так тому и
быть. С дорожки этой сворачивать не намерен. Уловленные вашим корреспондентом
полторы композиции показали - да, так и есть, с 1986 года мало что поменялось.
Посему ваш корреспондент в сумраке ночи на авто, за рулем которого оказывается
все тот же Алексей Павлович Хоменко, отбывает во локальные свояси - заниматься
профилактикой гриппа и прочих потенциальных вирусов.
ДЕНЬ 2
Почти весь второй день ваш покорный слуга восполнял потери дня первого - занимался
гигиеной и осмотром ранее незнакомых ему достопримечательностей Екатеринбурга.
Весьма милый город, знаете ли. То напоминает Москву - гигантомания торгового
центра "Гринвич" сродни "икейному" комплексу, только стоит прямо посреди города
- то оборачивается к тебе почти что древним деревянным домиком из серии
"охраняется государством" (в двух шагах от того же "Гринвича". Город меж тем
отмечает день военно-морского флота, по улицам ездят автомобили с Андреевскими
флагами, ну и тельняшечного народа тоже вдоволь (этот праздник еще аукнется на
фестивале, уже почти ночью). В какой-то момент ваш корреспондент осознает, что
еще полчаса - и на Белоярку можно не ехать. Незачем потому что будет. Стыд и
осознание ответственности перед потенциальной аудиторией выгоняет его с
поднятой рукой на площадку близ памятника основателям города, и вот, спустя
всего лишь пару часов, он оказывается около главной сцены - чистый, теплый и
довольный. Коллеги осуждающе смотрят на него и рассказывают отом, что он
пропустил - речь прежде всего идет о проекте Anatomy Of Soul с новым фронтменом
- он же актер Гоша Куценко. Отзывы разноплановы: от "ему даже петь не
нужно -
просто выходит, и публика его" до "лучше бы и не выходил - какой он, нафиг,
певец!". Вторых, замечу, больше.
А на сцене - Алексей Романов, Андрей Сапунов и Алексей Коробков, то есть
Воскресение. Ваш корреспондент слушает эту группу вот уже 26 лет, а
видит на
разнообразных сценах и в разнообразных инкарнациях полных 17 - и не устал
покамест. Непонятно, что тому причиной, но уж точно не ностальгия. Наверное,
дело в том, что Алексей Дмитриевч Романов не стоит глыбой в стороне от процесса,
не соглашается с тезой "новые песни пишет тот, у кого старые плохие", но и не
торопится. А на выходе - невероятно качественный, выверенный, за-душу-берущий
рок-н-ролл. Не нужно ни героических поз, ни заигрываний с публикой -
"Воскресение" держится на сцене абсолютно естественно, откровенно получает
удовольствие от того, чем занимается - и публика это настроение подхватывает.
Понятно, что статус легенды автоматом подстегивает активность слушателей, но
даже отстранясь от этого статуса видно и слышно, что по части владения
инструментами и одновременно словом с ними мало кого можно поставить рядом.
Ухо, знаете ли, не спотыкается.
Романов на "Старом новом роке" отошел от практики последних лет - играл и пел
стоя, чем немало радовал публику. На открытой сцене, стоящей среди не высохшей
после вчерашнего глины, он выглядел примерно так же, как в каком-нибудь JVL -
делал свое дело. Особенно он разошелся в "Волчьей", которая, казалось, никогда
не кончится, а нежный парафраз Жака Бреля "Не оставь меня" снискал слезы и
овации, и это было правильно.
Правильно, надеюсь, поймет автора и читатель этого репортажа - автор не злой человек и не предубежден против уже упоминавшейся "тяжелой" культуры. Но выступление закрывавшей фестиваль группы Ария он перенес с трудом, все время напоминая себе, что да, Артур Беркут - это тот самый человек, который пел в Автографе. Потому что тот неприятный тип, который кричал со сцены "Привет, братва!" и "Поздравим с праздником наших морячков!", не очень-то напоминал человека, певшего в 1983-м песню памяти Леннона в московском ДК им. Владимира Ильича, под которую взметнулось ввысь несколько сиротливых зажигалок. Честное слово, в Кипелове было (и есть) что-то живое, не просчитанное, не вульгарное - при всей его манерности. Беркут же дает "своего в доску", и выглядит это малопристойно. Ну, а музыкальную специфику жанра обсуждать нет смысла - на вкус и цвет, сами знаете. Публика на поле осталась "своя", и была довольна.
Но было ведь еще и закрытие фестиваля, которое растрогало и растопило пост-арийный лед. Дело все в том - и сейчас ваш корреспондент напишет то, ради чего он, собственно, и мотался в опорный край державы - что в фестивале этом есть какая-то малоуловимая, но отчетливая при этом искренность и свежесть, которой уже давно не пахнут околостоличные open-air'ы сходной направленности. Есть здесь и определенного рода "домашнесть", потому что не приходится с километровой дальности разглядывать сцену в поисках вокалиста: все здесь, все как на ладони. Теплота и домашнесть были в том, как Горенбург озвучивал результаты фестиваля, как награждал дипломантов разными примочками и музинструментами, как, в конце концов, пел традиционную песенку "Соня любит Петю" - фестивальный гимн. Потому что это было то, что нужно - там и тогда.
О Горенбурге вообще стоит спеть отдельную песню - и прологом к ней стали бы ночные посиделки в лучшем екатеринбуржском пабе, где генеральный продюсер "альтернативного" телеканала A1 долго убеждал Евгения Львовича в том, что сейчас всем рулит маркетинг и социология, которых здесь, при всей теплоте и приятности, нет и в помине. Горенбург слушал, кивая головой, с чем-то соглашался, с чем-то мягко спорил, но стоял на своем, не забывая посмеиваться и поддевать собеседника, а также поддерживать общую беседу. С ним хочется соглашаться, и не столько из-за обаяния, сколько из-за его правоты. Потому что далеко не все может быть просчитано, сложено и разделено - у публики есть право на искренность события, и на "Старом новом роке" оно реализуется в полной мере.
Ваш покорный хочет туда вернуться.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)