4 августа дождь в Москве на целый день прекратился:
не иначе как
дальневосточные и африканские боги объединили усилия, чтобы дать достойно
завершить фестиваль "Остров света" в саду "Эрмитаж".
На завершение марафона, растянувшегося на весь июль и начало августа,
устроители - в первую очередь, это Greenwave Music, - приготовили на главной
сцене такую программу: казахи группа Ulytau, буряты
Хуун-Хуур-Ту, американский камерунец Ришар Бона со своей
международной группой. Однако те же самые боги вмешались в расписание таким
образом, что "Хуун-Хуур-Ту", один из главных боевых слонов Greenwave,
пришлось выступать первыми, и они показали всё, на что способны. Для тех, кто
следит за московской сценой world music, их выступление не было откровением -
репертуар квартета из Горного Алтая мало подвержен изменениям, но их слаженное
горловое многоголосье, поддержанное экзотическими струнным и духовыми
инструментами, напоминающими о буддистских дацанах, произвело, как всегда,
мощное впечатление и унесло мысли слушателей далеко в горние выси.
Казахский ансамбль вернул публику с небес на землю. Она сразу встрепенулась от
мощных разрядов электронных клавишных и ритмов, с восточной медитацией
ничего общего не имеющих. "Улутай" смело мешает восточную мелодику с
цитатами из западных классиков - но получается это, увы, скорее в стилистике
Ванессы Мэй (Vanessa Mae). Пока что видно, что у себя дома ансамблю
приходится существовать
в основном на "подножном корме" - то есть работать в ресторанах.
Хочется надеяться, что с переездом группы в Москву (о котором было объявлено со сцены)
положение исправится к лучшему.
Ришар Бона выступал в роли звезды и хэдлайнера. Заслуживает ли такого статуса
замечательный полистилистический бас-гитарист, работавший в качестве сайдемена
с Джо Завинулом, Бобби Макферрином и многими другими - вопрос бессмысленный
вообще, а в данном случае особенно. Это в твердокаменном американоцентричном
шоу-бизе все понятно - есть одна-две мегазвезды, которых старательно
раскручивают американские лейблы-мейджоры, и есть их локализованные
удешевленные копии. А world-сцена - это как бы такой музыкальный аналог
интернета, децентрализованное сообщество с множественностью приоритетов. Как бы
там ни было, Бона показал добротную и очень разнообразную программу, в ходе
которой его "мотало" от настоящей World Music (в том смысле, в
который стал вкладывать в это слово Питер Гэбриел) до старого доброго
джаз-рока, честно воспроизводящего Weather Report, благодаря которому,
собственно говоря, Бона и стал известен.
Фестиваль "Остров света" завершился. Можно подытожить: Сад Эрмитаж
подтвердил свой статус самой влиятельной московской не-попсовой площадки;
"Про-свет" (то есть Дибров и Гребенщиков) и GreenWave
Music -
репутацию неутомимых энтузиастов по-настоящему альтернативной музыки. Будем
надеяться, что начинание будет продолжено, и боги всего мира по-прежнему будут
ему благоволить.
Фёдор Косичкин
|
Погожим пятничным вечером в саду "Эрмитаж" хваленый франко-африканский джазмен
Ришар Бона закрывал фестиваль "Остров света". Достопочтимая публика
наворачивала пирожки с капустой, прогуливаясь со счастливым видом.
В этот день неожиданным и приятным сюрпризом стало заметное
сокращение мест для очень важных персон и увеличения жизненного пространства
для персон простых, но умеющих танцевать.
Музыкальное действо должно было принести неслыханное удовольствие и повергнуть
в нирвану ценителей импровизаций Ришара Бона, медитаций Хуун-Хуур-Ту и
фолк-электризации Ulutau.
Но вместо этого впору было впасть в полное уныние и недоумение. На ум приходили
гнусные мысли о том, что музицирование Бона вполне согласуется с уже
устоявшейся и надоевшей до осатанения тенденцией смешения понятий и
эмоционального упрощения того, что называют искусством.
Джаз таким не может быть априори. И как бы виртуозно Бона ни смешивал этно,
джаз и фанк, и как бы мастерски он ни исполнял полученный этно-джаз-фанк-микс,
все же результат оказался скучным, пресным и нервно-унылым. Конечно, невежливо
не отметить исполнительскую сторону концерта, особенно залихватские соло на
маракасах и бонго, когда на сцене остался один только колумбийский ударник,
стяжавший на закуску громогласные рукоплескания, вполне им, кстати,
заслуженные. Позабавил и потешил развеселый африканский юмор Ришара: юноши с
дредами смеялись взахлеб, раскрашенные фифочки заламывали в припадке счастья
ручки, почтенные мэтры вип-зоны покровительственно усмехались.
Гораздо большего внимания заслуживают коллективы, выступившие на разогреве,
точнее, один из них - тувинский квартет Хуун-Хуур-Ту. Вторым был казахский
Ulutau (Большая гора), но его безнадежно бессмысленное бренчание, порою похожее
на национальную музыку, порою - на Metallica периода расцвета, было, тем
не менее, перманентно однообразным и таким деревянным, что даже не стоит
подробного описания уважаемым читателям.
Не в первый раз выступающая в Москве группа Хуун-Хуур-Ту оставила отрадное
ощущение национальной старательности сильного сибирского народа.
Музыканты-полиинструменталисты задушевно и искренне пели песни о любви, о весне
и "о нашем тяжелом времени, времени революции". И делали они это так складно,
так мило! Без лишних чудачеств и без позерства. Можно было только любоваться
прилежным перебором струн на гитаре и народных инструментах.
Пресыщенная московская публика лишь вальяжно попивала пивко, ожидая выхода
"звезды", но сей грех можно ей отпустить. Она получила то, что хотела: и пивко
попила, и "звезду" послушала, и отметилась в "обществе". Видимо, большего и не
надо было. Счастливые улыбки блистали на лицах, радость переполняла оттого, что
"обогатились духовно": "А ведь еще мы любим джаз! Прямо как прогрессивные
жители Западной Европы"...
Ну и бог с ними, с жителями, и с улыбками, и с духовным обогащением. А те,
кому не надо "европейского" пафосу и кому чуждо довольство своей собственной
персоной, стояли в это время перед сценой и внимали дивному тувинскому
квартету, за что им и спасибо. Была приятна эта честность.
Мусинья Смит |