Бывают люди столь умные, что прочно знают, как прожить жизнь расчетливо и
результативно. Человек такой
предусмотрит пятизвездочный план жизни, что от уверенности земля под ногами
прогибается, как досчатый настил: проскользнет эта жизнь по намасленной колее,
без ушибов и тряски, будьте уверены. И вдруг - хрясть! Внезапно оказывается, что
ты полноватый с одышкой подполковник, и уже на носу - гранд-финал. А случается по-иному. Сидишь ты с
друзьями-собутыльниками и бренчишь на гитарках неумело. И даже не группа у
тебя, а так, подъездная гоп-компания. Планов нет никаких. И вдруг посреди
вакханалии юного возраста под звон посуды к тебе приходит удачный аккорд, в
чем-то даже песня, которая называется, скажем, "Behind Space". Внезапно
тебе предлагают контракт - и ты за два дня пишешь целый диск, который
называется, допустим, "Lunar Strain". И вот уже закрутилась карусель. Ты - на гребне "новой волны мелодичного шведского дэт-метал", хотя до этого не
существовало ни предыдущих волн, не, тем более, мелодичного шведского
дэт-метал.
...Во времена, когда у "new wave of Swedish melodic death metal" был гребень,
на нем царило относительное двоевластие в лице константинопольского Dark
Tranquillity и римского In Flames (хотя обе группы жили по соседству
в Гетеборге). Но время прилизывает гребни и щиплет шевелюры, словно куриц, и
спустя десятилетие, когда In Flames обнаружили себя сидящими на известной горе
с державой из папье-маше и бумажной короной из журнальных полос, внизу под ними
лежал не только "шведский дэт-метал", но и, пожалуй, весь современный
экстремальный хэви-метал. О том, как дойти до жизни такой, о новом альбоме
одной из самых успешных металлических групп последних лет "Come Clarity"
и еще о чем спросят - основатель In Flames, гитарист Йеспер Стремблад.
Звуки.ru: - Ясней ясного, давай поговорим о "Come Clarity", вашем новом альбоме. Я прочитал порядком ваших последних интервью, опубликованных в Интернете, и везде вы говорите о вашей новой работе в исключительно превосходной степени. Что же делает ее такой особенной?
Йеспер: - Все обстоит именно так. Мы крайне довольны этим диском. Во многом, наверно, оттого, что результат превзошел наши ожидания. Мы знали с самого начала, что нам удалась пара-тройка недурных песен, но по завершении работ оказалось, что мы записали первоклассный альбом. В подтверждение моих слов этот диск вызвал оживленную реакцию как публики, так и прессы во многих странах.
Звуки.ru: - Если сравнить "Come Clarity" с другими альбомами In Flames...
Йеспер: - Это своеобразная смесь старого и нового материала In Flames. Если ты слушал предыдущий диск - он был более "инструментальным", то на этом акценты смещены на мелодические ходы. Мы использовали на этот раз сдвоенную гитарную секцию для обыгрывания мелодий и соло, и это несколько необычно для нас.
Звуки.ru: - Тебе, должно быть, известно, что несмотря на то, что выход "Come Clarity" был назначен на начало февраля, альбом полностью можно было скачать в Интернете в МР3 формате еще осенью прошлого года. Это был случай так называемого музыкального пиратства? И как ты вообще относишься к распространению музыки через Интернет, в том числе нелегальному?
Йеспер: - У этого есть свои недостатки и свои преимущества. Конечно, никому не понравится, если он обнаружит свою работу за месяц до ее поступления в продажу доступной для всеобщего пользования. Безусловно, это отразится на продажах альбома. И если завтра все вокруг начнут скачивать музыку из сети, записывать ее на свой МР3 плеер, и перестанут покупать диски, In Flames, например, перестанет существовать - ведь музыка для нас сейчас является единственным источником дохода, а мы все живем в обыденном мире и должны содержать свои семьи. Однако, несмотря на эту покражу, "Come Clarity" все равно продается! Люди покупают альбом. И, с другой стороны, доступность твоей музыки через Интернет все-таки способствует популяризации имени артиста.
Звуки.ru: - У вас было рабочее название для этого альбома - "Crawl Through The Knives", если не ошибаюсь. Затем вы отказались от него в пользу "Come Clarity" сочтя его более благозвучным. Что вы сами вкладываете в это название, "Come Clarity"?
Йеспер: - Вообще-то, тексты, как ты наверное знаешь, пишу не я, а Андерс, но я могу объяснить. Это название связано с рождением ребенка Андерса, которое многое изменило в его жизни. Для него настала как-раз та своеобразная ясность, о которой говорится в названии, как бы открылись глаза на смысл жизни.
Звуки.ru: - Дизайн ваших альбомов, начиная с "Reroute to Remain" претерпел существенные изменения: от привычных "металлических" комиксов до сюрреалистичной, постмодернистской живописи. Таково было ваше намерение или в вопросах оформления ваших пластинок вы полностью полагаетесь на своего художника?
Йеспер: - Да, это был осознанный выбор. Мы всегда хотели выделяться из общего ряда, быть другими, не повторять того, что делают другие группы. Мне нравится рисунок на обложке. Он прост, в нем превалирует белый цвет, призванный подчеркнуть положительные эмоции, которыми пропитаны все песни на "Come Clarity". Это позитивный альбом, в отличие от мрачного "Soundtrack to your Escape".
Звуки.ru: - Твое последнее высказывание несколько не вписывается в мой следующий вопрос. Тексты ваших песен за последние годы явно сменили прописку: из макрокосма в микрокосм. - Если раньше вы пели о вещах вселенских, космических, то сейчас исключительно о проблемах, тревогах и страхах маленькой личности. И тексты эти подчас весьма мрачны. Ты считаешь ваши тексты частью "музыкального образа" In Flames, также крайне мрачного и агрессивного? Несмотря на то, что, как я догадываюсь, тексты пишутся, как и в большинстве случаев, на уже готовую музыку...
Йеспер: - Я немного не соглашусь с тобой: я думаю, с самого начала Андерс писал песни, основанные на своих переживаниях как личности. И в этом смысле их направленность мало в чем изменилась. Мы никогда не пели о религии или о Сатане с ужасами и прочей ерунде. Вот наглядный пример. На "Come Clarity" есть песня "Your bedtime story is scaring everyone". Она написана Андерсом под влиянием самого что ни наесть жизненного опыта: когда он укладывает дочку спать по телевизору всякий раз идут новости, и все, о чем в них рассказывают - это сплошной ужас, сущий ад: убийство, насилие, война. И ничего кроме этого. Так что все наши песни так или иначе - это отражения личного опыта и переживаний. А дальше уже дело за тем, как слушатель интерпретирует услышанное.
Звуки.ru: - Не сочти за комплимент, но если взглянуть на сегодняшнюю "металлическую" сцену, то окажется, что вы стали зачинателями и учредителями целого, широко распространенного сегодня, жанра. Ты согласен с подобным утверждением? (И охватывает ли тебя трепет при этой важной мысли?)
Йеспер: - Мы сейчас находимся в Штатах, где готовимся к предстоящему туру, и многие местные музыканты признаются нам, что являются большими поклонниками скандинавского металла. Ты не слышал, скажем, группу Lamb of God? Они звучат как мы десять лет назад, только в более современном ключе. Иногда, когда мы слушаем такие группы, как Killswitch Engage, мы перемигиваемся: "О, это ж наш материал десятилетней давности!" Сейчас здесь, в Америке последняя "металлическая" мода - это смесь шведского металла и хард-кора.
Звуки.ru: - Вопрос вдогонку. А тебе не кажется, что современная шведская сцена ныне сильно подвержена американскому влиянию, все в большем количестве используются сэмплы, а музыка все явственнее напоминает Korn или Slipknot?
Йеспер: - Ты не первый, кто говорит об этом. Но если послушать "Colony", наш альбом 99-го года, то обнаружишь на нем не меньше партий клавишных или сэмплов, чем мы используем сейчас. Или, вспомни, что делали Iron Maiden в 86-м году на "Somewhere In Time". Это не попытка быть модными, это желание как-то раскрасить свою музыку, придать ей новые оттенки. Не думаю, что это имеет что-то общее с желанием во всем походить на американцев.
Звуки.ru: - Без сомнения, все музыканты так называемой "гетеборгской" сцены прекрасно знают друг друга. Да, и сама сцена представляет собой очень узкий круг. Как на твой взгляд, не оказываетесь ли вы все невольно под влиянием идей своих компатриотов?
Йеспер: - Про себя я могу сказать: нет. Я не слушаю другие группы, когда пишу, и, тем более, не думаю о них. Лет десять назад, пожалуй, я находился под большим влиянием At The Gates. Они поистине были первой death metal группой, поднявшей этот жанр на новый уровень, привнеся в него ранее не встречавшиеся мелодии.
Звуки.ru: - Чтобы закончить "шведскую" тему - но с другой временной стороны - кто, на твой взгляд, явился родоначальником скандинавского хэви-метал в 80-е, или даже в 70-е?
Йеспер: - Трудно сказать. У нас было порядком малоизвестных, в общем-то, за пределами Швеции групп. Пожалуй, я назову группу, называвшуюся 220V, и, конечно, Ингви Мальмстина - безусловно, самого известного парня с гитарой из Швеции.
Звуки.ru: - А как же Bathory или Candlemass?
Йеспер: - Да, да, конечно. Их также непременно стоит отметить. Сам я, правда, не слушаю Bathory, чего не могу сказать о Candlemass - это великая группа.
Звуки.ru: - Когда в 93-м году Андерс (Фриден) ушел из Dark Tranquillity и стал горлопаном в In Flames, а его предшественник, Михаэль (Станне), напротив, покинув In Flames, стал вокалистом Dark Tranquillity - это произошло случайно или то был своеобразный размен?
Йеспер: - Случайно. Собственно, это и не входило ни в чьи планы - что Михаэль будет постоянным участником In Flames. Он был скорее сессионным музыкантом. Михаэль оказал нам услугу, спев на "Lunar Strain" - нам срочно был нужен вокалист, ибо на запись альбома нам было отведено катастрофически малое время. И я, и Андерс играли тогда в Ceremonial Oath, и когда я решил уйти, то предложил ему уйти вместе со мной и присоединиться к In Flames. Он согласился. Так что никакого намеренного размена не было. Все произошло само собой.
Звуки.ru: - В прошлом году вы играли на Ozzfest, на одной сцене с двумя самыми влиятельными, если угодно, группами в истории хэви-метал: Black Sabbath и Iron Maiden. Каково было выступать вместе с этими титанами? И, конечно, не могу не спросить твоего мнения об инциденте на Ozzfest в Калифорнии, когда по наущению Шарон люди из лагеря Осборнов забросали Maiden яйцами?
Йеспер: - С одной стороны, это очень почетно - делить одну сцену с такими колоссами, как Iron Maiden. С другой - наши выступления приходились на утро или день, и мы были вынуждены играть перед совсем небольшой толпой, которая только начинала собираться к этому времени. Да и выступали мы всего-лишь по 20 минут. Под конец это стало утомлять. А что до этой истории с Шарон, то это было крайне непрофессионально с одной стороны, а с другой просто по-свински. Если у нее были какие-то личные счеты с Брюсом Дикинсоном, то это еще не повод для того, чтобы поганить выступление всей группы и, главное, портить вечер зрителям.
Звуки.ru: - Кстати, похоже среди критиков существует тенденция всякую относительно успешную группу, сочетающую агрессию и мелодику в своих песнях, сравнивать с Iron Maiden. Как ты думаешь, справедливо ли будет по отношению к вам говорить, что Maiden действительно сильно повлияли на формирование стиля In Flames?
Йеспер: - Целиком и полностью. Я впервые взял в руки гитару, будучи еще ребенком, потому что хотел быть как Iron Maiden. И могу с уверенностью сказать, что они в не меньшей степени повлияли и на остальных участников группы. Ты можешь услышать это в нашей музыке: мы тоже используем сдвоенную секцию соло-гитар, а это, безусловно, изобретение Iron Maiden.
Звуки.ru: - У вас в последние годы был крайне напряженный гастрольный график. Скажи, когда ты впервые отправился в продолжительное турне, жизнь на гастролях оказалась такой, как ты ожидал ее увидеть, как ты представлял ее себе будучи юношей? И как лично тебе удается улаживать семейные проблемы, которые, не сомневаюсь, возникают время от времени из-за твоего длительного отсутствия дома?
Йеспер: - Ты видел расписание наших гастролей на этот год? Это кошмар! День отдыха следует после нескольких "рабочих" дней. В таком режиме очень тяжело хотя бы уделять внимание семье. Но, с другой стороны, это жизнь, о которой мы мечтали с детства: иметь возможность путешествовать по миру, стоять на сцене перед многотысячной ревущей толпой. Это очень тяжелая жизнь, но таков удел музыканта: ты должен гастролировать как можно более интенсивней, покамест такая возможность имеется. Никто не знает, что будет завтра или через десять лет. Зато когда ты наконец возвращаешься домой, это делает время, проведенное в кругу семьи, еще более драгоценным. И все жертвы, которые ты приносишь ради возможности концертировать, кажутся не напрасными в тот момент, когда ты выходишь на сцену.
Звуки.ru: - Самый последний вопрос. Я слышал, вы боитесь ехать с концертами в Россию из-за угрозы терроризма и тяжелой криминальной обстановкой в нашей стране. Это так? И поступали ли к вам предложения от российских промоутеров?
Йеспер: - Нет, это ерунда. Мы до сих пор не выступали в России по другой причине: нам не поступало достойного предложения. И мы хотим работать с серьезным, зарекомендовавшим себя промоутером. Мы работаем над этим. Могу тебе сказать одну вещь: возможно, мы приедем к вам в этом году.
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)