Дмитрий Сафонов - необычный
представитель московской гитарной сцены.
Необычен он, в первую очередь, своим исключительным исполнительским
мастерством (Дима - один из наиболее серьезных стилистов фламенко в России). А
кроме него - еще и
тем, что
разрушает стереотипные представления о соло-гитаристах - тщеславных любимчиках
публики,
заботящихся не столько о качестве коллективного результата в создании музыки,
сколько о том, сколько было издано нот в единицу
времени, да о том, насколько весома их персона в коллективе.
В отношении
последнего Сафонов... просто исключение. В свои 34 года Дмитрий не представил
публике ни
одного
собственного сольного проекта. И не потому, что нечего было представлять,
отнюдь; Дмитрий -
мастер своего дела, замечательный композитор и исполнитель. Просто - то ли
природная
скромность, то ли обстоятельства нужным образом не складывались...
Дмитрий приехал в Москву из Амурской области. После обучения в Московском
университете
культуры и сотрудничества с группами "Пластилин" Игоря Джавад-Заде (с
1998),
"Мегаполис" Олега Нестерова, "Детский панадол", "Манка",
кельтским проектом
"Si Mhor" (с 2001), и "Moscow Grooves Institute" (в качестве
сессионного
музыканта), присоединяется к группе Ивана Смирнова. Собственно,
большинство тех,
кому вообще известна фамилия "Сафонов", знают Диму как участника именно этого
прославленного
квратета.
За несколько лет совмеcтной работы Дмитрий стал настоящим alter ego
Смирнова, -
музыканты научились понимать друг друга с полувзгляда. Без Сафонова коллектив
никогда не
гастролирует, даже если принято решение выступать малым составом. Сравнивая
построение
авторских композиций Ивана и Димы, можно с уверенностью утверждать, что эти
люди
по-настоящему сроднились в своих представлениях о том, какой должна быть
музыка.
И тем не менее: несмотря на то, что квартет Смирнова уже трудно себе представить без Сафонова-аккомпаниатора, Сафонова без квартета Смирнова представить вполне можно: Дима остается оригинальным и самодостаточным музыкантом. Подтверждением тому служит премьера его этно-джазового проекта, которая состоится 2-го апреля в Центральном Доме Журналиста.
Проект представляет трио Дмитрия Сафонова. О существовании этого трио давно ходили слухи, но ни на репетициях, ни на выступлениях его не были даже самые преданные фанаты "Дугласа"-Сафонова. В его составе - исполнитель на народных духовых инструментах Талгат Хасенов, - на афишах его имя превращено в Тальгата Хусинова - и Павел Аксенов (гитара, вокал, перкуссия). Кроме них, к концерту в качестве гостей привлекаются коллега Сафонова по смирновской группе Сергей Клевенский (калюка, волынка) и перкуссионист Евгений Билый. Об этом "Звуки.Ру" узнали на репетиции трио, проходившей в первом павильоне ВВЦ, в тесной комнатушке, принадлежащей, не соврать, Театру Дружбы Народов. Интервью было решено брать у Аксенова и Хасенова - если о Сафонове еще худо-бедно можно встретить информацию в сети, то об этих персонажах нам хотелось бы рассказать поподробнее.
Звуки.Ру: Давайте начнем по порядку: с того, кто где родился, учился и как случилось, что вы познакомились.
Павел Аксенов: Я родился в Алма-Ате, в 1963 году. До семи лет прожил там же, после - лет девять пробыл на Севере, - знаете, город Дудинка - это сто километров от Норильска? Потом - два года в Москве, затем снова в Алма-Ате. Сейчас постоянно в Москве проживаю - город Лобня.
Дмитрий Сафонов: Адрес точный дай, что ли. Девчонки, заходите.
Звуки.Ру: А в музыкальном отношении как биография складывалась?
Павел Аксенов: Да я всю жизнь сочиняю. Сколько себя помню - сочиняю. С шестого класса, как только первый раз гитару в руки взял. Дома такой уже кассетный архив собран - вещи складывать некуда.
Дмитрий Сафонов: А Паша - лауреат Грушинского фестиваля за аранжировку.
Павел Аксенов: Ну, в общем, да. Общая стезя у меня - бардовская. Я - бард! (смеется)
Звуки.Ру: Талгат, теперь твоя очередь.
Талгат Хасенов: Родился под Алма-Атой.
Дмитрий Сафонов: Да, В горах.
Талгат Хасенов: Учился в Алма-Ате, закончил музыкальную спецшколу, консерваторию в Казани по классу флейты. Строил даже карьеру классического солиста - работал в симфоническом оркестре, лауреат международных конкурсов... традиционный путь классического музыканта. А в Москву приехал по приглашению Рената Ибрагимова - позвали меня в театр в качестве аранжировщика. С тех пор со многими сотрудничал, работал с Алсу, если это кому-то интересно... татарской диаспоре, разве что (улыбается). На данный момент основная работа связана с этническим направлением в музыке, играю на аутентичных деревянных духовых инструментах. Занимаюсь личным проектом - есть такая группа Jazzia, "джаз Азии", ну, Вы понимаете. Кстати, в конце апреля в Казани состоится большой фестиваль этнической музыки, мы там будем выступать. Скоро стану исполнительным директором звукозаписывающей студии "Шелковый Путь" - будем продвигать тюркскую культуру в массы. Пол-России, понимаете ли, тюркские корни имеет, а о музыкальной культуре почти никто не знает.
Звуки.Ру: Раз уж мы заговорили о культурном ликбезе, расскажите о своих инструментах: вот это, к примеру, что такое?
Талгат Хасенов: (демонстрирует игру на разных духовых) Это - башкирский курай, звук его контролируется объемом воздуха в щеке. Это казахский сыбызгы, он звучит нежней. Вообще у меня масса и монгольских, и татарских инструментов; практически все они - подарки мастеров, достались мне бесплатно.
Звуки.Ру: Мастера и учили игре на инструментах?
Талгат Хасенов: Нет, что Вы! Сам учился, по записям, стараясь имитировать услышанное, путем проб и ошибок, что называется. А мастера способы игры в тайне держат, у них бесполезно расспрашивать.
Звуки.Ру: Да это же почти невозможно! Догадаться самому, что эта дудка при игре вставляется в верхний зуб-резец, а эту нужно щекой регулировать... Невероятно. А как у тебя вообще происходило развитие музыкального вкуса? Кому становлением в музыке обязан?
Талгат Хасенов: Становлением в музыке... обязан Паше Аксенову. Нет, правда! Именно Паша меня познакомил с творчеством Джако Пасториуса (Jaсo Pastorius). А вообще - еще в школе я мечтал собрать биг-бэнд. С пятого класса - вот, думаю, доучусь до десятого и соберу школьный биг-бэнд. И с ума сходил от Луи Армстронга (Louis Armstrong). Потом, когда поступил в училище, встретил Павла. Вообще, он поменял все мое мировоззрение. Познакомил меня с фьюжн... Словом, этот тот человек, который меня направил. Я услышал его произведения и, честно говоря, настолько проникся, что он меня просто повел за собой. А Джако Пасториус стал моим кумиром. Когда я его услышал в первый раз, я хотел даже переходить на бас-гитару. Серьезно занимался - местные алма-атинские басисты ко мне приходили и спрашивали - а как ты делаешь то, как - это? Пэт Мэтини (Pat Metheny) тоже очень сильно повлиял. А вообще я, как уже говорил, готовился к карьере классического музыканта, флейтиста. И встретил Пашу. И он меня совратил.
Звуки.Ру: Паша, а вот если ты себя считаешь бардом, то почему именно такое влияние оказывал на товарищей? Фьюжном, джаз-роком соблазнял?
Павел Аксенов: Я просто люблю красивую музыку, а уж бард, не бард - это не существенно. Одному ведь под гитару легче что-то исполнять, чем кого-то найти, научить, показать, чего ты хочешь... Тем более, что я очень увлекался поэзий, много читал, а как у музыканта - у меня, разумеется, при чтении стихов возникали какие-то образы. Где я мог показать то, что выходило из-под пера? В бардовской среде. Там люди под гитару поют стихи. Я это и делал. На меня в композиторском плане очень сильно повлиял, как это ни странно может прозвучать, Давид Тухманов, его диск "На волне моей памяти". Там я услышал тексты, которые звучали в 18-м веке, вагантов, Шарля Бодлера... меня сильно поразил его подход, то, как он взял древние стихи и спел на современный лад. Ну и Пэт Мэтини для меня до сих пор - непревзойденный музыкант и композитор, человек с другой планеты, и Джако Пасториус - человек, который взял и все перевернул.
Звуки.Ру: Такой вопрос. Сегодня в одной комнате собрались одни из лучших представителей алма-атинской музыкальной среды. А кого эта среда еще дала московской сцене?
Павел Аксенов: Ну вот Талгата и дала... Он выше меня уровнем на пять голов, я честно говорю.
Талгат Хасенов: (перебивает) Павел Аксенов вышел из той среды, как же.
Звуки.Ру: А если серьезно? Без взаимных восхвалений? Разве больше никого не было - вы ведь, наверное, в курсе того, кто из молодых музыкантов приезжает из Алма-Аты в Москву?
Талгат Хасенов: Да нет, никто. О молодых что-то не особо слышно оттуда.
Звуки.Ру: Хорошо. Вернее, не очень хорошо... Давайте перейдем к истории вашего трио. Талгат, как ты познакомился с Димой?
Талгат Хасенов: Говорю же, Паше я всем обязан (улыбается) Он и познакомил. Я пришел на концерт Ивана Смирнова, там увидел и послушал Диму, мы сдружились, ездили друг к другу в гости, играли что-то на кухнях, а потом подумали: а не сделать ли нам вместе что-то серьезное. Вот и пытаемся сейчас делать.
Д.С.: Да, я шел к этому проекту 10 лет, вместе с Талгатом и Пашей - года два идею вынашиваем. Наконец что-то получится.
Получится, непременно. И Дмитрий, и его соратники по трио этого заслуживают.
2-е апреля, 19-00
Центральный Дом Журналиста,
Никитский бульвар, д.8а (м.Арбатская)
Премьера сольного проекта Трио Дмитрия Сафонова.
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)