Собираясь на встречу с Арто
Тунчбояджаном я немного нервничал. Дело в
том, что я встречался с музыкантом десятки раз, и откровенно говоря, даже не
знал, о чем его еще можно спрашивать. Тем более, что за последние пару недель
на российского читателя обрушился буквально шквал интервью, статей, рецензий,
публиковавшихся на страницах как печатных изданий, так и на ведущих
интернет-сайтах. Все это, как понимает читатель, связано с предстоящим 20
февраля первым и единственным концертом прославленного популярного музыканта и
его коллектива Armenian Navy Band в Москве. Я немеревался брать это
интервью давно, но Арто долго отсутствовал в Ереване, а делать это по
электронной почте не хотелось. Арто все не возвращался, а время поджимало. И
поэтому, презрев все правила приличия и здравый смысл, я пошел на встречу к
знаменитому перкуссионисту всего через пару часов после его прилета на родину.
В тот же вечер Armenian Navy Band давали первый в новом году концерт на своей постоянной
площадке - в АвангардФолк Клубе. Туда я и направился. Ждать пришлось долго:
наступил вечер, пока Арто прилетел, долго распаковывался, решал организационные
задачи. Буквально минут за 30 до
концерта музыкант появился в клубе. Радушные хозяева заведения пригласили его
поужинать. Арто с благодарностью принял приглашение. И вот тут-то я изловил
музыканта. Я надеюсь, что читатель легко себе может представить состояние
музыканта, прилетевшего пару часов назад из Америки, пытающегося настроиться на
выступление и одновременно жующего долму. Полноценного разговора не получилось
- то звукооператор приходил с вопросом куда поставить микрофон, то кто-то из
музыкантов группы уточнял детали выступления, то кто-то из завсегдатаев
спешил засвидетельствовать свое почтение любимому музыканту. В результате
интервью получилось коротким,
но достаточно ясным.
Звуки.Ru: - Арто, почему ты выбрал именно перкуссию в качестве основного инструмента, ведь ты играешь на многих других?
Арто Тунчбояджан: - Потому,
что это самый натуральный инструмент, данный нам природой. Все эти
синтезаторы, гитары - это создание рук человеческих, а перкуссию нам дала
наша Мать-Природа. Стук, ритм, по большому счету, сопровождает человека с
первого до последнего для его жизни. И даже больше - плод слышит биение сердца
матери еще в утробе, после смерти, напоследок раздается стук молотков,
заколачивающих крышку гроба...
В детсве мой старший брат
Онно (один из самых
популярных музыкантов и продюсеров Турции в 80-90 годах) предлагал мне слушать
ритмы жизни - цокание копыт лошадей, дыхание моря. Самым любимым занятием было
сидеть в поезде, слушать перестук колес и пытаться добавить самому руками
какую-то краску в этот ритм. И хотя я действительно играю на нескольких
инструментах, предпочитаю перкуссию.
Звуки.Ru: - Откуда у тебя все эти инструменты? Ты получаешь их от фирм, являсь их "лицом", или покупаешь? На каких инструментах ты предпочитаешь играть?
Арто: - Ну, у меня были разные инструменты. Те, на которых я играю сейчас, сделаны неизвестным мастером. Просто мой знакомый мастер восточных инструментов сделал их по моему заказу. На них ни клейма, ни лейбла. Правда, недавно, во время очередных концертов в Турции, ко мне обратились представители одной фирмы и предложили заключить контракт - они делают инструменты по моему дизайну, дают им мое имя и выпускают такую серию. Это конечно, престижно - ведь есть модель гитары "Лес Пол", например, почему бы не быть бонгам "Арто"? Но я пока не решил. Зачем мне это?.. Мне главное, чтобы звук был хороший и играть было удобно, а лейбл... Пусть этим занимаются те, для кого это главное в музыке.
Звуки.Ru: - Сейчас много разных электронных драм-машин, электронных ударных инструментов. Как ты к ним относишься?
Арто: - Никак. Лет 20 тому назад, когда они только начали появляться, я играл на таких. Тогда это было модно и престижно - все играли джаз-рок, фьюжн с применением большого количества электроники, поэтому без соответствующего арсенала появляться на сцене было несерьезно. Но с течением времени мода на всякие примочки прошла, и я вернулся к живым инструментам. Видишь ли, когда ты играешь на электронных, ты больше действуешь, как компьютерщик, нежели как музыкант. Настраиваешь, следишь за выставленными тембрами и прочее. А на натуральных бонгах, например, ты должен четко чувствовать музыку, чтобы расчитать, с какой силой и в какое место инструмента ударить, чтобы получить нужный тебе оттенок. Ты можешь с ними разговаривать, чувствовать их, заботиться о них. А что заботиться об куске железа, начиненном электроникой? Если уж мне очень нужен какой-нибудь необычный звук, то я подключаю эффекты к живому инструменту и таким образом добиваюсь нужного мне звучания. А чисто элеrтронные - нет уж, увольте. Я уже не говорю о том, что для игры на электронных ударных нужны усилители, динамики, электричество. А моим инструментам ничего этого не нужно - лишь желание, хорошее настроение, повод.
Звуки.Ru: - Во время выступлений ты не просто играешь на, так сказать, "официальных инструментах": ты исполняешь соло на кастрюлях и на прочих предметах домашнего обихода, свистишь в бутылку, разговариваешь с публикой...
Арто: - А почему бы и нет?
Музыкальные звуки можно извлекать из всего, из чего
захочешь. Нужно просто знать, что как звучит и использовать это к месту и по
назначению. А по поводу заигрывания с публикой - слушай, люди заплатили деньги,
пришли после рабочего дня отдохнуть. Почему бы их не повесилить и не доставить
удовольствие любыми способами? Кроме того, я хочу, чтобы люди увидели, услышали
и почувствовали, что такое настоящие перкуссионные инструменты, услышали их
красоту и, почему бы и нет, попробовали сами поиграть на них, создать что-то свое.
Тут официантка внесла новое блюдо, и на несколько минут за столом воцарилось молчание. Лишь изредка слышались просьбы передать хлеб или воду. Через пару минут наш разговор продолжился.
Звуки.Ru: -Расскажи немного о вокалисте System Of A Down Серже Танкяне, вашем совместном альбоме и совместных планах на будущее.
Арто: - О Серже пусть тебе расскажет он сам (или почитай на его сайте). Наш совместный альбом? Встретились, поговорили, сыграли и сразу записали. Что получилось, ты наверное, слышал. А по поводу планов на будущее могу сказать, что пару месяцев назад Серж приезжал в Ереван, я ему показал Armenian Navy Band и предложил полноценное сотрудничество. Ему идея понравилась и сейчас мы думаем над совместным проектом Armenian Navy Band-System Of A Down. Что из этой идеи получится, сказать сейчас трудно. (От себя хочу добавить, что Сержа в Ереване принимал Министр иностранных дел Армении господин Вардан Осканян, вручил ему медаль за пропаганду армянских идей или что-то в этом роде, а потом Серж, по слухам, поехал в один из городов Армении, с целью навестить свою суженую. Визит продлился лишь два дня и вот в перерыве между делами амурными и делами государственными музыканты и встречались - А.М.).
Звуки.Ru: - Ну ладно, а чего ты ждешь от концерта в Москве?
Арто: - Я никогда не был в России. Будет очень любопытно встретиться с русской публикой. Хотя, я думаю, что ничего особенного не будет. Публика - настоящие любители музыки во всем мире,- приблизительно одинаковая. Тут очень зависит от муызканта: если ты играешь хорошо, выкладываешься до конца и, главное, тебе есть что сказать людям, тебя поймут в любой стране, какую бы музыку ты ни играл, на каком языке бы ты ни пел. Так что я не сомневаюсь - москвичам наша музыка понравится....
И музыкант потянулся за очередным куском мяса. Я понял, что аудиенция закончена и, мило попрощавшись встал. Арто что-то гугукнул в ответ. Он явно испытал облегчение, когда я отошел от стола.
Арто Тунчбояджан и Armenian Navy Band
первый и единственный концерт в России
Театр Эстрады
20 февраля 2006 г.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)