Если рок-фестиваль проводится регулярно в течение многих лет, он становится неотъемлемой частью города, его породившего; он неизменен, но каждый раз нов, он развивается по тем же законам и полон тех же примет. Проходит очередной год, - и вот здесь на месте пустыря вырос высотный дом, а здесь из руин восстановлена церквушка; где-то сменилась вывеска, где-то перекрашен фасад, а тут, на окраине, так и стоит покосившаяся изгородь и догнивает на берегу старый катер... Вот так и архангельский "Беломор-Буги" радует стабильностью (отличная организация, хороший звук, обязательное время проведения - вторая половина осени, 2 дня и не менее 20 участвующих групп) и удивляет новыми открытиями, дает возможность повидать и послушать старых знакомцев и огорчает нереализованными надеждами. Огорчения, впрочем, крайне редки: на XII "Беломоре" они выразились лишь в отсутствии нежно любимого мною (и большинством посетителей) Трупного Яда, - эта боевитая и яркая трэш-команда не смогла участвовать в фестивальной программе из-за внезапной болезни бас-гитаристки. Все прочее, происходившее в Ломоносовском ДК г. Архангельска 12 и 13 ноября было так или иначе интересно, а кое-что и просто здорово. Как и на всех предыдущих фестивалях, которые мне довелось посетить.
Субботний концерт открыла вычегодская команда Spiritus Brothers, исполнявшая достаточно стандартный рок, оживляемый иногда джазовыми гармониями и постоянно - сильным, хоть и не особенно техничным вокалом Лидии Борцовой. Неплохая любовная лирика, использование трубы и общая бодрость в сумме оставили положительное впечатление. Тот же настрой мог бы сохраниться при прослушивании Старого Джека (Няндома), - благо, группа играла этакий ковбойский буги-вуги с некоторыми аллюзиями на Тома Уэйтса (Tom Waits), - но полагающегося драйва им сгенерировать не удалось. Что, вероятно, объясняется крайней молодостью музыкантов (барабанщику Даниле Меньшикову 15 лет, остальные немногим старше), так что всё еще поправимо.
Поиграем и Уйдем (Северодвинск)
сменили барабанщика, а их лидерша
Елена Шестоперова - сценический имидж (вместо футболки с портретом
Летова на ней было романтичное белое платьице). Вторая из метаморфоз
порадовала, первая - не очень: играть стали более сухо, резко и пафосно. Что,
однако, никак не отразилось на градусе народной любви, и это тоже не внушает
оптимизма, - постоянное обожание притупляет бдительность артистов. Но на
подходе новый альбом, так что посмотрим и послушаем, а потом уже будем ставить диагнозы.
Зато далее наступил период настоящего профессионализма. Первыми его продемонстрировали музыканты группы Снег (Киров), которые играли незамысловатую, в общем, музычку с довольно нескладными текстами на "социально-бытовые" темы, - но зато делали это слаженно, весело и мастеровито. Сущий ZZ Top, только без бород. Не разочаровали и Blind Vandal, только что откатавшие успешную гастроль по Голландии: воистину феерическое инструментальное трио, на качество игры коего не повлиял даже внутригрупповой праздник - день рождения барабанщика Александра Харева.
Металлопрокат был продолжен казанским дуэтом Pulse Of Reason: Виктор
(гитара) плюс Наташа (бас-гитара, вокал) плюс "минусовая" ритм-секция. Вот
она-то (вкупе со статичностью музыкантов, не очень выразительным голосом и
англоязычными текстами) и подпортила впечатление, - несмотря на очевидную
опытность, звучала группа скучновато. Так следует играть в студии, но никак не
на рок-н-ролльном фестивале. Если б они решились на эксперимент и поджемовали с
тем же Харевым (были такие планы), могло получиться намного интереснее.
Еще одна впечатлившая своей матеростью
группа, - Катран, в составе
которой уживаются экс-участники многих питерских супергрупп. Звучали они чуть
ли не лучше всех, чрезвычайно грамотно работали с публикой и вообще были крайне
энергичны. Вот только не покидало ощущение дежа вю: будто находишься не на
архангельском "Беломоре" образца 2005 года, а на фестивале Ленинградского
рок-клуба в году этак 1985-м. В этом нет, конечно, ничего дурного, да и местную
публику такие ассоциации вряд ли посещали, так что зал стоял на ушах. Уши ведь
- орган весьма многофункциональный...
Выступавшая перед Катраном ижевская команда Анри уводила ассоциативный ряд в еще более далекое прошлое, - в эпоху раннего Аквариума, трепетной любви к Доновану (Donovan) и Кэту Стивенсу (Cat Stevens), незамутненной веры во власть цветов, слова и звука. Но при этом - парадокс - ни секунды не казалась старомодной, вторичной или излишне наивной. В нынешние времена обязательной рефлексии, мрачной борьбы со всем сразу и упорно декларируемой безысходности Анри - сущий глоток свежего воздуха и луч света в темном царстве. Где-то в середине их сета из танцующей публики на сцену вывалились два потных, растерянно улыбающихся панка, - до сей поры, наверно, им было невдомек, что рубиться можно не только под тяжмет и рэпкор...
Впрочем, возможность повоевать людям в коже и рогоже предоставили
E-Sex-T (самая коммерчески востребованная группа Архангельска) и
Комманда Гу (Москва): они сполна продемонстрировали то, что в народе
называется попросту "мясо", а в среде клубных администраторов - "актуальная
музыка" или же "тяжелая альтернатива". Любителей этого условного жанра
предостаточно и в столицах, и на периферии; второй день "Беломора" на треть
состоял из местных групп, играющих нечто подобное с разной степенью ожесточения
и мастерства: Интоксикация, Нер'ф, Low Life Agony, B-East. Несколько
выбивались из общего ряда S'Кайф, исполнявшие обычный хард-рок,
приехавший из Шуи матерый аналог Арии под названием Движение, и
Kid Logic, звучавшие и воспринимавшиеся как младшие братья Blind Vandal.
Вот если бы у братишек барабанщик был получше да своего материала побольше...
ну да, авось, подрастут. Тем более что очень стараются.
Экскурсия по планете Шелезяке иногда все-таки прерывалась бросками в другие населенные миры. Один из таковых был совершен при помощи северодвинской группы Сарводайя, исполнявшей некую смесь из латино, фанка и Агаты Кристи. Этот коктейль был бы вкусен, если б оказался чуть менее взболтан: громко поющий вокалист постоянно заглушался столь же громко солирующими музыкантами; сложилось впечатление, что они так и не смогли договориться, кто у них главный, и что, соответственно, должна слышать публика: текст, клавиши или слэпующий бас...
Коллапс из Дубны в начале выступления потешил слух плотным и душевным ритм-энд-блюзом, но не выдержал стиль и к концу съехал в полублатняк и "Новый поворот". Такие же смешанные чувства вызвала Большая Sтарая Подруга (Вологда): заявлен был позитивный вариант реггея, на деле оказавшийся смурным и несколько корявым парафразом все того же Уэйтса. Группа при этом явно недурна, - то ли не выспались музыканты, то ли перенервничали перед концертом...
Однако ж завершить репортаж надо сообщением, что лучше всех в воскресенье
выступила группа, которой нервничать просто-таки полагалось, ибо она не
показывалась на сцене добрых 8 лет. Но коллектив Ларисы Шуниной под
старым названием Ла Шу, состоящий наполовину из новых участников,
отыграл свою непростую программу с поразительным спокойствием и даже
удовольствием. Арт-фолк - не слишком востребованная музыка, если подходить к
этому определению формально; но если сказать, что музыка эта духовна, светла и
поразительно красива, то все встает на свои места. Выкованный в грохоте и жаре
металл имеет свойство остывать и ржаветь; свет души не теряет со временем ни
яркости, ни тепла. И потому хочется пожелать "Беломору" не только дальнейшей
стабильности, но и чуть большего жанрового разнообразия. Хуже фестиваль от
этого точно не станет.
1988 – Александр Башлачев, один из самых ярких представителей русского рока, покончил с собой, выбросившись с девятого этажа (в Петербурге) »»
Buddy DEFRANCO (1923)
Noble "Thin Man" WATTS (1926)
Gene PITNEY (1941)
Fred FRITH (1949)
Steve DOUGLAS (1951)
Lou Ann BARTON (1954)