Рок-музыканты и прочие обитатели Перми, Кунгура и других городов Приуралья (а также Зауралья, Сибири и многих других областей России) наверняка помнят ежегодный межрегиональный фестиваль "Rock-Line", проводившийся стараниями неутомимого пропагандиста и опекуна локального рок-н-ролла, музыканта Олега Новоселова. История "Rock-Line" богата яркими событиями, пересказ коих может длиться часами и страницами; если же попробовать обойтись одной фразой, то суть его заключалась в том, что региональные группы, участвуя в фестивале, имели реальный шанс не только найти слушателя за пределами своих репетиционных точек и крохотных местных клубов, но и заявить о себе в масштабах страны: CD-сборники с песнями участников каждого "Rock-Line" рассылались организаторами в центральные СМИ. И хотя я лично не припомню, чтоб кто-то из этих групп сотряс впоследствии эфир "Нашего радио" и "Максимума" или же сцену "Нашествия" и "Максидрома", но все же информация распространялась не зря: завязывались контакты, начинались гастроли, увеличивалось число слушателей... Да и вообще большой летний фестиваль под открытым небом, где выступают не навязшие в ушах радиомонстры, а молодые "неформатные" ребята, рвущиеся в бой и выкладывающиеся по максимуму, - это всегда хорошо. Пусть не во всем складно, но, по крайней мере, живо и интересно. Если б было иначе, вряд ли я с таким постоянством ездила бы на провинциальные рок-фестивали...
Так вот, некоторое время назад "Rock-Line" в своем оригинальном виде по ряду
причин прекратил существование, но не угас окончательно, а после разных
трансформаций преобразился в пермский межрегиональный фестиваль
"Рокинг". Из
ежегодного он стал ежемесячным, а из просто смотра неизвестных талантов
превратился в смотр-конкурс. Идея Олега Новоселова была такова: на каждом
"Рокинге" выступает 4 команды, из которых жюри выбирает одну лучшую, на
итоговом "Рокинге" выступают все лучшие, а из них выбирается одна самая
наилучшая. Ей-то и достается главный приз: издание тиража (1000 экз.)
собственного альбома на CD в заводском исполнении. 500 дисков при этом
передаётся победителям в их полное распоряжение, другие 500 рассылаются
организаторами в СМИ, продюсерам рок-фестивалей и клубов, а также другим
заинтересованным лицам.
Первый "Рокинг" прошел 25 мая 2004 года, и перспективы имел самые радужные. Но
потом случилось несчастье: в августе того же года Олег скоропостижно скончался.
Однако убитая горем Елена Зорина-Новоселова нашла в себе силы продолжить дело
покойного мужа. Память о человеке живет в его делах; Елена не только добилась
от городских властей присвоения одному из городских скверов имени Олега
Новоселова, не только выпустила два мемориальных CD-сборника ("рокерский" и
"бардовский") с участием знаменитых исполнителей, но и мужественно взвалила на
себя организацию и пропаганду дальнейших "Рокингов". Стараниями Елены и при
поддержке заинтересованных лиц они аккуратно проходили месяц за месяцем.
Наконец, на 27 мая 2005 года был назначен итоговый фестиваль. В финал вышло 10
групп; в жюри были определены компетентные лица (каковым посчитали и меня); в
качестве спецгостей пригласили группу СерьГа. Событие намечалось незаурядное.
Собственно, оно таковым и вышло, но солидную часть торжества испортил
непредсказуемый погодный фактор. Кто бы мог подумать, что 30-градусная жара
именно 27 мая сменится в Перми пронизывающим ветром и ледяным дождем? Понятно,
что при этакой климатической трансформации желающих придти в парк им. Горького
оказалось много меньше, чем ожидалось, - хотя публики все же было приличное
количество, и она честно рубилась на каждом выступлении, а особливо на сете
СерьГи. Члены жюри спешно переделись в предусмотрительно захваченные из дома
или одолженные у Елены свитеры, но все равно вынуждены были исполнять служебный
долг в некотором удалении от сцены, под сомнительным прикрытием полотнищ
пивного павильона. Впрочем, видно и слышно оттуда было практически всё.
Представители местных масс-медиа испугались дурной погоды гораздо больше, - на
пресс-конференцию явились лишь самые стойкие (совершенно искренне, а вовсе не
рекламы ради, хочется поблагодарить за неравнодушие ребят с пермского
"Авторадио"). А хуже всего пришлось звукооператору Сергею Лузину, - клеенчатая
будочка укрывала его от дождя, но не от холода, - однако он отработал весь "Рокинг"
на очень достойном уровне, за что ему также спасибо. Ну, а о радушии всех
задействованных на "Рокинге" служб и говорить не приходится: на
провинциальных фестивалях к журналистам и музыкантам относятся со значительно
более явным пониманием и гуманизмом, чем на столичных open-air'ах. Это, в
общем-то, еще одна причина, по которой ездить на подобного рода мероприятия в
Пермь, Архангельск, Вятку или Сегежу гораздо приятнее, чем в Москву.
Фестиваль начался (с разумным опозданием) с выступления омской группы Антарсия.
Довольно стандартный гитарный поп-рок оживлялся милым и очень чистым голосом
вокалистки Даши. Непосредственные, очень девичьи тексты все же не казались
глупыми, а явное подражание Долорес О'Риордан (Dolores O'Riordan) даже умиляло.
"Три модуляции в одной песне и ни одной лажи!" - восхищался Павел Пьянков,
ведущий музпрограммы на местном "СТС" и мой коллега по работе в жюри. Ну что ж,
профессиональное образование (в Дашином случае вокальное) никому не мешает, а
порой и приносит пользу. Но об этом чуть позже.
Пермяки Skat продемонстрировали подростковое рубилово гранджевого пошиба, - настолько невнятное, что невозможно было даже понять, на каком языке исполняются песни. Вроде бы, на английском. Вообще иногда во время фестиваля возникал вопрос: если это - лучшее из отобранного на промежуточных "Рокингах", то что же тогда было худшим? Не примите за столичный снобизм, но групп, подобных Skat'у, в любом питерском/московском клубе - по штуке на метр, и они отнюдь не пользуются широкой популярностью...
Ижевские Сны, памятные мне по прошлогоднему Вятскому "Рок-подъему", на этот раз были лиричны и несколько вялы. Слышны качество игры и попытка композиции, но не покидает ощущение, что эти люди ментально застряли где-то в советских 80-х. По итогу - скучновато.
Зигзаги (Барнаул), наоборот, сильно развеселили, но не материалом, а клиническим неумением попадать во что бы то ни было. Ритм-секция отдельно, гитара отдельно, вокал отдельно - и все лажают. Возможно, участники группы думают, что это и есть настоящий панк-рок?..
Зато бальзам на раны пролила пермская группа Top Sleeps. Да, конечно, они
играли не очень оригинальный гранж, местами сильно напоминающий
Soundgarden, -
но делали это слаженно, красиво и изобретательно. Неожиданные переходы,
любопытные ритмические структуры, неплохой вокал... Как выразился Владимир
Батурин - "министр рок-музыки Бурятии" и еще один член жюри: "Все прочие сидят
в клетке, а эти свободны. Они летят!" Жаль, что с англоязычными песнями
музыкантам вряд
ли удастся долететь до широкой ротации. Хотя вроде бы у них есть материал и на русском...
Система (Челябинск) явила собой клон Арии/Iron Maiden, была живописна, но неинтересна. На закуску сыграли хэви-кавер "Мамы анархии". Публике понравилось, нам не очень. Трали-Вали (Ижевск) (а их я помню по вологодскому "СДВИГУ"; это к вопросу о межрегиональных контактах) занимались привычным фиглярством, на сцене вели себя бестолково и по большей части раздражали. А местные любимцы Bongels-Bongels больше всего запомнились сходством вокалистки с Земфирой, - скорее визуальным, нежели музыкальным.
Во время выступления СерьГи я, промерзнув до мозга костей, нашла укрытие в
микроавтобусе новоуральской группы Утиль-Sырье - страшных зеленоирокезных
панков по имиджу и вполне разумных музыкантов по факту. Впрочем, и из
микроавтобуса Галанин сотоварищи были отлично видны и слышны, так что смело
могу утверждать, что сыграли они бодро, и приняты были очень тепло. С
товарищеского разрешения Алены Висляковой (совмещавшей работу в жюри с
фотографированием и интервьюированием) процитирую впечатления самого Сергея:
"Фестиваль был отлично организован, с нашей стороны нет к нему никаких
претензий. А то, что в нем участвуют группы из городов с населением в 100.000
человек и даже меньше, говорит о том, что "наши люди" есть везде! Печально
только, что нашей стране катастрофически не хватает подобного рода фестивалей.
Понятно, что на "Нашествие", "Крылья" или "Максидром" не пробиться, - значит,
должны быть какие-то региональные фестивали. Их не так много, поэтому тот
энтузиазм, который мы увидели в Перми, заставляет даже прослезиться по-хорошему
и подумать, что не все так плохо еще... Вообще мне кажется, что нам, москвичам,
питерцам, надо не замыкаться в своем мире, а найти какой-то компромисс и хотя
бы раз в год, в два года тоже поддерживать это дело. Нам приятно, что нас
приглашают, что мы периодически в это ввязываемся, и что нас принимают не как
каких-то там "папиков", а как нормальных ребят, которые по энергетике, в
общем-то, не уступают молодым, - это здорово!"
(Кстати, об энергетике: после "Рокинга" СерьГа еще сыграла двухчасовой концерт
в пивном ресторане "Брудершафт", и тоже не халявила. Так что подозревать
Галанина в хвастовстве не стоит).
Досадно только, что после фестивального выступления СерьГи публика частично рассосалась, и выступление коллектива из города Глазов под неясным названием Ravager порадовало не всех потенциальных потребителей. Играли они в основном ска, интересной была духовая секция и весьма яркой (внешне) - бэк-вокалистка. В общем, если вы слыхали и видали Cabernet Deneuve, то получите представление и о Ravenger.
После этого сеанса предзакатного веселья жюри было вынуждено заняться оргвопросами, посему закрывающую фестиваль группу - как раз Утиль-Sырье - послушали не все, кому это могло быть интересно. По звукам, доносившимся издалека, можно было понять, что играют они, скорее, пост-панк, и отличаются хорошей техникой и подачей. Вот тут было абсолютно ясно, почему они стали призерами одного из промежуточных "Рокингов", - действительно примечательная команда, украсившая собой и суперфинал.
Голосование, в котором участвовали члены не только жюри, но и т.н.
"Rock-Line-клуба", прошло в яростных дебатах, и результат оказался довольно
неожиданным: три бюллетеня (мой, Батуринский и омского музыканта Евгения
Сегала) были отданы Top Sleeps, остальные голоса распределилось ровно пополам
между Антарсией и Bongels-Bongels, и этих голосов было значительно больше.
Пришлось проводить второй тур, голосуя только за Антарсию или Bongels-Bongels.
Сегал самоустранился, не желая быть заподозренным в подсуживании землякам, а мы
с Батуриным с некоторым скрипом сердечным отступились от своего первоначального
выбора и проголосовали за Антарсию, которая в итоге и стала призером. Если
рассуждать здраво, то пусть лучше страна узнает о своих (пока единственных)
Cranberries, нежели об еще одном клоне Земфиры. И пусть уж пермские фанаты не обижаются.
Плохая погода и музыка из памяти исчезают очень быстро, а вот хорошие люди и группы остаются там надолго. Поэтому совершенно честно констатирую, что "Рокинг" мне понравился. А что дело это нужное, интересное и полезное, и что фестиваль обязательно должен продолжаться (и наверняка будет, - на следующий сезон поступило уже больше около 270 заявок), даже и говорить не стоит: это и так понятно.
1964 – Президент Национальной ассоциации парикмахеров Великобритании выпустил заявление, в котором гарантировал бесплатную стрижку любому популярному музыканту, занявшему верхние строчки хит-парадов. Как нарочно, в этот год начали свое движение в чарты волосатые рокеры.. »»
1967 – Песня Arnold Layne, повествующая о трансвестите, ворующем женское белье, впервые вывела группу Pink Floyd в английский хит-парад. Почвой для песни послужили реальные события из юности Сида Баррета и Рождера Уотерса: у девушек из колледжа, снимавших комнаты у их матерей, стало пропадать нижнее… »»
1969 – Скромняги The Who представили на концерте в Долтоне рок-оперу "Tommy”. Премьера произошла без особой помпы и даже без официального объявления о новинке. По-настоящему "Tommy" дебютировал двумя неделями позднее в Лондоне »»
Lou STEIN (1922)
Charles MINGUS (1922)
Glen CAMPBELL (1936)
Jack NITZSCHE (1937)
Don GRUSIN (1941)
Joshua RIFKIN (1944)
Barry GUY (1947)
Larry GROCE (1948)
Peter FRAMPTON (1950)
Paul CARRACK (1951)