Всем обитателям северного полушария известно, что май - месяц первых гроз. Веселое буйство стихии над расцветающей землей внушает не только трепет, но и радость; боги-громовержцы во всех европейских мифологиях могучи и грозны, но вовсе не злы. И, возможно, именно раскаты грома и размеренный стук тугих капель дождя так заворожили кого-то из наших далеких предков, что он решил уподобиться богам - и ударил рукой по туго натянутой шкуре или по гладкому древесному спилу... И под его пальцами родился ритм, и появился на нашей планете первый барабанщик.
Стоит ли удивляться, что именно в
этом месяце родился один из величайших барабанщиков в истории рок-н-ролла -
стихии столь же буйной, как и майская гроза? Нет, все закономерно: Джон Генри
Бонэм (John Henry Bonham), отзывавшийся также на детское прозвище Бонзо,
явился на свет 31 мая 1949 года. Произошло это историческое событие в городке
Реддич (Ворчестершир, Англия), в семье плотника. С малых лет Джон с восторгом
лупил по кастрюлям и сковородкам, потом, в десятилетнем возрасте, стал
осваивать настоящие барабаны, в 16 лет уже играл в местной группе Band of Joy,
а потом - понятно, где...
До конца своей, увы, недолгой жизни Бонэм оставался
простым сельским парнем, не склонным ни к оккультизму, подобно Пейджу (Jimmy
Page), ни к изящной словесности, к коей тяготел его друг детства Роберт
Плант (Robert Plant). Разбогатев и прославившись как участник Led
Zeppelin, Джон принялся разводить на ферме племенной скот и
коллекционировать спортивные автомобили. Крепко держался своей Патриции, на
которой женился в 20 лет, - она не только родила ему дочь Зои и сына Джейсона,
но и помогала решать финансовые дела. В общем, по всему казался обыкновенным
английским фермером, - если бы не был при этом уникальным, фантастическим
барабанщиком, необузданно диким и мощным и одновременно скрупулезно точным и
чутким, вполне воспроизвести технику которого никому не удается и по сей день.
Не верите - спросите у специалистов, послушайте альбомы (а еще лучше концерты)
или посмотрите на сохранившиеся "живые" съемки. Благо, последних пару лет назад
прибавилось: 27 мая 2003 года состоялся релиз сразу двух архивных компиляций
Led Zeppelin - тройного CD "How The West Was Won", запечатлевшего
фрагменты американского турне группы 1972 года, когда она находилась в
превосходнейшей форме, или Led Zeppelin DVD, где отражена, по сути, вся
сценическая история коллектива. И то, и другое издание было мною уже подробно
описано, так что повторяться не буду, - посоветую лишь обратить внимание на то,
как Бонэм исполняет свое знаменитое соло в "Moby Dick": оно присутствует во
всей красе и на компакт-диске, и на DVD, оно абсолютно узнаваемо, но всегда
отличается в нюансах, оно потрясает и завораживает как своим первобытным
шаманством, так и филигранным мастерством. Жаль, не сохранился на носителях
концерт в LA Forum (Лос-Анджелес) 31 мая 1973 года, - по отзывам, именинник там
был великолепен. И если уж рядовые выступления Led Zeppelin всегда впечатляют,
то можно лишь догадываться, каким барабанным фейерверком обернулся концерт,
совпавший с днем рождения Бонзо.
Однако знаменитый рок-н-ролльный громовержец мог играть удивительно
деликатно, - в этом можно убедиться, просмотрев на DVD фрагмент концертов Led
Zeppelin в Эрлс Корте (крупнейшем в те времена крытом зале Англии). Они
состоялись 17-18 и 23-25 мая 1975 года, и какой из них запечатлен на пленке,
установить практически невозможно (есть сведения, что точная дата - 24.05), да
это и не главное. Рабочая съемка, сделанная музыкантами изначально для личного
архива, являет нам почти домашний по атмосфере концерт, который сначала кажется
unplugged'ом - настолько мягко и ненавязчиво играет Бонэм; но его постукивания
и шуршания цементируют материал не в меньшей степени, чем игра Пейджа и Джонса
(John Paul Jones) и вокальная линия Планта. Ну а потом, во время
исполнения завораживающих "In My Time of Dying" и "Trampled
Underfoot", настает время и Бонэму развернуться во всей красе...
Led Zeppelin, как известно, были группой, где музыканты не делились на основных и второстепенных. Они были единым коллективом, друзьями и единомышленниками, и не мыслили иного существования. Вот как ответил Плант в 1975 году на дурацкий вопрос телекорреспондента о том, не планирует ли кто-то из участников LZ записать сольный альбом: "Лично я не испытываю никакой потребности записывать сольник. Мне ведь придется играть с посторонними музыкантами. Мое вдохновение во многом зависит от остальных трех участников группы. И у них точно так же. Потому мы и играем вместе, в этом весь секрет. Я не могу начать записываться или играть с кем-то еще, потому что мне, например, понадобится барабанщик, и это должен быть Бонзо, - кто ж еще? Точно так же мне нужны Джимми и Джонси. Со всеми прочими будет не то".
Немудрено, что после нелепой смерти Бонэма в 1980 году Led Zeppelin закончились как группа. Заменить Бонэма было некем, хотя кандидатур было немало, слухи ходили самые разные, а суммы за воссоединение (в любом составе, но обязательно под оригинальным названием) промоутерами предлагались фантастические. Еще бы: Led Zeppelin на протяжение практически всей карьеры считались лучшим концертным составом мира, что неоднократно доказывали на практике, в том числе при помощи цифр: к примеру, 5 мая 1973 года, выступая в Tampa Stadium (Джорджия, США), Led Zeppelin официально перекрыли рекорд посещаемости рок-концертов (установленный в 1965 году The Beatles), - на площадку собралось 56.800 зрителей. О сумме сборов скромно умолчим, но понятно, что если бы группа после смерти своего легендарного барабанщика собралась вновь хотя бы единожды, то гонорар за это шоу и интерес к нему фанатов измерялись бы астрономическими цифрами. Но все те же The Beatles спели когда-то, что любовь нельзя купить, - в том числе и любовь к погибшему товарищу. Led Zeppelin навсегда остались в прошлом, и даже на немногочисленных мемориальных концертах, где Плант, Пейдж и Джонс появлялись на сцене вместе, это название не звучало. Хотя, казалось, почему бы не назвать себя Led Zeppelin, играя на 40-летии родной фирмы грамзаписи "Atlantic records" (14 мая 1988 года) вместе с сыном Джона, Джейсоном Бонэмом (Jason Bonham), также избравшим карьеру барабанщика, и исполняя "Misty Mountain Hop", "Heartbreaker" и даже "Kashmir", немыслимый без барабанов Бонзо? Вот именно поэтому, - сын за отца не отвечает, и тот самый звук, а еще важнее, то самое единство на сцене обеспечить не может при всем старании. Что ж тут поделать...
Сольные альбомы, тем не менее, экс-участники Led Zeppelin все же записывали,
- и никакого предательства идеалов в этом нет, поскольку группа распалась, и
каждый ее участник пошел своим путем. Маем месяцем датируются сразу три
сольника Роберта Планта - человека, ни на каком инструменте, кроме губной
гармошки, никогда всерьез не игравшего, но с максимальной точностью уловившего
и развившего ту линию, по которой двигались бы Led Zeppelin, останься Бонэм в
живых. Плант всегда писал странные, неожиданные альбомы, - безошибочно
узнаваемый вокал в них далеко не все время ложится на привычные тяжелые риффы,
а уводит слушателя то в пучины новой волны, то в рощицы фолка, то в дремучие
джунгли всемирного бита. Материал альбома "Shaken and Stirred" (издан 20
мая 1985 года) многие сравнивают вовсе не с Led Zeppelin, а с Police
(особенно "Easily Lead") и Talking Heads, - и не в последнюю
очередь за
счет нестандартной игры барабанщика Ричи Хейворда (Ritchie Hayward, Little
Feat). Пластинка под названием "Fate of Nations", вышедшая 1 мая 1993 года,
была балладно-мягкой, арт-фолковой, - но в ней нашлось место и динамичному
любовному признанию "29 Palms", и политической песне о войне в Заливе "Network
News", решенной в духе, как ни странно, "Heartbreaker"...
Совершенно загадочен
свежайший из альбомов Планта, "Mighty Rearanger", выпущенный 2 мая 2005
года в
Англии и 10 мая в США (впрочем, наши пираты, как обычно, плывут впереди планеты
всей, - копия этого диска была показана Планту перед его апрельским концертом в
Питере): при поверхностном слушании он чудовищно похож на образцовый диск Led
Zeppelin, что весьма удивляет - с учетом того, что Плант не очень-то хочет
оглядываться назад, - но потом сквозь знакомые звуки все настойчивее
пробивается тугой африканский барабанный бой, не только электронный, но и
сыгранный вживую, рвущийся из под рук Клайва Димера (Clive Deamer,
Portishead)...
И опять осознаешь, что музыка Led Zeppelin изначально строилась не только на бритвенно-острых соло Пейджа и несравненном вокале Планта, но и на ритме. Шаманском, блюзовом, черном. Том самом, который впитал в себя сельский мальчик Бонзо вместе с шумом майских гроз, - и предъявил миру, пришел и ушел с ним, и с ним же остался здесь навсегда.
В 1968 году во время работы над пластинкой "Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь") известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые обсудили возможность создания собственной...
Дата образования:
1 января 1968
Подробности из жизни:
В 1968 году во время работы над пластинкой
"Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь")
известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые
обсудили возможность создания собственной группы. Первый, Джон Болдуин,
более известный в артистических кругах, как Джон Пол Джонс (03.01.1946), к тому
времени успел поработать в качестве продюсера, аранжировщика и сесссионного
музыканта (бас-гитара, клавишные) с Родом Стюартом, "Rolling Stones"
(оркестровка знаменитой "She`s Rainbow"), Марком Боланом (очень редкий ЕР
"Jasper C. Debussy", предмет вожделения многих коллекционеров-ценителей), а
также "Herman`s Hermits" (не менее знаменитый басовый рифф шлягера
"Jezabel"). Второй, Джеймс Патрик Пейдж (09.01.1944), виртуоз блюзовой
гитары, не чуждый смелых экспериментов (будь то подключение инструмента к
терменовоксу, или игра виолончельным смычком), а кроме того неплохой игрок на
том самом харди-гарди, был известен не меньше. Первый успех ему принесли работы
с "Kinks" (хит…
Manu DIBANGO (1934)
Roberta FLACK (1939)
Nigel OLSSON (1949)
Robbie NEVIL (1961)
Poli GENOVA (1987)