Вертинский и фабричные работницы, кокаин и водка, японские красавицы и авангардный мужской стриптиз, рок и шансон - все это объединил в себе фестиваль куртуазного декаданса "Бархатное подполье", прошедший на прошлой неделе в Клубе на Бресткой. "Мы попытались показать множество граней современного декаданса, - рассказал ведущий вечера пианист Алексей Сканави, - Он связан не только с культом ужасного, но и с культом прекрасных дам, куртуазностью, эстетством, гламурностью". Фестиваль смело разбивал бытующие стереотипы: гламурность, ничего не имеющая общего с глянцевыми журналами для дам, прекрасная дама, которой может стать и блоковская незнакомка, и знатная кулинарка Дуня, рок - изящный коктейль из оперных арий, шансона и индийских мелодий...
Примерно за месяц до проведения фестиваля на портале Realmusic был организован конкурс -
пользователи выбирали лучшую декадентскую композицию. Уже в первую неделю было
прислано более 200 работ и стало ясно, что эта тема очень интересует любителей
музыки: люди начали спорить, рассуждать о декадансе, присылать стихи...
Организатор фестиваля - Владимир Преобаженский, журналист, лидер группы
Бостонское чаепитие и музыкант Оберманекена - говорит: "Мы
ставили перед
собой задачу представить весь спектр музыкальных и артистических изысканий,
которые могли бы показать современный декаданс. От романтически-символистских
проявлений (Полынья, Пьеро), эстетики дендизма в лице "Оберманекена" до
брутального стеба Вадима Степанцова и секс-террористических перфомансов
Владимира Веселкина. Идея подобного фестиваля витала в воздухе. Рубеж
веков, переломные моменты российской действительности, - все это связано с
декадансом. А только что издана великолепная энциклопедия дендизма. Появляются
знаковые музыканты, такие как Алеша Пальцев (участник фестиваля)".
Романтичный символизм
Группа Кира Т`фу Бенд, открывавшая фестиваль, погрузила зрителей в атмосферу
классического концертного вечера, приправленного некой безбашенностью
рок-н-ролла. Музыканты в черных костюмах с большими белыми бабочками, солистка
- в мерцающем черном платье, а на заднем фоне, то обезьяны, превращающиеся в
человека, то рыбы, то работы мастеров классической живописи. Музыка тоже была
под стать действу.
Музыканты группы Пьеро органично смешали печальные образы
народного театра и порочность девиц эпохи "упадка". Кукольный рыцарь печального
образа - черно-белый Пьеро танцевал с черно-белой Коломбиной, чей макияж
навевал мысли о некроромантизме, под жесткую, но отчасти медитативную, музыку.
Прекрасные девы в японских нарядах из группы Полынья продемонстрировали вокал
в лучших декадентских традициях - рок, смешанный с чуть ли не церковным пением.
Эстеты и денди
Выступление Оберманекена началось с "пионеров". По сюжету песни "Дачные
велосипедиски" они уходили в подполье, "воздушные как поцелуи", под тягучий
салонный рок средневековых замков. По крайней мере, именно такое ощущение
вызывала музыка. Эстетика декаданса "Оберманекена", с одной стороны, вполне
вписывалась в привычные клише: кокаин, легкая эротика, - а с другой, выбивалась
из них шпионами, упомянутыми уже пионерами и цитрусовыми (незабвенный хит
"Девочка-подросток с запахом апельсина.."). Как истинные
эстеты, музыканты "Оберманекена" были скромны: черные, классические костюмы.
Такую же сдержанность одежды продемонстрировало Бостонское чаепитие.
Выступление этого коллектива показало, сколь эффектным может быть совмещение
оперных арий и рока, а сны могут оборачиваться садомазохистской фантасмагорией.
Видеоряд, сопровождающий Бостонское чаепитие, состоял из классики
кинематографа - - "Тихие дни в Клиши" по роману Генри Миллера,
"Последнее танго в
Париже" Бернардо Бертолуччи.
Явление
Алеша Пальцев, шансонье, которого нередко сравнивают с Вертинским, презентовал
на фестивале свой второй альбом - "АртистЪ". Любовь музыканта с
дореволюционному написанию слов была видна и в первом альбоме - он назывался
"ВертопрахЪ". По словам самого артиста, первый альбом был "сибаритствующим,
размеренным, меланхоличным", а второй получился более динамичным, эмоциональным,
в нем больше лицедейства. Коньяк и водка - вот как охарактеризовал Алеша
Пальцев свои альбомы. Выступление тоже было скорее водочным - русские гуляния,
чуть ли не с цыганами, но - никакого рока: скрипка, фортепиано, барабаны,
гитара - создающие на сцене романсовый, почти салонный звук, и сумасшедшая энергия.
Секс-террор и стеб
Владимир Веселкин, бывший шоумен АукцЫона, прославившийся своими шокирующими
выступлениями и в России, и в Европе, из своего амплуа не вышел. Полувоенный
полуфрак, колготки, меха, которые в итоге оказались на сцене, а не на артисте,
танцы вокруг микрофона под зловещий ритм ударных, грядущая мировая война,
Иисус Христос. "Афтар жжот", - орали в зале. Последнюю песню Веселкин
посвятил Оле, которая работает на фейс-контроле клуба. "Я обещал", -
объяснил музыкант.
Закончился фестиваль выступлением Вадима Степанцова, главы ордена Куртуазных
Маньеристов, группы Бахыт-компот. Поэт и музыкант представил своей новый
проект - "Бедлам-капелла". Началось его выступление с чтения стихов про
"правильного и нужного" педагога, который помогает своим ученицам бороться с
распущенностью. Очень оригинальным методом. Стиль, в котором были выдержаны все
композиции, посвященные разумеется дамам, сам Вадим Степанцов окрестил
симфо-панком. Классическое музыкальное образование, разухабистая игра, стеб на
грани фола в поэзии - создали на сцене нечто совершенно неподдающееся описанию.
Продолжение?..
"Мы просто приоткрыли дверцу и показали - что да, есть такое явление в
современной музыке, - поделился своими постфестивальными впечатлениями
Преображенский, - Конечно, хотелось бы все устроить с большим
размахом: с модными дефиле, с шампанским, льющимся рекой. Но это очень сложно
без спонсоров, ведь нынешний фестиваль вообще был сделан на голом энтузиазме,
настоящее такое суровое подполье. Скорее всего, продолжение у фестиваля будет,
но сохранится только идейное наполнение, а антураж будет другой. Пока общение
на "бархатную" тему продолжается в Интернете и, так сказать, в кулуарах".
Декаданс в музыке оказался явлением очень неоднородным, но одновременно завораживающим. Шоу, устроенные без миллионов, вложенных в спецэффекты, могут быть потрясающе красивы. Музыка, с одной стороны, имеющая как минимум столетние традиции, а с другой - не чурающаяся современных изысканий, - разбивает границы "формата" и "неформата". Фестиваль показал, что стена непонимания, на которую наталкиваются многие музыканты, делающие "другую", ни на что не похожую музыку, может быть разбита. Легко и изящно.
1960 – Родился барабанщик Guns N' Roses и Velvet Revolver американец Matt Sorum »»
1965 – Родился Джейсон Пирс aka J. Spaceman - лидер и вокалист британской группы Spiritualized, один из основателей Spacemen 3 »»
Reginald DOZIER (1942)
Stan KING (1949)
Ofra HAZA (1957)
John ACQUAVIVA (1963)
Vincent HERRING (1964)