По мнению некоторых поклонников Jethro Tull, репертуар их концерта, прошедшего 22 марта 2005 года в стенах респектабельной "России", особой "массовостью" не страдал: даже предыдущее выступление команды в "роковой" Горбушке было более близким к народу с точки зрения подбора песен. Почему бы и нет? В конце концов, это не первый российский концерт группы. Кроме того, в случае с музыкантами родом из 60-х, которые вышли в звезды отнюдь не по итогам поп-чартов, такой подход к построению сет-листа заслуживает особого уважения. Были еще и чисто технические причины, но о них чуть позже.
Несмотря на то, что кроме самих Jethro Tull в развешанных по городу афишах
никто более не значился, не обошлось без навязанного устроителями "разогрева".
Подобные вещи в последнее время, кстати говоря, случаются все чаще, и есть
искренняя надежда, что вскоре за них начнут штрафовать, как уже штрафуют за
фальшивую рекламу или непредупреждение аллергиков о модификации клубники генами
томата. Тем более, что в плане музыки сочетание разогрева с основной командой
выражалось явно отрицательными величинами.
Электронный проект Волга существует уже несколько лет, специализируется
на авангардных обработках русских народных песен и уже отметился в коллекциях
любителей подобной музыки парой неплохих альбомов. На сцене, однако, этот
коллектив производит удручающее впечатление - дама в мешковатых футболке и
штанах у микрофона и трое не более опрятно одетых музыкантов, двое из которых
сосредоточенно топтались у лэп-топов, а третий деятельно перепиливал смычком
что-то явно не струнное. Все четверо кучковались в углу сцены - чтобы столик с
аппаратурой можно было побыстрее убрать, очевидно. Запомнились
раздражающе-роботоподобный бит и пронзительный голос, обильно обработанный
задержками. На каком-нибудь экстремальном танцполе Волга зажгла бы не
по-детски, здесь же ее появление вызвало экстренный отток публики в фойе. Пора
бы понять - подобная реклама пользы не приносит, а вот навредить может даже
очень неплохому начинанию.
Но вот "разогрев" отзвучал. Волга удостоилась апплодисментов за то, что
закончила-таки выступление, и после краткой паузы на сцене
материализовались-таки герои вечера. Яну Андерсону (Ian Anderson) и
Мартину Барру (Martin Barre), впрочем, не привыкать - их акустическое
выступление летом 1992 года на фестивале "Белые Ночи Санкт-Петербурга",
помнится, предварял долгий разогрев звезд диско-регги в лице Boney M,
Supermax и London Beat.
В общем, Ян практически не изменился со времен того визита - все такие же
безумные телодвижения, пробежки по сцене, вскрики и придыхания через
радиофицированную флейту. Помимо флейты он играл в тот вечер на акустической
гитаре и деревянной дудочке. Мартин также порадовал публику своей игрой на
мандолине, а клавишник - на "адском" аккордеоне. Программа шоу включала
несколько исполняемых с привлечением этих инструментов инструменталов из не
слишком давнего "Christmas Album". Объясняя присутствие этих номеров в
весенних концертов, Андерсон пошутил: "Пора бы уже и подарки готовить -
всего двести восемьдесят дней осталось..."
После знаменитой "Up To Me", на песне "Mother Goose", произошел сильный крен в сторону акустического звука - ударник переместился за бонги, гитарист с клавишником взялись за блок-флейты, а партию солирующей гитары исполнил сам Андерсон. Новый крен, на сей раз в жесткое гитарное электричество на сольном номере Барра, и вот уже на публику обрушилось головоломное попурри из "Songs From The Wood", "Too Old To Rock'N'Roll, Too Young To Die" и "Heavy Horses". Темы эти были сплетены довольно хитро и неожиданно. Между песнями Андерсону дарили цветы.
Интересно, что больше всего группа обращалась к материалу легендарного
"Aqualung" и уже упоминавшегося "Christmas Album". А вот из
"War Child" не было сыграно почти ничего, да и способные украсить программу
любого концерта заглавные номера программ "Thick As A Brick" или
"Minstrel In The Gallery" на сей раз остались за бортом. Возможно,
причина в том, что сессионных музыкантов группа с собой в тур не возит, а
Андерсон в нынешнем составе - единственный вокалист. А может быть, и в чем-то
еще.
Тем не менее, мы услышали и превосходящий по степени своей бронебойности многие
творения нынешних металлистов "Hymn 43", и, разумеется, саму
"Aqualung", с ее моментально узнаваемым риффом, зажигательными сменами
ритмов и забавными "телефонными" эффектами в припевах. Пластика Андерсона в
последнем номере заставила бы позеленеть от зависти самых крутых танцоров в
стиле хип-хоп или брейк-данс. А после выхода на бис команда вспомнила "Wind
Up" и, раз пошла такая пьянка, и всенародно любимую "Locomotive Breath".
На том концерт и закончился. Почти три часа врубали мужики, а все равно до сих пор кажется, что мало. Что же, есть надежда увидеть эту легендарную команду еще разок-другой и услышать от нее еще что-нибудь свежее и не слишком заезженное.
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)