Выход нового альбома - всегда хороший повод пообщаться с музыкантом. А в случае с Земфирой - еще и один из немногих способов добиться интервью. Она не вписывается в наезженную колею шоу-бизнеса: альбом, концертный чес, информационный шум по любому незначительному поводу. Ее прорвало, написались новые песни - выходит альбом. Ей захотелось найти пищу для ума - она поступила на философский факультет МГУ.
Звуки.Ru: Поговорим про учебу?
Земфира: Я устала отвечать на подобного рода вопросы. Но отвечу.
Звуки.Ru: Ты уже выбрала специализацию? Чем именно будешь заниматься на факультете?
Земфира: Не определилась еще. Мне сначала нужно сдать эту сессию. Определиться нужно будет к маю. Последние три месяца я занималась только альбомом. А первые два месяца занятий - достаточно общие знания, вводные курсы. Естественно, мне пришлось почитать историю зарубежной философии, логику:
Звуки.Ru: Не жалко, что не складывается нормальная студенческая жизнь?
Земфира: Я думаю, она еще сложится. Просто так получилось, что мне пришлось заняться альбомом. Потому что написались песни, и я решила, что надо их выпускать, пока они не потеряли своей актуальности.
Звуки.Ru: На чем ты делаешь первые наброски песни?
Земфира: Либо гитара, либо пианино.
Звуки.Ru: Разница есть?
Земфира: Конечно. Во-первых, я гитарой не очень хорошо владею и использую, как правило, очевидные гармонии. На пианино же я, в общем, играть умею, поэтому там гармонии посложнее. Ну и отличаются, конечно, мелодические строчки. Это можно понять и услышать, музыканты понимают сразу - на чем написана песня.
Звуки.Ru: Сильно ли изменяется песня - от момента своего рождения и до конца работы?
Земфира: Да. И я думаю, многие музыканты со мной согласятся, что в процессе аранжировки многое теряется. И часто бывает, что демо-версия звучит свежее. А окончательная версия просто правильнее, богаче. Очень важно не потерять при записи настроение.
Звуки.Ru: На альбоме сама на чем играла?
Земфира: На всем понемножку - там, где нужно было немножко доиграть. Клавишные какие-то, Хэммонд, акустическая гитара... Ничего сверхъестественного я не сыграла, я скорее пела.
Звуки.Ru: Традиционно рок-н-ролльный набор инструментов...
Земфира: Но там есть, как мне кажется, интересные аранжировки. Есть арфа, есть труба. Очень фрагментарно, но они присутствуют.
Звуки.Ru: Раньше таких экспериментов не было.
Земфира: Нет, раньше мы обходились клавишами. Сейчас же, по большому счету, клавишных нет. Использовались либо Rhodes, либо Хэммонд - зарекомендовавшие себя звуки. Либо рояль. Какие-то синтетические звуки я не использовала, потому что неинтересно уже.
Звуки.Ru: Концерты в поддержку альбома планируются?
Земфира: Ну, хотелось бы поиграть, конечно. Но для этого надо решить сначала вопрос с университетом, а потом вопрос с музыкантами. Именно в такой последовательности. Но желание есть, промоутеры звонят, поэтому, я думаю, концерты будут.
Звуки.Ru: То, что у тебя не складывается своя постоянная группа - уже общеизвестно. Вот и на новый альбом пришлось привлекать музыкантов из группы Мумий Тролль.
Земфира: Но они же музыканты! Они отличные музыканты! Так что с этим все хорошо.
Звуки.Ru: Но без своих музыкантов-то не очень хорошо?
Земфира: Надеюсь, что пройдет время и они появятся. Просто процесс достаточно долгий. Притирочный процесс может занимать несколько лет. А пока нет собственных, я играю пусть не со своими, но с отличными музыкантами.
Звуки.Ru: А почему ты не используешь просто сессионных музыкантов?
Земфира: Существует некий музыкальный круг, музыканты в курсе. Периодически мне кто-то звонит, мы встречаемся, но пока вопрос открыт.
Звуки.Ru: Юрий Антонов недавно говорил, что у него набралось материала на два альбома, и он бы их выпустил, но не хочет, чтобы пираты зарабатывали на его музыке. Тебя это, судя по всему, не пугает.
Земфира: Как я отношусь к пиратам? Лояльно. Я считаю, что они меня промоутируют. По большому счету, в этой стране, при данной ситуации с законами, страдают от них рекорд-компании. У меня нет какого-то ярко выраженного негативного отношения к пиратам. Более того, я считаю, что если ты написал песню, то этим надо делиться. Сидеть и жать песни, и тем более говорить об этом - это совсем как-то некрасиво. Зачем, чтобы все заплакали, пошли и расстреляли пиратов?
Звуки.Ru: Наверное, для того, чтобы приходили эти песни на концертах слушать.
Земфира: Так он их на концертах поет? Наивный! Их можно записать на диктофон и точно также выпустить.
Звуки.Ru: Вот и записи с твоих концертов и старую несведенку - тоже можно найти в сети.
Земфира: Ну что ж, сеть - такое пространство, где можно все, можно всем.
Звуки.Ru: Слухи о том, что тебе предлагали возглавлять "Фабрику звезд", наверное, пошли после того, как в одном из интервью ты упомянула о том, что "люди с серыми лицами" беседовали с тобой о засилье этих "фабрик". Ты не могла бы рассказать, что это за история?
Земфира: Да по большому счету мне и сказать нечего. Просто я общалась с, как бы это сказать, представителями власти, что ли, в совершенно приватной беседе. Мы просто болтали о музыке вообще. Они оказались любителями рока, причем русского и почему-то решили, что я могу поддержать эту беседу. Я считаю себя человеком воспитанным, так что я сидела, вставляла "да-нет".
Звуки.Ru: А это ошибка - считать тебя любителем русского рока?
Земфира: Нет, я очень любила русский рок! Когда была юной. Для меня важны были все эти журналы, "Фузз", я ездила в Питер на Рубинштейна, 13. Но сейчас, безусловно, ситуация поменялась. По большому счету, кардинально изменилась идеология в этом жанре. И я в данный момент не могу себя назвать поклонником русского рока. Плюс я сама являюсь его частью, так что тем более странно говорить, что являешься поклонником нынешнего русского рока, будучи его составляющей.
Звуки.Ru: А как изменилась идеология?
Земфира: Ну, все это, наверное, связано с изменением государственной идеологии, с новыми условиями. Капитализм, рынок, прочее... Исчезла какая-то важная идеологическая составляющая и это отразилось на жанре. Появились деньги у музыкантов в этом жанре, что в принципе, как мне кажется, противоречило идеологии того времени. Они же постоянно сидели в подвалах, играли квартирные концерты, их постоянно мучили милиционеры, цензоры. А сейчас рок-музыканты - сытые парни, с хорошими машинами, в модной дорогой одежде. Как на Западе.
Звуки.Ru: Тем не менее у них есть внутреннее оправдание для того, что они делают.
Земфира: Я не понимаю, за что им оправдываться? Изменилась идеология и все.
Звуки.Ru: Ну вот, Юрий Шевчук говорит, что рок отличается от других жанров тем, что в этом случае "человек берет в руки гитару, потому что у него душа болит". Душа ведь может болеть и в дорогой машине.
Земфира: Безусловно! Более того, на мой взгляд, основное отличие в том, что поп-индустрия призвана развлекать, максимально развлекать. Человек, играющий в жанре с приставкой "рок", может не давать себе установки развлекать и может говорить то, что хочется говорить. Вот в чем кардинальное различие. При этом протестовать или не протестовать - это его личное дело, мне кажется. Просто он не обязан развлекать. Когда я пишу песню - передо мной не стоит задача максимально развлечь слушателя.
Звуки.Ru: Но это не делает тебя рок-музыкантом.
Земфира: Конечно, нет. Но если поп-индустрия - это индустрия развлечений, то все, что не развлекает - это уже не поп-индустрия, вот так давайте договоримся. Потому что у Юрия Шевучка свое понимание этого вопроса, у меня свое. Если посадим сюда еще какого-нибудь музыканта, Бориса Борисовича Гребенщикова, например, он нам тут вообще загнет на 3,5 страницы. И будет прав - ибо подкован.
Звуки.Ru: Значит, у Бориса Борисовича свои обоснования на 3,5 страницы, у Шевчука душа болит, а у тебя?
Земфира: Что болит у меня? Почему я пишу? Ну вот, случаются со мной такие моменты, когда я подхожу к инструменту и пишу. Даже если я когда-то анализировала, почему так происходит, то давно уже перестала. Потому что я не уверена в том, что есть единственно верный ответ. И чтобы осталось какой-то волшебство в моменте, я не анализирую его.
Звуки.Ru: После истории с народными волнениями из-за цитаты Led Zeppelin в "Трафике", наверное, пришлось специально следить за тем, чтобы ничего похожего не случилось?
Земфира: Я, конечно, прослушиваю альбом до того как он выходит в мир, и не один раз. Более того, на нем опять присутствует цитата из Led Zeppelin! Это не секрет, хотя она гораздо скромнее и очень гармонично вписалась в аранжировку. Это единственная намеренная цитата и я, безусловно, понимала, что имела в виду, когда ее включила. Некий отсыл к той композиции, к той песне, тому настроению, тем словам.
Звуки.Ru: В какой композиции?
Земфира: Нет, я не хочу все рассказывать. "Цитата такая-то на такой-то секунде"... И тогда уже, естественно, все услышат.
Звуки.Ru: Услышат и так, и даже больше.
Земфира: Это такое бесполезное занятие... Я не вижу смысла слушать музыку, которая тебе не нравится. И вместо того, чтобы слушать музыку и просто получать удовольствие от музыки, которая тебе нравится, сидеть и выискивать какие-то цитаты... Это очень мелко. Мне кажется, это какие-то человеческие проблемы у тех, кто выискивает что-то постоянно.
Звуки.Ru: Ты столько лет уже этим занимаешься. Получается, что музыка стала работой?
Земфира: Да нет, по-прежнему удовольствие. Смотря с кем играешь. Если вокруг тебя хорошие исполнители - то это удовольствие. Если же тебе приходится играть с неважными исполнителями, безусловно, в некотором смысле это превращается в работу. Тебя может не устраивать то, что творится, но тебе надо допеть эту песню. У тебя не стоит, а тебе приходится ее петь. И вот в этот момент это превращается в работу. В случае же если рядом с тобой хорошие музыканты - это удовольствие.
Звуки.Ru: Но сама запись альбома, когда необходимо довести дело до конца...
Земфира: Безусловно, есть разные моменты, разные стадии и некоторые из них требуют скрупулезного труда, нудного подчас. Но, в общем, тоже можно увлечься.
Звуки.Ru: И мы плавно переходим к разговору о продюсировании. Ты сама стала продюсером своего альбома.
Земфира: Ну, я не стала бы так говорить. Часть песен спродюсировал Игорь Вдовин. Некоторую часть песен сложно назвать спродюсированными, ибо мы их просто сыграли - так, как исполняем на концертах. Не согласна с тем, что я занималась продюсерской работой. Просто есть представление о том, как песня должна звучать. В этот процесс в равной степени подключается и звукорежиссер и сами музыканты.
Звуки.Ru: Но ведь именно продюсер знает, какая должна получиться звуковая картина?
Земфира: Все прекрасно понимают в момент исполнения, в момент аранжировки, что при этом должно быть.
Звуки.Ru: Может быть, поэтому так тяжело найти музыкантов, что тебе нужны такие, которые уже сами все понимают?
Земфира: Они должны быть профессионалами, они должны прогрессировать.
Сегодня, 1 марта выходит новый альбом Земфиры "Вендетта".
1971 – Родился Джонни Гринвуд, британский музыкант, соло-гитарист группы Radiohead. Гринвуд — мультиинструменталист, кроме гитары он играет на скрипке, органе, фортепиано, банджо и губной гармонике. Журнал Rolling Stone поставил Гринвуда на 48-е место в списке 100 величайших гитаристов всех времен »»
Ike TURNER (1931)
Billy SHERRILL (1936)
Art GARFUNKEL (1941)
Peter NOONE (1947)
Bryan ADAMS (1959)
Ryan ADAMS (1974)