Существует масса различных мнений относительно такого явления в современной музыкальной культуре, как "русский рок". Но практически все - и его сторонники, и противники - сходятся в одном: в том, что главной отличительной чертой этого стиля является его сильная текстовая направленность. В немалой степени к составлению подобной характеристики "приложили руку" представители "питерской школы русского рока". Поэтому нет ничего удивительного в том, что идея увековечить на бумаге стихотворные творения отечественных рок-музыкантов возникла и нашла свое воплощение именно там, в северной столице, где с конца прошлого года начался выход в свет первых томов 10-томной серии "Поэты русского рока". Небольшой комментарий по этому поводу, а также в связи с предстоящим 18-го февраля концертом в ДС "Юбилейный", посвященным вышеупомянутому изданию, мне удалось получить у одного из авторов проекта, директора группы Кукрыниксы Игоря Гудкова (более известного в питерских рок-н-ролльных кругах под именем "Панкер"), и у человека, послужившего своеобразным "толчком" к воплощению проекта в жизнь, и творчеству которого посвящен практически целый том серии - у Юрия Шевчука.
Звуки.Ru: - Как возникла мысль выпустить подобное издание? Кто был инициатором?
Гудков: - Можно сказать, что инициативная группа - это Антон Соя, я, Сева Грач (директор "Зоопарка" - прим. авт.): Кроме того, были еще люди, которые нам сильно помогали в работе над отдельными томами - например, Света Лосева. А у Антона же эта мысль возникла после общения с Шевчуком, который, как паровоз, толкнул эту идею. И, конечно, хотя Шевчук не является официально членом редколлегии, мы с ним довольно часто советуемся, и он помогает нам кое-что подкорректировать, потому он - один из тех, кто действительно является настоящим "поэтом русского рока".
Шевчук: - Мы как-то однажды обсуждали идею такой книги, и я очень рад, что Игорь и Антон Соя взялись за это нелегкое дело. Антон, конечно, очень много работает ради воплощения этой идеи: Это давно пора было сделать, потому что я искренне убежден, что музыка меняется быстро, в отличие от слова. А очень важной составляющей "русского рока" является именно слово! Можно сказать, что слово - это "внутренность" такого явления как "русский рок". Поэтому то, что сейчас выходят эти книжки, - может, это единственное, что и останется от этой культуры... Это очень важно, и я всячески поддерживаю это начинание!
Звуки.Ru: - Всех ли, чьи произведения вошли в это издание, можно отнести к поэтам?
Шевчук: - Вскрытие покажет!
(улыбается) Я, например, прочел три тома
и очень многому удивился и порадовался, потому что у многих наших групп иногда
просто слов не слышно, иногда музыка отвлекает... А вообще мне многие ребята
понравились, я нашел довольно много очень хороших строк - точных, отражающих
время, какую-то внутреннюю жизнь того или иного музыканта.
Мне, например, не нравится, как поет Саша Васильев - ну, совершенно
он не
певец, на мой взгляд! В общем, поет он хреново, а стишата у него
неплохие... Видно, что человек думает, и есть у него хорошие стихи, но на бумаге
они мне больше понравились, чем под музыку, в песнях, где слишком много
подражания манере Гребенщикова. БГ мне очень понравился, но он-то как
раз и
поет хорошо. Поэзия БГ, кстати, мне гораздо больше нравится в его песнях, чем
на бумаге! (улыбается) На бумаге тексты БГ теряют свою такую, знаешь,
загадочность: (очень задумчиво и проникновенно) А вот эти Борины придыхания,
паузы, эти звуки какие-то... Вот они как раз и придают его поэзию ту магию, в
результате и называемую Аквариумом. А когда Боря на бумаге, в стихах - просто
буквы, слова - то эта магия для меня теряется как-то. Видишь, а Васильев -
наоборот! Мне понравились еще некоторые строчки у Найка Борзова, у Шклярского
нашего, питерского, из Пикника мне тоже много нравится - у него такие
интересные, романтические тексты... Да мне многие понравились, в принципе. Я же
говорю, что в музыке как-то я их не слышу, потому что музыка у каждого своя, а
вот слова там ничего. Практически у любого из этих трех томов, которые я
прочел, есть очень хорошие строчки!
Гудков: - Естественно, нельзя относиться ко всем людям, кто будет
опубликован как к поэтам, но это рок-музыканты, которые пишут песни на свои
стихи. Кто-то давал тексты песен, потому что только в таком виде они
существуют, как было в случае с Агатой Кристи или Никольским, а у
кого-то мы
опубликовали настоящие стихи. Причем, хочу отметить, что, поскольку издание
некоммерческое, то все поэты отдали свои стихи туда абсолютно бесплатно, не
получая за это никаких гонораров, кроме авторских экземпляров, ну, и "почета и
уважения", конечно.
На самом деле, особо четкой линии в издании нет: есть "московский" том,
три "питерских" тома, есть совмещенные - скажем, в "томе Шевчука" будет еще и
Башлачев, и Рыженко, который москвич. Есть том под ориентировочным названием
"Петербургский рок-клуб", в который войдут все, кто участвовал в свое время в
рок-клубе. Будут еще "женский" том... Ну, вот такие десять томов, в общем!
Звуки.Ru: - Юра, практически целый том посвящен твоему творчеству. Ты сам отбирал стихи?
Шевчук: - Ну, не знаю, "мой" - "не мой"... Стихи в него отбирал Антон Соя. Я, может быть, что-то добавил, что-то убрал, отредактировал что-то немножко. В этой книге ведь представлены, в основном не стихи, а песни - и Антон свою подборку предложил, а я как бы согласился. Вообще моя подборка текстов отличается от других ребят тем, что она идет с датами, то есть в ней существует третья составляющая - время. Честно говоря, единственное, что я ожидаю от этого сборника рок-поэзии, - это какой-то драки, потому что у Васильева, у БГ, еще у некоторых очень много лирических текстов. Это, наверное, хорошо, и они, видимо, сами так выбрали, потому что понимают, что лирика - это и есть поэзия. Но не вся!.. (хитро прищуривается)
Звуки.Ru: - Поколение "рокапопса" тоже представлено?
Гудков: - Есть такой вариант ,что это будет последний том,
дополнительный. Но вот есть Земфира, например, которая относится к этому
поколению, а тем не менее, поэзия у нее довольно сильная. Пока не очень
понятно, что с этим направлением будет, поэтому больше наше издание можно
отнести к чистому року.
Вообще, эта история такая глобальная, что она может на этом и не закончиться, и
тогда будет уже не 10 томов, а больше, потому что периодически попадаются
разные интересные вещи, про которые мы забыли. На самом деле, сейчас сложно
сказать однозначно. Планировалось все как десятитомник, но это может, в равной
степени, как ни закончиться десятью томами, так и не стать ими, потому что это
все-таки некоммерческое издание. Поэзия в нашей стране не продается как
детективы, к сожалению, а у этого издания достаточно высокие требования,
поэтому тяжеловато приходится... Сейчас уже вышло четыре тома, в феврале должен
выйти "том Шевчука" и том "сибирский панк", в котором представлены Гражданская
оборона, Янка, Инструкция по выживанию, Черный Лукич и другие...
Звуки.Ru: - Ага, теперь понятно, почему такой состав участников концерта.
Гудков: - Да, в концерте буду участвовать как раз те, чье творчество представлено в новых томах: "ДДТ", "Гражданская оборона", Калинов мост и "Кукрыниксы", как представители молодого поколения питерской рок-музыки. Кстати, это первый концерт в истории нашего рока, в котором будут играть совместно "ГО" и "ДДТ".
Шевчук: - Ну и ничего страшного! Что тут плохого? Я "Гражданскую оборону", Егора Летова очень уважаю, это правда, я тебе уже как-то говорил об этом. Конечно, я со многим не согласен, с какими-то его инсинуациями... Иногда он говорит, не очень думая перед этим, но я и сам такой же! (смеется) Поэтому он мне и нравится! Он человек в творчестве очень вспыльчивый, а мне нравятся вспыльчивые люди, именно в творчестве. Хороший Егор, да... И то, что он, врнее, "Гражданская оборона" сыграет с такой великой группой как "ДДТ" - я думаю, они уже заслужили эту честь! (хохочет) В принципе, неважно даже, кто из нас будет выступать в начале, но нам хотелось бы хоть раз в жизни сыграть первыми:
Не знаю, сбудется ли желание Шевчука выступить первым, но то, что этот концерт станет значительным музыкальным событием, думаю, не вызывает сомнений. Конечно, в первую очередь, и по причине основной идеи этого мероприятия, и по уникальному составу участников, а еще и потому, например, что это единственное появление группы "ДДТ" в полном составе на сцене на ближайшее обозримое будущее, вплоть до грядущих юбилейных концертов, связанных с 25-летием коллектива, ожидаемых лишь не раньше лета. А я вот лично надеюсь, что, наконец, смогу узнать и мнение сибирских гостей, так редко балующих нас своими интервью.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)