Новогодние каникулы могут стать для иного меломана испытанием на скуку. С одной стороны - ни одного "значительного" концерта: кругом звучит сплошной "best of", все планируют презентации новых программ и дисков на послепраздничное время; с другой стороны - музыканты, которые выступают в новогодних клубах, хорошо знают, что и сама публика в это время не настроена на серьезное восприятие музыки. Поэтому на Новый год мы без сожаления покинули столицу и отправились... в Ереван. Именно там нам открылись такая музыка и такая публика, которые почти не встретишь в наших перекормленных зрелищами залах. Но об этом стоит рассказать по порядку.
Перкуссиониста Арто Тунчбояджана (Arto Tuncboyaciyan) и возглавляемый им
Armenian Navy Band почитают поклонники world-music во всем мире, многие
называют их гордостью современной армянской сцены. Вообще-то "звездную"
фамилию носят двое братьев:
Арто и Онно (Onno). Оба провели детские и
юношеские годы в Турции, куда перебралась на жительство их семья. Вскоре Арто
стал профессиональным студийным музыкантом, и в этом качестве в 1981 году уехал
работать в Америку, а Онно остался в Турции, продвигая в массы музыку в стиле
world. Тем временем Арто играл и записывался с самыми разными музыкантами - от
Эла Ди Меолы (Al Di Meola) и Пола Уинтера (Paul Winter & The Earth
Band) до
Oregon и System Оf А Down. Перепробовал все стили и все
инструменты: играл в группе брата на тромбоне и перкуссии, пел и использовал
все, на чем можно играть, на альбоме греческой дивы Элефтерии Арванитаки
(Eleftheria Arvanitaki), издал десять (10) сольных пластинок, первая из
которых - "Every Day is a New Life" - уже стала раритетом, писал музыку
к кинофильмам, без устали создавал новые проекты.
Как рассказал нам известный джазовый критик
Армен Манукян, в 1998 году Арто приехал в Армению на гастроли в составе
квартета Night Ark и был настолько поражен теплым приемом, который ему
устроили соотечественники, что решил остаться и основать постоянный коллектив в
Ереване. Собрал состав из двенадцати музыкантов (каждый - известный в своей
области мастер, часто одновременно - лидер собственной группы или целого
оркестра) и назвал его весело и слегка иронично Armenian Navy Band.
Название коллектива в полной мере отображает суть исполняемой им музыки: это красивый,
замешанный на национальных традициях фьюжн с элементами авангарда. Не
лишенный чувства
юмора и чувства меры, умеющий заставить слушателя задуматься, рассмеяться или
загрустить без единого слова, лишь чуть сменив интонацию. Супергруппой выпущены уже
несколько альбомов, которые высоко оценили профессионалы и любит публика:
"Bzdik Zinvor" (1999), "New Apricot" (2001) и "Sound of Our
Life" (2003).
Концерт начинается с некоторым запозданием,
но мирная и интеллигентная атмосфера, царящая в Avantgarde Folk Music Club,
позволяет скоротать
время без видимых усилий. Группа выходит на сцену: их 12, и все музыканты - в
веселых светло-желтых и рыжих толстовках, украшенных травяным и цветочным
орнаментом. В составе оркестра - и традиционные фолк-инструменты (дудук, булул,
зурна, канон и т.п.), и привычные более для джаза саксофоны, тромбон, бас и
клавишные. После шумного и быстрого вступления в стиле "горный поток,
затопивший голливудский диксиленд" и пары народных песен в красивой джазовой
обработке начинается демонстрация "фокусов": сольных
партий отдельных инструментов, шуточных дуэтов и изобретательной музыкальной эквилибристики.
Еще до начала концерта мы обратили внимание, что вокруг места перкуссиониста
стоит куча предметов бытового назначения: кастрюля, бутылки, перкуссии,
струнные инструменты. Арто берет обыкновенную бутылку из-под
кока-колы, пристраивает ее между локтем и грудной клеткой и дует в нее,
подыгрывая себе на бубне.
Результат больше всего напоминает
эксперименты Сергея Старостина с несколькими видами флейт и сопелок
одновременно. Или развлечения вокального эксцентрика Бобби Макферрина (Bobby
McFerrin), о котором напоминают характерные перепады тона. Номер довольно
незамысловат с
исполнительской точки зрения, но он
очень эффектный и зрелищный - публика с уовольствием хлопает мастеру. В
какой-то момент Арто начинает не только играть, но и петь, и заставлять звучать
на разные лады старую кастрюлю, и даже... читать рэп, привлекая к этому действу
публику из зала и раздав остальным детские пищалки!
Но и остальные музыканты не уступают лидеру
ни в профессионализме, ни в изобретательности. И когда после небольшого
перерыва начинается второе отделение концерта, композиции становятся все более
замысловатыми и разнообразными: то это - психоделически-плавные фолк-баллады,
то - настоящие авангардные дуэли солирующих инструментов, то - светский и
ироничный, почти "салонный" джаз. Но ни один музыкант не входит в раж и не
позволяет себе выбиться из общего ряда стройно и достойно звучащих коллег,
"оторваться", забыться. Это - не просто сотрудничество мастеров, но их глубокое
взаимоуважение и стремление продемонстрировать таланты каждого в наиболее
выгодном обрамлении.
Вечер постепенно подходит к концу, Арто
представляет своих коллег; каждый исполняет по небольшой, но яркой партии.
Саксофонист Армен Уснунц, прощаясь, извлекает из своего инструмента
какие-то особенно щемящие ноты. Несмотря на то, что время позднее, нам очень
жаль уходить - и грустно, что
нашу радость от этой музыки не смогли разделить с нами люди, которым она бы
наверняка понравилась.
Возможно, когда-нибудь в вашем городе появятся афиши: "Armenian Navy Band.
Всего один концерт". Не пропустите этот вечер - впечатлений хватит надолго. За
годы на столичных сценах уже успели привыкнуть к тому, что под ярлыком
"армянский фолк" слушатель получает либо поддерживаемый на государственном
уровне поп-фолк (он же - рабиз), либо недоучек, использующих
этнические мотивы как "фишку", восполняющую пробелы в их скудном образовании.
Navy Band - это профессиональный состав, который представляет Армению на
мировой сцене с достоинством лидера.
1710 – В Англии в 1710 году вступил в силу принятый годом раннее первый закон об авторском праве - "Статут королевы Анны" »»
Fraser MACPHERSON (1928)
Denny ZEITLIN (1938)
Bunny LIVINGSTON (1947)
Bunny WAILER (1947)
Brian SETZER (1959)
BABYFACE (1959)
Afrika BAMBAATAA (1960)