Несмотря на явно не лучшее самочувствие, Хвост выступал регулярно в течение всего последнего года жизни, с самого возвращения в Россию в марте: видимо, истосковался по живой публике, выходящей за пределы узкого дружеского круга. Так что, строго говоря, концерт 8 декабря в ЦДХ не был задуман как вечер памяти Алексея Хвостенко; он был назначен давно, просто как очередной концерт Хвоста.
Но случилось то, что случилось. Как известно, ни один из билетов, проданных на последний, не состоявшийся концерт Элвиса, не был возвращен в кассу. Точно такой же аншлаг был зафиксирован и на последнем, несостоявшемся "Гамлете" с участием Высоцкого.
Алексей Хвостенко "пошел еще дальше": зал
ЦДХ был полон, и я уверен, большая
часть зрителей купила билеты уже после 1 декабря, когда Хвоста не стало.
Впрочем, что значит - "не стало"? Применительно к таким незаурядным творческим
людям как Хвост, такие, казалось бы незыблемые понятия, как-то размываются и
теряют смысл. "Стало - стало, было - не было", как поет Леонид Федоров -
давний и, пожалуй, в творческом смысле самый плодотворный соавтор Хвоста.
Федоров по праву выступал первым, после вступительных слов питерского
человека-митька Дмтирия Шагина. Исполнив "Конь унес любимого" и
"Поедем, поедем" (кстати услышанную мною впервые в 1997 году именно с
его голоса и именно здесь, в ЦДХ
Неудивительно, что лучше всего это
получилось у дочери Хвоста Анны.
Выйдя на сцену, она извинилась, что унаследовала от папы плохую память на
тексты и раскрыла книжку. Но потом исполнила шаманскую "Не слышу птиц я в
ветвях деревьев" так чисто и так правильно, что просто перехватывало
дыхание. Впрочем, прочие музыканты тоже искренне
старались - оно и понятно, ведь все
пришли по велению сердца.
Ольга Арефьева спела "Орландину" так, как она
уже много лет регулярно поет ее на своих концертах и "Одна могила" -
типично хвостовскую шутку над еврейской "Хава Нагила". Анатолий
Герасимов, практически не уходивший со сцены по праву ближайшего друга и
даже родственника, исполнил со своим квартетом инструментальную вариацию на
тему "Конь унес любимого".
Алексей Паперный заявил, что песен
Хвоста петь не умеет и исполнил свою "А я всё думал о том как наша жизнь
легка" - очень, по его словам, подходящую к случаю. Умка, Силя и
Герберт Моралес также перемешивали свои и хвостовские песни, причем
упертый растаман Гера Моралес проявил себя с неожиданной стороны,
безукоризненно исполнив классические английские "Зеленые рукава" -
оказывается, Хвост и на них успел написать русский текст...
Но дальше всех пошел Армен Григорян - он исполнил известную всем чуть ли не с XIX века песенку про то, как "вьются кудри, вьются кудри:", на полном серьезе объявив ее тоже хвостовской. Воистину, Хвост - как Пифагор: пифагорейцы тоже уверяли, что их мистический учитель открыл всё, что только было открыто, в том числе за много лет до рождения и через много лет после телесной смерти Пифагора.
Уход в мистику здесь не случаен: ближе к
концу вечера она явственно стала
занимать всё больше и больше места в программе. Начать с того, что концерт
состоялся ровно на девятый день после смерти Хвоста и организовавший его
Андрей Тропилло вполне резонно предположил, что его душа бродит где-то
рядом. Дальше - больше. После того, как Дмтирий Шагин проревел "Чайник
вина", Тропилло как ни в чем не бывало, что прямо сейчас музыканты группы
Degeneratos - последней, с которой выступал и записывался Хвост, запишут
мини-альбом Хвоста. Они наложат свои живые инструменты на записанный в ноябре
голос Хвостенко, и где-то в январе он, Тропилло, надеется выпустить
получившуюся запись как концертный альбом Хвоста.
После этого, как кульминация концерта, действительно зазвучал знакомый всем
неповторимый хриплый голос, поющий хорошо всем знакомые песни - в том числе,
конечно, и "Рай".
Ну и совсем в заключение все выступавшие музыканты, а также припоздавшая
Рада грянули настоящий хвостовский гимн - "мы всех лучше, мы всех
краше".
С этим трудно не согласиться.
Одна из выступавших - давняя подруга Хвоста по имени Татьяна, прежде чем спеть
(в сопровождении тульского рок-музыканта Дмитрия Булыгина) хвостовскую
песню про войну во Вьетнаме (по ее словам, Алексей впервые спел ей эту песню,
когда ему был 21 один год - около той самой греческой церкви, о которой писал
Бродский) справедливо заметила, что Хвост у каждого был свой, каждый
воспринимал его по-своему. Но все, я уверен, согласятся с Умкой, сказавшей:
"Хвост прожил потрясающую жизнь. Он делал что хотел, клал абсолютно на все -
на государство, на так называемую культуру, он любил многих женщин и женщины
ревновали его друг к другу. Поэтому ему и была дарована легкая смерть".
Алексей Хвостенко умер во сне. И теперь его песни стали по-настоящему
народными.
Дата рождения:
14 ноября 1940
1966 – Родился Кристоф Шнайдер aka Doom, барабанщик группы Rammstein. Не смотря на суровое прозвище, Шнайдер слушает всё, что кажется ему интересным на данный момент, например Coldplay или Мадонну »»
Joe TAYLOR (1921)
Kit LAMBERT (1935)
Carla BLEY (1936)
Eric BURDON (1941)
Susan STENGER (1955)