Радиостанции бывают двух типов - успешные и мертвые. Радио ULTRA к числу успешных, по мнению его руководства, не относилось. И теперь его нет. 7 ноября на 100,5 круглые сутки звучал джингл "ULTRA кончилась, началось радио" (в противоположность привычному "Радио кончилось, началась ULTRA") и одна песня - "Rock Is Dead" Мэрилина Мэнсона. А уже 8 ноября с песни "Simply The Best" на 100,5 началось вещание нового радио - Best FM.
Открывая ULTRA четыре года назад, ее
генеральный продюсер Михаил Козырев
исходил из модного в те времена суждения, что скоро широкоформатные поп-проекты
исчезнут из эфира, уступив место небольшим, "нишевым" радиостанциям,
транслирующим музыку какого-нибудь одного стиля и ориентирующимся на небольшую,
но четко очерченную аудиторию. Козырев был прав - это суждение вполне
соответствовало мировым тенденциям. Но Россия, как всегда, пошла особым путем.
Местные рекламодатели так и не поняли, что нишевой проект, про аудиторию
которого все доподлинно известно, выгоднее с точки зрения рекламы. Размещая
свой ролик в СМИ с огромной, но размытой аудиторией, они палят из пушки по
воробьям - из тех миллионов, что его увидят или услышат, лишь малая часть будет
их целевой аудиторией. Куда выгоднее и дешевле отдать ролик на маленькую
станцию или телеканал, аудитория которого полностью состоит из тех, кому этот
ролик адресован. Но рекламодатели упрямо продолжали нести свои бюджеты на
станции крупных форматов - "Авторадио", "Русское радио", "Европа Плюс". В итоге
богатые становились еще богаче, а бедные - еще беднее.
Радио ULTRA, увы, относилось к числу последних. Конечно, коммерческая
деятельность станции навсегда останется тайной, но если уж ее руководство
поместило на сайте текст следующего содержания: "Проект не оправдал себя с
коммерческой точки зрения и завтра на частоте 100,5 будет новое радио", то,
видимо, дела и впрямь были плохи.
В итоге Михаил Козырев принял то решение, которое принял бы на его месте любой
бизнесмен - сменил формат станции. И обвинять его в этом, писать ему открытые
письма и устраивать митинги, как сделали поклонники ULTRA, бессмысленно. Те,
кто лишился своей любимой станции и очень по этому поводу расстроился, не
учитывают одного: радио - дорогое удовольствие. Лицензия, зарплаты сотрудников,
авторские отчисления, аренда передатчика, промоушн - все это стоит денег, и эти
деньги нужно откуда-то брать. А радиостанция может взять эти деньги только из
кармана рекламодателей, и то если те захотят. Видимо, они не захотели.
Разумеется, всем, и в том числе автору этих строк, обидно, что рок-музыка вымывается из FM-диапазона. "Открытое радио", "Куранты" и ULTRA закрыты, а уцелевшие "Наше радио" и MAXIMUM явно не в состоянии удовлетворить запросы любителей серьезной рок-музыки. Но радио не существует само по себе, оно лишь часть общественного и культурного контекста, в котором живет страна, и, в какой-то мере, является отражением того, что в ней происходит. И если на тяжелой рок-музыке нельзя заработать деньги, то радио здесь ни при чем. Времена энтузиастов и филантропов в радио, как и в любом другом бизнесе, давно прошли.
Вместо ULTRA на 100,5 появилось радио "Best FM", которое транслирует популярную музыку всех стилей и эпох, от диско 80-х до клубных хитов 00-х. Судя по первому дню вещания, главный критерий отбора музыки - ее популярность, известность. По иронии судьбы, как и "Открытое радио", ставшее "Попсой", ULTRA превратилось в свою противоположность. Добьется ли новая станция успеха - покажет время. У нее будет очень много конкурентов - та музыка, которая звучит в его эфире, есть на многих других радиостанциях, от "Диско" и "Авторадио" до "Монте-Карло" и "Европы Плюс". Ясно только, что рок-станции на частоте 100,5 больше не будет.
Рано или поздно ситуация изменится. Уже сейчас в FM-диапазоне Москвы работают более 30 станций, и их число только увеличивается. Мелкие станции поглощаются крупными - "Куранты" были проданы "Радио 7 На Семи Холмах", "Хит-FM" - "Русской Медиа-Группе" ("Русское радио", "Русское радио-2", "Монте-Карло", "Динамит-FM", MAXIMUM). Радиоэфир меняется - пока что в сторону поп-музыки. Надолго ли это - неизвестно. Но однажды наступит момент, когда кто-то решит, что в FM-диапазоне не хватает рок-музыки, откроет соответствующую станцию и добьется успеха.
Другой вариант - дальнейшее развитие интернет-радиостанций и переход на
цифровое вещание. Интернет-станции стоят дешевле эфирных и, следовательно,
могут позволить себе большее. Их успех напрямую связан с ростом числа
пользователей "толстых" каналов связи и снижением цен на траффик. Переход на
цифровое вещание будет означать, что новые приемники смогут ловить
неограниченное число станций (сейчас оно технически ограничено возможностями
FM-диапазона). Это будет революцией в радиовещании - в эфире будут звучать
сотни радиостанций в цифровом качестве. И одна из них обязательно будет
транслировать рок.
В США этот процесс уже начался. Россия - в листе ожидания.
1710 – Родился Томас Арн - английский композитор, автор гимна "Правь, Британия" »»
1937 – Родился Зураб Соткилава - советский, российский и грузинский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист СССР »»
1955 – Скончался Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля бибоп. Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза »»
1969 – Пол Маккартни женился на Линде Истман. Тем же днем Джордж и Патти Харрисоны были задержаны за хранение наркотиков »»
1969 – Родился гитарист Грэм Коксон - участник группы Blur с 1989 по 2002 год, а также 2008 года. Записал 6 соло-альбомов, ещё будучи в составе Blur, далее сконцентрировался на сольных выступлениях »»
Georges DELERUE (1925)
Liza MINELLI (1946)
Liza MINNELLI (1946)
James TAYLOR (1948)
Bill PAYNE (1949)
Marlon JACKSON (1957)
Tony TERRY (1964)
Graham COXON (1969)